Воскресенье , 22 июня 2025

Сила духа и патриотизм: юбилей Жумабека Ташенова

У каж­дой нации есть свои незри­мые рубе­жи. Это не толь­ко гра­ни­цы на кар­те — это гра­ни­цы сове­сти, досто­ин­ства, исто­ри­че­ской памя­ти. В XX веке, когда судь­бы наро­дов реша­лись в каби­не­тах Моск­вы, Казах­стан ока­зал­ся на гра­ни поте­ри себя. Тогда, в пере­лом­ный момент, за свою зем­лю встал один чело­век. Без армии. Без ору­жия. Но с желез­ной волей и пре­дан­но­стью, кото­рая не изме­ря­ет­ся сло­ва­ми. Его зва­ли Жума­бек Ташенов.

          Казах­стан мог лишить­ся до чет­вер­ти сво­их тер­ри­то­рий. Хру­щёв­ская идея — выде­лить Целин­ный край, пере­дать юг Узбе­ки­ста­ну, а Ман­гыш­лак — Турк­ме­ни­ста­ну — гро­зи­ла казах­ско­му наро­ду утра­той исто­ри­че­ских земель и куль­тур­ной иден­тич­но­сти. Это была не про­сто поли­ти­че­ская ини­ци­а­ти­ва. Это было — пося­га­тель­ство на суть нации.

          Но тогдаш­ний пред­се­да­тель Сове­та Мини­стров Казах­ской ССР Жума­бек Таше­нов осме­лил­ся ска­зать «Нет» само­му Хру­щё­ву. Его зна­ме­ни­тые сло­ва: «Подоб­ные вопро­сы не толь­ко решать, их даже нель­зя обсуждать!»

ста­ли актом граж­дан­ско­го муже­ства, рав­ным бое­во­му подвигу.

          Он в оди­ноч­ку высту­пил про­тив реше­ния Полит­бю­ро. Про­тив без­раз­ли­чия. Про­тив стра­ха. И пусть это сто­и­ло ему долж­но­сти, пусть его имя надол­го вычерк­ну­ли из офи­ци­аль­ных речей — он остал­ся на сво­ей высо­те. И глав­ное — Казах­стан остал­ся на сво­ей земле.

Когда весь народ - за тво­и­ми плечами

          Жума­бек Ахме­то­вич Таше­нов — один из самых ярких и ува­жа­е­мых обще­ствен­ных и госу­дар­ствен­ных дея­те­лей Казах­ста­на, родил­ся 20 мар­та 1915 года в ауле Тана­коль Акмо­лин­ской обла­сти в семье с уме­рен­ным достат­ком. Его дет­ство про­шло на фоне тяже­лых поли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских потря­се­ний, голо­да и соци­аль­ных ката­клиз­мов, что оста­ви­ло неиз­гла­ди­мый след на его миро­воз­зре­нии и фор­ми­ро­ва­нии лич­ных убеждений.

Свою карье­ру в госу­дар­ствен­ном аппа­ра­те Таше­нов начал в 1934 году, когда при­нял на себя ответ­ствен­ность рабо­ты в раз­лич­ных реги­о­нах Казах­ста­на. Уже в 1940 году он стал чле­ном ВКП(б), что откры­ло перед ним путь к зна­чи­тель­ным карьер­ным вершинам.

Невзи­рая на слож­ные обсто­я­тель­ства вре­ме­ни, карье­ра Таше­но­ва стре­ми­тель­но раз­ви­ва­лась, и к 1952 году он был назна­чен Пред­се­да­те­лем обл­ис­пол­ко­ма Актю­бин­ской обла­сти. В 1955 году его избра­ли Пред­се­да­те­лем Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Сове­та Казах­ской ССР. В этой долж­но­сти он актив­но участ­во­вал в реа­би­ли­та­ции жертв ста­ли­низ­ма, в вос­ста­нов­ле­нии их репу­та­ции и в при­зна­нии неспра­вед­ли­во­сти преж­них репрес­сий. Осо­бен­но важ­ным было его уча­стие в улуч­ше­нии жиз­ни репрес­си­ро­ван­ных и под­держ­ке их семей, что при­нес­ло ему ува­же­ние как защит­ни­ка соци­аль­ной справедливости.

В 1960 году Жума­бек Ахме­то­вич воз­гла­вил Совет Мини­стров Казах­ской ССР, и под его руко­вод­ством было реа­ли­зо­ва­но мно­же­ство куль­тур­ных ини­ци­а­тив. Одной из самых ярких ста­ла идея стро­и­тель­ства «казах­ско­го аула» в Алма­ты — сим­во­ла сохра­не­ния и раз­ви­тия казах­ской наци­о­наль­ной куль­ту­ры. Так­же по его ини­ци­а­ти­ве был уста­нов­лен памят­ник вели­ко­му казах­ско­му поэту Абаю, а в Алма­ты был про­ло­жен про­спект, назван­ный в честь это­го вели­ко­го сына казах­ской земли.

Чело­век, кото­рый не отдал Роди­ну - и пока­зал, как её любить

Таше­нов про­сла­вил­ся не толь­ко сво­и­ми управ­лен­че­ски­ми каче­ства­ми, но и непре­клон­ной прин­ци­пи­аль­но­стью. Одним из куль­ми­на­ци­он­ных момен­тов его поли­ти­че­ской карье­ры стал реши­тель­ный про­тест про­тив пред­ло­же­ния Ники­ты Хру­ще­ва о воз­мож­ных изме­не­ни­ях тер­ри­то­ри­аль­ных гра­ниц Казахстана.

В 1960‑х руко­вод­ство СССР реши­ло «упро­стить» адми­ни­стра­тив­ную кар­ту: часть север­но­го Казах­ста­на долж­на была отой­ти Москве, юг — Узбе­ки­ста­ну, Ман­гыш­лак — Турк­ме­ни­ста­ну. Для каза­хов это озна­ча­ло не про­сто поте­рю зем­ли. Это была попыт­ка сте­реть корни.

          И тогда пред­се­да­тель Сове­та Мини­стров Казах­ской ССР — Жума­бек Таше­нов — сде­лал то, чего не ожи­дал никто: он отка­зал­ся под­чи­нить­ся. «Такие вопро­сы не толь­ко решать — их даже под­ни­мать нель­зя!» — ска­зал он.

Таше­нов жест­ко заявил: «Ники­та Сер­ге­е­вич, если про­из­воль­но менять гра­ни­цы наци­о­наль­ных рес­пуб­лик, то к чему Кон­сти­ту­ции рес­пуб­лик? И нико­му не поз­во­ле­но, ни одно­му орга­ну менять нор­мы Кон­сти­ту­ции рес­пуб­лик! В слу­чае, если будут нару­ше­ны поло­же­ния Кон­сти­ту­ции, то мы будем вынуж­де­ны обра­тить­ся в меж­ду­на­род­ные орга­ни­за­ции!» Таким обра­зом, он отста­и­вал тер­ри­то­ри­аль­ную целост­ность и наци­о­наль­ные инте­ре­сы Казахстана.

Это выступ­ле­ние ста­ло сим­во­лом его готов­но­сти бороть­ся за пра­ва сво­е­го наро­да, что навсе­гда оста­лось в памя­ти сооте­че­ствен­ни­ков. В ту секун­ду он был один. Но за ним сто­ял весь народ.

Не толь­ко поли­тик, но и защит­ник язы­ка, куль­ту­ры и справедливости

Таше­нов пони­мал: зем­ля — это осно­ва, но без язы­ка и куль­ту­ры у наро­да нет буду­ще­го. Когда пыта­лись пере­ве­сти казах­скую прес­су на рус­ский — он был про­тив. Когда замал­чи­ва­лись име­на репрес­си­ро­ван­ных казах­ских писа­те­лей — он доби­вал­ся их воз­вра­ще­ния в лите­ра­ту­ру. Когда твор­че­ской интел­ли­ген­ции не хва­та­ло жилья — он нахо­дил спо­со­бы обес­пе­чить их домами.

Он был госу­дар­ствен­ни­ком — и при этом очень «зем­ным» чело­ве­ком. За народ — всей душой.

После гром­ких залов - тихая, но чест­ная работа

Сра­зу после кон­флик­та с Моск­вой его отпра­ви­ли в Южный Казах­стан — подаль­ше от боль­ших реше­ний. Но он и там рабо­тал чест­но, отда­вая себя до кон­ца. Он не жало­вал­ся, не искал сла­вы. Он про­сто про­дол­жал делать то, что счи­тал пра­виль­ным. Это был выбор силь­но­го человека.

Как в Казах­стане отме­ча­ют юби­лей Жума­бе­ка Ташенова

К 110-летию со дня рож­де­ния Жума­бе­ка Таше­но­ва в Казах­стане про­хо­дят мно­го­чис­лен­ные меро­при­я­тия, кото­рые под­чер­ки­ва­ют его вклад в раз­ви­тие стра­ны. В Алма­ты состо­я­лись тор­же­ствен­ные меро­при­я­тия, вклю­чая цере­мо­нию откры­тия памят­ной дос­ки и воз­ло­же­ние цве­тов на памят­ник Абая, уста­нов­лен­ный по ини­ци­а­ти­ве Таше­но­ва. В раз­ных реги­о­нах про­шли науч­ные кон­фе­рен­ции и семи­на­ры, посвя­щён­ные его поли­ти­че­ской и куль­тур­ной дея­тель­но­сти, а так­же пуб­ли­ка­ции книг и выстав­ки, рас­кры­ва­ю­щие его жизнь и вклад в исто­рию Казах­ста­на. На теле­ви­де­нии были пока­за­ны доку­мен­таль­ные филь­мы и про­грам­мы, рас­ска­зы­ва­ю­щие о его роли в судь­бе республики.

Кро­ме того, в честь юби­лея были учре­жде­ны пре­мии име­ни Жума­бе­ка Таше­но­ва для людей, актив­но рабо­та­ю­щих в обла­сти госу­дар­ствен­но­го слу­же­ния и пат­ри­о­тиз­ма. В уни­вер­си­те­тах Казах­ста­на про­шли лек­ции и кур­сы, посвя­щён­ные его жиз­ни и дея­тель­но­сти. В рам­ках куль­тур­ных меро­при­я­тий состо­я­лись кон­цер­ты и теат­раль­ные поста­нов­ки, про­дол­жив­шие тра­ди­ции, нача­тые Таше­но­вым. Эти собы­тия при­зва­ны не толь­ко уве­ко­ве­чить память о выда­ю­щем­ся госу­дар­ствен­ном дея­те­ле, но и вдох­но­вить новое поко­ле­ние на изу­че­ние его насле­дия и на про­дол­же­ние его рабо­ты в инте­ре­сах Казахстана.

Пример истин­но­го слу­же­ния наро­ду и Родине

Таше­нов оста­вил яркий след в исто­рии Казах­ста­на, став не толь­ко сим­во­лом реши­тель­но­сти и пат­ри­о­тиз­ма, но и выда­ю­щим­ся лиде­ром, кото­рый все­гда был на сто­роне наро­да. Его вни­ма­ние к нуж­дам про­стых граж­дан, готов­ность защи­щать наци­о­наль­ную иден­тич­ность и раз­ви­вать куль­тур­ное насле­дие сде­ла­ли его одной из самых вли­я­тель­ных фигур в исто­рии Казахстана.

          Сего­дня, когда Казах­стан сто­ит на поро­ге новых вызо­вов — внеш­них, внут­рен­них, духов­ных — мы всё чаще гово­рим о пат­ри­о­тиз­ме. Но пат­ри­о­тизм — это не лозун­ги. Это выбор. Ино­гда — труд­ный, горь­кий, но един­ствен­но вер­ный. Имен­но такой выбор сде­лал Ташенов.

          Слиш­ком часто мы гово­рим о геро­ях про­шло­го как о чём-то далё­ком и недо­ся­га­е­мом. Но Жума­бек Таше­нов — это урок насто­я­ще­го. Его исто­рия акту­аль­на как нико­гда. В эпо­ху гло­ба­ли­за­ции, мигра­ции, инфор­ма­ци­он­но­го дав­ле­ния имен­но внут­рен­нее чув­ство при­част­но­сти, люб­ви к сво­ей зем­ле, куль­ту­ре, язы­ку, исто­рии ста­но­вит­ся опо­рой для страны.

Сего­дня Казах­ста­ну нуж­ны новые Ташеновы

Не обя­за­тель­но на высо­ких долж­но­стях. Они могут быть в шко­лах, уни­вер­си­те­тах, во дво­рах. Это юно­ши и девуш­ки, кото­рые зна­ют, за что мож­но и нуж­но сто­ять. Кото­рые не про­ме­ня­ют прав­ду на ком­форт. Кото­рые вырас­тут с пони­ма­ни­ем: быть казах­стан­цем — это честь и ответственность.

Мы долж­ны вер­нуть Таше­но­ва в обще­ствен­ное созна­ние. Его образ — не арха­и­ка, а нрав­ствен­ный ком­пас. Его судь­ба — это голос, кото­рый дол­жен зву­чать на каж­дом уро­ке исто­рии, в каж­дом акто­вом зале, в каж­дом пат­ри­о­ти­че­ском про­ек­те. Мы обя­за­ны гово­рить о нём не как о фигу­ре из про­шло­го, а как о при­ме­ре для будущего.

          Казах­стан, каким мы его зна­ем, — во мно­гом обя­зан имен­но ему. Пусть этот факт ста­нет частью само­осо­зна­ния моло­дё­жи. Памят­ни­ки стро­ят­ся не из кам­ня. Насто­я­щие памят­ни­ки — это память. Это ува­же­ние. Это про­дол­же­ние дел вели­ких сынов казах­ско­го наро­да в поступ­ках новых поко­ле­ний. Айгуль Таки­ро­ва

Республиканский еженедельник онлайн