Последние ВЫБОРЫ «Нур Отана»

  • Праймериз партии власти как зеркало состояния страны

Заседание бюро политсовета партии «Нур Отан» невольно приковало к себе внимание самых широких слоев общества, в том числе открытых оппонентов партии власти. Однако ничего особо интересного не произошло. Новизна была лишь в том, что председатель партии употребил невиданное доселе понятие «праймериз», которое больше присуще для стран демократической направленности, а это, как понимаете, ни партии, ни Казахстану в целом, к сожалению, пока не грозит. Попробуем разобраться, что это такое и во что, в конечном итоге, это может вылиться.

Опять переиграли

Все началось в конце ноября прошлого года, когда Нурсултан Назарбаев на одном из больших заседаний наказал делегатам из регионов готовиться к выборам, подчеркнув, что на этот раз в партийных списках нужно побольше женщин и молодежи. Тем самым экс-президент открыто намекнул на начало битвы за электорат и подбросил сухих дровишек в костер разговоров об очередных внеочередных выборах. Тогда же он пообещал встретиться с однопартийцами в феврале.

Однако месяц назад его заместитель Бауыржан Байбек на одном антикоррупционном мероприятии (под условным названием «пчелы против меда» или «казахи против мяса») как бы между прочим анонсировал расширенное заседание политсовета «Нур Отана». Буквально вслед за этим он встретился со своим шефом, который уже более точно определил дату мероприятия – 18 марта. Однако буквально через пару недель Нурсултан Абишевич «переиграл», перенеся заседание на 5 марта, а накануне «посиделок» выяснилось, что это будет собираться не политсовет, а бюро политсовета.

Неделю назад «долгожданное» событие произошло, но оно не принесло чего-то особо заслуживающего внимания – все было предсказуемо. Мероприятие было внутренним и закрытым для прессы, и кое-что действительно важное могло быть не донесено до общественности. В любом случае надо понимать, что в последний момент режим решил что-то переиграть, а в итоге публике представили иллюзию внутрипартийной демократии и опять-таки намекнули на предстоящие выборы.

Если коротко, то Назарбаев заявил о необходимости провести праймериз, чтобы выявить наиболее достойных кандидатов в мажилис и маслихаты, причем сделать это в ускоренных темпах – с конца марта до середины мая. Это при том, что в нормальных странах данный процесс занимает многие месяцы, да и по большей части он применителен к выборам президента или премьер-министра. Но у нас, как известно, свой путь к демократии – не спеша, в обход и с долгими остановками.

Выборы в срок?

Чтобы понять, что такое «праймериз» (это слово и само действо для нас действительно новое), мы обратились к эксперту – международному аналитику по выборным процессам, общественному деятелю Нурулу Рахимбеку. Вот что он нам пояснил:

– Информация о проведении праймериз «Нур Отана» в СМИ достаточно скудная, скорее всего в силу того, что партия не хочет заранее распространять публично информацию о своей методологии. В самих праймериз нет ничего сложного, все элементарно. Это внутрипартийные выборы (или предварительный отбор) лучших кандидатов для партийного списка. Единственное, что можно было установить – руководство партии уделяет особое внимание молодежи и женщинам. Конечно же, не исходя из того, что у партии недостаток кандидатов. Наоборот, я считаю, что у партии эти ниши кандидатов аккумулированы в сформировавшиеся проправительственные структуры, такие как «Жас Отан», «Гражданский альянс Казахстана» и, возможно, «Ассоциация деловых женщин Казахстана». Так что пул для выбора кандидатов достаточно широк.

А в чем суть праймериз, и можно ли о них в полной мере говорить применительно к «Нур Отану»?

– Одним из важных условий, которые делают праймериз целесообразными – это реальная политическая конкуренция, как на общеполитической шахматной доске, так и внутри политической организации. Учитывая авторитарный формат структуры «Нур Отан» и ее монополию, ни о какой политической конкуренции речи нет.

Значит, и выдвижение, и отбор достойных кандидатов будут искусственными. Кандидаты, с моей точки зрения, будут отбираться, основываясь на критериях родственных отношений или лояльности к менеджменту партии. Хоть Байбек и объявил 8 марта, что каждый может принимать участие, мы понимаем, что это лишь слова. Каждый, конечно. формально может участвовать, но выиграет заранее определенный кандидат. Партия на этом этапе не собирается рисковать получением случайных людей. Отбор будет проходить согласно философии всех выборов в Казахстане – не прозрачно, без возможности претендентам на место кандидата дебатировать друг с другом перед электоратом.

По классической международной модели праймериз проходят по двум схемам. Есть открытые праймериз, есть закрытые. Открытые подразумевают участие широкого круга избирателей – практически по официальным избирательным спискам. А закрытые праймериз – это выборы только внутри партии, с участием членов партии. С учетом подконтрольности и аморфности членов «Нур Отана» отбор будет проводить де факто политический совет, который полностью подконтролен председателю совбеза.

Можно ли говорить, что «нуротановцы» – первооткрыватели этого метода в Казахстане?

– Вообще, на моей памяти праймериз или так называемые «праймериз» уже проводились Гражданской партией Казахстана, ныне, по сути, ставшей ДПК «Акжол». Но и тогда праймериз носили номинальный характер – голосовал актив партии в одной комнате и в одну урну, таким образом, что можно было вычислить каждый индивидуальный голос. А мы прекрасно помним, что одним из постулатов честных выборов является тайна голосования.

Ну, наверное, это «Нур Отану» не грозит…

– Скорее всего. Я думаю, выборы пройдут за закрытыми дверями, а общественность так и не узнает, какой механизм был задействован партией, хотя бы декларируемый официально. Поэтому для «Нур Отана» рекомендуется открыть доступ независимых наблюдателей ко всему процессу праймериз, начиная с выдвижения кандидатов и вплоть до подведения результатов – то есть, если я не ошибаюсь, с 30 марта по 16 мая.

Вообще, что касается классической международной практики, праймериз начинаются за год до выборов. Но мы прекрасно понимаем, что если бы «Нур Отан» хотел, он бы мог провести праймериз прямого сегодня и закончить их за два часа. Учитывая, что весна будет занята праймериз, то летом или осенью партия уже будет готова к предвыборной гонке. Но, тем не менее, учитывая полную подконтрольность действующего парламента и более-менее сбалансированную политическую обстановку, я не вижу для «Нур Отана» особой необходимости проводить выборы в Мажилис досрочно. Единственным фактором, который может повлиять на решение провести выборы досрочно, это серьезное расхождение во взглядах между президентом и председателем совбеза. Но пока мы такого не наблюдаем.

Генеральная репетиция

По большому счету, особой важности в том, когда пройдут парламентские выборы, нет. Более важно, как они пройдут. И здесь даже самые оптимистичные предсказания тонут в констатации факта «все будет как обычно». Однако нужно усвоить (и «Нур Отану» вместе с его «библиотекарем», и всему гражданскому обществу), что времена нынче не те. Как бы ни старалась партия власти изобразить внутреннюю демократию, сколько бы действующий президент ни заявлял о честных выборах и политическом плюрализме, все понимают, что авторитет власти стремительно падает.

В принципе, «Нур Отан», как бы он ни модифицировался и сколько бы «общественных приемных» ни открывал, всегда в процентном отношении получал меньше голосов, чем ее лидер. И это учитывая полную подконтрольность всей цепочки, начиная от избирательных участков и заканчивая центризбиркомом. Конечно, все эти цифры можно и нужно считать изначально вымышленными, но факт остается фактом – на предстоящих выборах, пройдут ли они в срок или опять будут «очередными внеочередными», партия власти получит намного меньше голосов, чем даже в избирательной кампании 2016 года. Причем, чем дольше будут оттягивать день голосования, тем меньшим будет этот процент.

Какова будет расстановка сил на следующих парламентских выборах, как проявит себя в этом процессе гражданское общество, включая независимых наблюдателей, и будут ли допущены к выборам все официально зарегистрированные оппозиционные силы, вопрос другой – в данном материале мы хотели сделать акцент на шансах «Нур Отана». Но в любом случае создается устойчивое впечатление, что это будут последние выборы «партии Назарбаева» в привычном виде.

Поэтому уже сейчас демократическим силам, оппозиционным партиям (пусть пока не зарегистрированным), всему гражданскому обществу надо готовиться к предстоящей битве за электорат. Необходимо доказать обществу, всему миру, да и самим себе, что они готовы взять власть в свои руки. А следующие по порядку выборы должны стать последней генеральной репетицией перед этим, независимо от степени участия в них.

Но пусть «нуротановцы» не беспокоятся – никто люстрировать (пока) их не собирается. Пусть идут на битву за электорат на тех, настоящих, выборах, но только по честным и единым для всех правилам. Если, конечно же, пройдут перерегистрацию при новой власти.

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ, «D»

Смех и грех

ПРАЙМЕРИЗ: вопросы и ответы

О предстоящих праймериз «Нур Отана» и о его электоральной платформе кратко, но по существу:

Какова у «Нур Отана» идеология? – То, что в 2050-м году будет по какой-то причине всем хорошо. 

Каковы ваши политические программы? – Не трогайте Нурсултана Абишевича, он не виноват. И вообще, нормально же общались, чо начинаете?

Каковы ваши экономические программы? – И семью его не трогайте, и друзей. Они как-никак лучшие люди страны. Нет-нет, делиться не будем, разделим всё ваше, но поровну! Вот тут клянёмся, что поровну. 

Каковы ваши социальные программы? – Мы вам обязательно поможем вашими же деньгами. Наверное…

Каковы ваши гуманитарные программы? – Мы вам повысим зарплаты за счет ваших же денег. А нет, еще наругаем нехороших. Наверное…

Каковы ваши взгляды на борьбу с коррупцией? – Не волнуйтесь, мы их уже исключили, они больше не будут.

Каковы ваши взгляды на государство и бюрократию? – Нам не разрешают это обсуждать, мы же там работаем. 

Каковы ваши взгляды на свободу слова? – Вы лучше обсудите то, что «в подъезде номер три лампочка не горит».

Каковы ваши взгляды на социальную справедливость? – То, что уже украдено, скорее всего украдено окончательно. Ой, нет! Короче, нам это тоже не разрешают обсуждать.

Каковы источники вашего богатства? – Талантливые дети и жены. Вот моя декларация, там два тенге.

Почему вы от нас требуете исполнения законов, которые сами же придумали? – Это просто совпадение. Честное слово…

Каковы ваши взгляды на мораль? – Мы не знали, что так нельзя. Честно не знали. Это все Аблязов.

Каковы ваши взгляды на политические репрессии? – Не, ну а чо они? Они первые начали. 

Наврали вы замечательно, а какие ваши реальные взгляды? – Выключите диктофон…

Внизу: Агитлистовка от Бауржана Избасарова: «Нуратанға» артхауз* беріңдер!».

Дастан КАДЫРЖАНОВ на фото Ғ знак

*Артха́усарт-хаус (англ. Art house букв. «дом искусств») — кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию, демонстрирующиеся, как правило, в специализированных (артхаусных) кинотеатрах – Википедия. 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн