ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ ЖИЗНИ

Первым идею переноса столицы Казахстана в Целиноград выдвинул в начале 60-х годов тогдашний генсек ЦК КПСС Никита Хрущев. Однако лидеру нашего государства Динмухамеду Кунаеву удалось отстоять у него южную столицу – Алма-Ату. Чуть позже в 1962 году по идейно-нравственным соображениям он отвёрг инициативу своих коллег по партии о переименовании Павлодара в Хрущёвград.

Следует подчеркнуть: при Кунаеве промышленность Казахстана выросла в 9 раз, сельское хозяйство – в 6 раз, а строительство – в 68 раз. При нём было освоение целины, нефтяных и горнорудных месторождений, строительство Байконура, Медео, Капчагайского водохранилища и многих других объектов века. Но скромный по природе, он ходил на работу пешком и без охраны, имел в собственности только одну квартиру в южной столице.

Однако, несмотря на его заслуги перед Родиной, улица Кунаева ждала своего появления в новой столице почти 20 лет, а Астану переименовали всего за один день. К чему такая спешка? Любой скажет, что важное государственное и историческое решение нужно принимать на холодную голову. Не стоит собранный по капле за долгие годы авторитет выплескивать за один день.

Говорят, умный советует, а мудрый советуется. Тогда почему власти Казахстана не посоветовались с народом, не провели референдум по переименованию Астаны? У миллионов соотечественников остался тяжелый осадок в душе от того, что никто не спросил их мнения.

А о чём подумали наши соседи и международная общественность? Что народ в нашей стране ничего не решает? Разве народ этого заслуживает? Разве это правильно и демократично? Справедливей было бы действовать в рамках конституционного поля, не подстраивая её статьи под себя. Ведь Конституция – это мать всех законов. Поэтому нужно, наоборот, подстраиваться под неё.

Вспоминается март 2017 года, когда за один только день было внесено 26 поправок в нашу Конституцию. В Японии Конституция не претерпела ни одной поправки с момента её принятия в 1947 году, потому что её чтут. Поэтому там низкий уровень преступности и высокий уровень благосостояния. Почему бы не поучиться у них?

Ощущение по скоропалительному переименованию Астаны такое, будто мы побили рекорд Гиннеса, в том числе по одновременному переименованию исторических названий центральных улиц, бульваров и площадей других казахстанских городов, а также замене табличек. На выделенные на это народные денежные средства можно было возвести в столице 50 школ, садов и больниц, которые так необходимы городу. И вообще, разве у нас сейчас, в период кризиса, нет других, более важных дел, кроме как переименование столицы?

С одной стороны, есть ощущение гордости, что в Астану вложено 50 млрд. долларов инвестиций. Но с другой стороны – за эти годы накопился внешний долг в сумме 160 млрд. долларов, за который придется расплачиваться нашим потомкам.

Никогда не думал, что мы когда-нибудь окажемся бедной страной. Именно такой статус Казахстану недавно присвоил один из швейцарских банков.

Ещё одним неприятной занозой на теле Казахстана является тот факт, что по стандартам ООН, который относит к бедным людям тех, чей доход не превышает 5 долларов в день, что в переводе на наши деньги составляет 57 тысяч тенге в месяц. А у нас многие имеют доход ниже или чуть выше этой черты бедности.

В то же время эксперты подсчитали совокупное состояние отечественных олигархов, составляющее 26 млрд. долларов, что равно бюджету всей нашей страны. Разве к этому стремились миллионы простых граждан, всецело поддерживая реформы власти?

При этом чиновники обкладывают налогами и без того еле выживающих самозанятых людей, доходы которых находятся на границе порога бедности. Почему не пересмотреть контракты с теми, кто в течение последних 20 лет ежегодно на 35-50 млрд. долларов экспортировал нашу нефть за границу? Если всё сложить, то выйдет астрономическая цифра.

Мы гордимся, что Казахстан по площади вмещает пять Франций, а уже 30 лет не можем обеспечить десятью сотками миллион триста тысяч ждущих своей очереди наших соотечественников. Мы распродали почти все лучшие земли, даже те природоохранные, что вокруг озера Боровое и по дороге на Медео. Теперь миллионам горожан негде отдохнуть на природе.

Мы за небольшие суммы распродали большую часть народного имущества, которое по крупицам собирали в течение 70 лет. Мы гордимся, что наша страна богата нефтью, газом и металлами, а на самом деле почти всё это принадлежит небольшой кучке иностранных инвесторов и своих, доморощенных олигархов.

Раньше люди жили, не переживая о завтрашнем дне. Каждый мог без проблем найти хорошую работу по специальности, получить от государства бесплатное жилье и отдохнуть на лучших курортах СССР. Средняя зарплата была 248 рублей в месяц (400 долларов), а пенсия в 55 лет – 76 рублей (130 долларов).

А что сейчас? Люди просыпаются и живут в постоянном стрессе, не зная, что случится завтра. От этого и происходит половина разводов в семьях. В центре города средь бела дня убивают чемпионов, а один фанатик ставит на уши весь мегаполис. Неужели он так напугал наши органы правопорядка, что они выстроили для себя неприступные бастионы? Для справки: на Западе вход в аналогичные структуры сделан из стекла, и он всегда открыт.

Раньше за крупную кражу был расстрел, а сейчас за кражу килограмма сахара можно схлопотать больше, чем за кражу миллиардов. Потом эти коррупционеры и взяточники от власти на всю страну заявляют, что им стыдно перед главой государства и просят у него прощения, вместо того, чтобы просить прощения у народа.

Если раньше можно было накопить на кооперативную квартиру в Алмате в течение года, то сейчас, чтобы купить жилье по госпрограмме, нужно ежемесячно платить по 50 тысяч тенге в течение 25 лет. Разве такая кабала не ведёт к стрессам и сердечным приступам?

Недавно в очередной раз власти заявили, что низкооплачиваемым работникам на 30% поднимут зарплату. Почему этого не сделали сразу, три года назад, когда цены на товары и услуги поднялись в два раза? Когда плохо акционеру банка, государство даёт ему миллионы и миллиарды из народного Национального фонда. Когда плохо простым людям, государство даёт им миллион обещаний.

Вместо того, чтобы заниматься решением насущных проблем народа – единственного источника государственной власти – власть занимается заменой вывесок на фасаде.

Ержан ОРЫМБЕТОВ

Республиканский еженедельник онлайн