Пятница , 10 октября 2025

Антивоенный жест или разменная фигура?

Поче­му уход Дмит­рия Коза­ка не подвиг. Запад­ные СМИ и рос­сий­ские либе­ра­лы уви­де­ли в отстав­ке чинов­ни­ка прин­ци­пи­аль­ный жест. На самом деле Козак не спа­сал мир он про­сто про­иг­рал аппа­рат­ную схват­ку.

В рос­сий­ской систе­ме вла­сти, где обыч­но ухо­дят либо нога­ми впе­ред, либо по пря­мо­му ука­за­нию свер­ху, доб­ро­воль­ная отстав­ка Дмит­рия Коза­ка выгля­дит почти скан­да­лом. Для путин­ской вер­ти­ка­ли это дей­стви­тель­но уни­каль­ный слу­чай: систе­му поки­нул один из самых дове­рен­ных людей пре­зи­ден­та, кото­ро­го в поли­ти­че­ских кру­гах назы­ва­ли не про­сто сорат­ни­ком, а «ДНК» Путина.

Эта аббре­ви­а­ту­ра не толь­ко ини­ци­а­лы Дмит­рия Нико­ла­е­ви­ча. За два деся­ти­ле­тия он стал хра­ни­те­лем самой про­грам­мы суще­ство­ва­ния путин­ско­го режи­ма, выпол­няя самые чув­стви­тель­ные пору­че­ния – от сочин­ской Олим­пи­а­ды до инте­гра­ции Крыма.

Имен­но Козак ока­зал­ся един­ствен­ным высо­ко­по­став­лен­ным чинов­ни­ком, кто на засе­да­нии Сов­беза в фев­ра­ле 2022 года яко­бы высту­пил про­тив пол­но­мас­штаб­но­го втор­же­ния в Укра­и­ну. Его соро­ка­ми­нут­ное выступ­ле­ние, как утвер­жда­ют оче­вид­цы, не вошло в офи­ци­аль­ную сте­но­грам­му, но поро­ди­ло миф о «чело­ве­ке, кото­рый пытал­ся оста­но­вить вой­ну». Более того, Козак, если верить све­жим пуб­ли­ка­ци­ям, даже успел согла­со­вать с Кие­вом про­ект сдел­ки, кото­рая остав­ля­ла Укра­и­ну вне НАТО. Но Путин выбрал иной сценарий.

С тех пор чинов­ник, полу­ча­ет­ся, тяго­тил­ся сво­ей ролью. По дан­ным The New York Times, он не скры­вал, что втор­же­ние было ошиб­кой, и посте­пен­но терял вли­я­ние, хотя про­дол­жал оста­вать­ся сре­ди бли­жай­ших сорат­ни­ков пре­зи­ден­та. Неуди­ви­тель­но, что в Москве его уход мно­гие вос­при­ня­ли как анти­во­ен­ный жест, едва ли не пер­вый в рос­сий­ской эли­те. Одна­ко дале­ко не все соглас­ны с такой трактовкой.

«Оче­ред­ная побе­да про­па­ган­ды над здра­вым смыс­лом так я бы назвал всю исто­рию с отстав­кой Дмит­рия Коза­ка», – гово­рит укра­ин­ский жур­на­лист и поли­ти­че­ский экс­перт Вита­лий Портников.

По его сло­вам, Козак дав­но кури­ро­вал пост­со­вет­ское про­стран­ство и почти все­гда без­успеш­но. Доста­точ­но вспом­нить «план Коза­ка» для Мол­до­вы, кото­рый дол­жен был пре­вра­тить стра­ну в «одно боль­шое При­дне­стро­вье», но сорвал­ся в послед­ний момент. Поз­же он пытал­ся встро­ить Укра­и­ну в орби­ту Крем­ля с созда­ни­ем «сов­мест­но­го сове­та» с ЛНР и ДНР или с «инспек­ци­ей» укра­ин­ских войск вме­сте с бое­ви­ка­ми. Все эти улов­ки провалились.

«Когда гово­рят, что Козак был про­тив вой­ны, это выгля­дит стран­но. Свое вли­я­ние он поте­рял лишь через три года после её нача­ла. А его выступ­ле­ние в Сов­бе­зе вовсе не было паци­фист­ским. Ско­рее, он пытал­ся при­крыть соб­ствен­ный про­вал, ведь боль­шая вой­на дела­ла оче­вид­ным, что его про­ект втя­нуть Укра­и­ну в орби­ту Крем­ля без тан­ков про­ва­лил­ся», – объ­яс­ня­ет Портников.

По его мне­нию, дело было не толь­ко в поли­ти­ке, но и в день­гах. В рос­сий­ской систе­ме кура­тор­ство озна­ча­ет кон­троль над финан­со­вы­ми пото­ка­ми. Поте­ря Укра­и­ны и части «рес­пуб­лик» лиша­ла Коза­ка вли­я­ния и дохо­дов, кото­рые пере­хо­ди­ли к Сер­гею Кириенко.

«Песен­ка Коза­ка как деста­би­ли­за­то­ра пост­со­вет­ско­го про­стран­ства была спе­та. Поэто­му сего­дня его отстав­ка это не вызов Крем­лю и не подвиг, а ско­рее финал карье­ры чинов­ни­ка, у кото­ро­го дав­но ниче­го не полу­ча­лось», – резю­ми­ру­ет эксперт.

Имен­но поэто­му, счи­та­ет Порт­ни­ков, раз­го­во­ры о «подви­ге Коза­ка» лишь удоб­ная леген­да, в кото­рую охот­но верят и запад­ные жур­на­ли­сты, и рос­сий­ские либе­раль­ные наблю­да­те­ли. Но в реаль­но­сти ника­ких «анти­во­ен­ных геро­ев» в окру­же­нии Пути­на не существует.

Козак не спа­сал мир и не бро­сал вызов войне – он все­го лишь про­иг­рал внут­ри крем­лёв­ской иерар­хии. Его отстав­ка не посту­пок, а итог карье­ры чинов­ни­ка, кото­рый слиш­ком дол­го пытал­ся про­да­вать свои про­ва­лы как стра­те­гию. А пре­вра­щать пора­же­ние в подвиг рос­сий­ские либе­ра­лы уме­ют не хуже про­крем­лев­ских пропагандистов.

Али Саматұ­лы, «D»

Республиканский еженедельник онлайн