ПРАВИТЕЛЬСТВО пока действует ТОЛЬКО НА СЛОВАХ

(Продолжение. Начало в номере от 24.02.2022г.)

  • «Чтобы общество процветало, люди должны быть заняты постоянной работой. Поэтому главной заботой правительственных органов должна быть борьба с безработицей, то есть создание рабочих мест, достаточное для всех.
  • Как мы и обещали спикеру нашего интервью и читателям в прошлом номере газеты, ниже без курюр опубликуем письмо ветерана казахстанского бизнеса Жаугашты Набиева на имя президента Республики Казахстан К-Ж. Токаеву.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

К Вам обращается Набиев Жаугашты Жоланович, бывший заведующий отделом внешних связей и выставок УД Совета Министров Казахской ССР, создавший еще в 1989 году первую полноправную, как и всесоюзное объединение Минвнешторга СССР, внешнеэкономическую организацию – региональную ассоциацию «Казахстан Коммерция», в 1995 году организация была приватизирована и преобразована в акционерное общество. Обращаюсь к Вам в целях содействия исполнения пункта 19 письма Ассоциации «Қазақстан Альянсы» от 05.07.2019г. №1-1/890 в Ваш адрес.

Начну свое обращение отрывком из своего письма, отправленного 3 августа 2018г. во вновь созданный инвестиционный фонд АО «Казына Капитал Менеджмент», входящий в структуру АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (по их просьбе):

«Я предлагаю Вам сотрудничество, честное и взаимовыгодное, самое главное, выгодное для будущего страны и не противоречащее законам, а, наоборот восстанавливающее справедливость в долях участия бизнеса Казахстана в диверсификации и развитие экономики.

К сожалению, в течение 25 лет с момента подписания контракта с американской компанией «Шеврон» по освоению уникального месторождения «Тенгиз», Казахстан не смог создать хоть одну сервисную компанию, заслуживающую быть Подрядчиком по тем или иным работам по освоению и развитию месторождения. У «Шеврон» имеются 5 – 6 иностранных компаний-подрядчиков, получающие миллиардные (долларовые) инвестиции для освоения и только жалкие «крохи» из этой огромной суммы достаются казахстанским компаниям на субподрядные работы (так называемое, «казахстанское содержание»).

Чтобы общество процветало, люди должны быть заняты постоянной работой. Поэтому главной заботой правительственных органов должна быть борьба с безработицей, то есть создание рабочих мест все больше и больше. На мой взгляд, Ваш фонд, прежде всего должен служить на возврат, хотя бы для начала, строительных и сервисных работ в страну ( в перспективе и добывающих и обрабатывающих работ).

Что нужно для этого? Прежде всего, выбрать толковых, состоявшихся собственников бизнес-компаний, которые, к их великому сожалению, не могут выполнить Ваших «ключевых требований и условий инвестирования», прежде всего по размерам собственных средств, необходимых для участия в проекте. В этом вопросе нужно быть более гибким. Может быть, необходимо довериться авторитету, опыту и жизненным позициям руководителей компаний.

Думаю, мой большой производственный опыт, общение с многочисленными иностранными компаниями, а также с государственными органами РК на различных уровнях по различным вопросам, дает мне определенную возможность высказаться по наболевшим вопросам…».

Исходя из последних подвижек в обществе и Вашего благожелательного отношения в поиске путей преодоления сложившейся ситуации в экономике хочу предложить на рассмотрение несколько вопросов по реформированию в нефтегазовой отрасли Казахстана, которые излагаются кратко в тезисах.

1. Пересмотреть условия СРП.

В Казахстане есть три Соглашения о Разделе Продукции – СРП (Profit Sharing Agreement – PSA) с иностранными нефтегазовыми игроками: ТОО Тенгизшевройл, ТОО Карачаганак Петролеум Оперэйтинг и NCOC (Кашаган). Объем добычи нефти и газового конденсата в Казахстане в 2018 г. превысил все ранее озвученные профильным министерством прогнозы, достигнув рекордной отметки за всю историю развития нефтегазовой отрасли – 90,3 млн тонн. Наибольший объем обеспечило месторождение Тенгиз (Атырау) – 28,6 млн тонн (103,3% к плану 2018 г.), затем Кашаган (казахстанский шельф Каспийского моря) – 13,2 млн тонн (120% к плану 2018 г.) и Карачаганак (ЗКО) – 12,1 млн тонн (100,8% к плану 2018 г.). То есть эти 3 СРП добывают почти 60% всей нефти Казахстана, тем более, что NCOC находится на этапе увеличения роста добычи и будет значительно наращивать уровень добычи ежегодно ближайшие 20-25 лет.

СРП в 90-х были заключены на очень невыгодных условиях и без права на пересмотр или расторжение. В условиях данных СРП есть множество беспрецедентных пунктов, которые в нынешнее время ни в коем случае не были бы приняты Казахстаном. Здесь будет приведён лишь один пример из таких условий, способствующий (или же наоборот препятствующий) развитию Казахстанского нефтегазового сервиса. Это – исключение этих компаний и всех их подрядчиков от платежа НДС и таможенных пошлин. Таким образом, товары, импортируемые для любого из СРП не облагаются НДС и таможенными пошлинами, тогда как Казахстанский подрядчик обязан платить НДС и таможенные пошлины на сырьё или технологии, импортируемые для изготовления товара или предоставления услуг. В связи с этим, данным недропользователям выгоднее импортировать товары и услуги и таким образом Казахстанские поставщики товаров и услуг не конкурентоспособны.

Таких пунктов в СРП множество, для полного понимания всех грабительских условий необходим отдельный анализ. Если нынешняя власть способна будет склонить мировые основные нефтегазовые корпорации на пересмотр соглашений, это даст максимальный импульс для развития сектора, казахстанского содержания и ВВП в целом.

Конечно, общеизвестный факт СРП о разделе прибыли скорее всего не сможет быть пересмотрен, так как это самый главный принцип этого соглашения. Только после возврата всех инвестиций участниками СРП (с процентами) прибыль с продажи углеводородов будет делиться с РК. Таким образом иностранные концессии не заинтересованы в экономной разработке месторождения. Этим самым им выгоднее привлекать дорогостоящий персонал из заграницы и платить чрезмерные экологические штрафы, которые не могут себе позволить остальные участники добычи нефти (об этом будет описано ниже) Для контроля за затратами, рекомендую создать независимую комиссию по утверждению и согласованию бюджета затрат каждого СРП. Эта комиссия должна пересматривать штатное расписание каждого СРП и стараться рекомендовать местные кадры и местные подрядные организации на высокотехнологичные и дорогостоящие позиции, а также рекомендовать и способствовать сотрудничества (коллаборации) с отечественными ВУЗами для развития молодых казахстанских специалистов.

Мы понимаем, что разрешение вопросов во взаимоотношениях с иностранными инвесторами, в особенности с пересмотром условий контрактов, очень сложны, тем не менее они неизбежны. Требуются объединенные усилия многих опытных специалистов нефтегазовой отрасли Казахстана и молодых специалистов, окончивших университеты за рубежом и проработавших в иностранных компаниях. При этом необходимо руководствоваться тем, что привлечение независимых консультантов от иностранных юридических и аудиторских компаний является обязательным условием такой работы.

На вскидку из заслуженных нефтяников остались не так-то многие. К примеру, Урал Акчулаков, Равиль Чердабаев, Сагат Тугелбаев, Махамбет Батырбаев, Жаксылык Жангазиев, Сагин Крымкулов, Кайролла Ережепов, Балтабек Куандыков, Ермек Марабаев, Кенжебек Ибрашев, Кундыз Нупов.

К молодым отнес бы, как пример, своего сына Набиева Чингиса, окончившего в 1991 г. среднюю школу в США, затем в Денвере Colorado School of Mines (бакалавриат нефтяного инжиниринга) и в Лондоне Imperial College of Science Technology and Medicine of London University (мастер наук нефтяного инжиниринга). В 1998 г. практику проходил в ОАО «КазахстанКаспийШельф». С 2000 по 2010 года он, как штатный работник инженерно-сервисной компании номер один в мире «Schlumberge» (Шлюмберже), работал в различных должностях нефтяных компаний: в Алжире «Sonatrack», в Габоне (Западная Африка), в России (Западная Сибирь), в Казахстане (Тенгизшевройл), в Узбекистане (ЛУКОЙЛ), директором филиала Шлюмберже в Астане. Впоследствии работал руководителем нескольких нефтяных компаний Малайзии в Казахстане.

2. Пересмотреть фискальную политику экспортёров нефти.

На сегодняшний день фискальная политика по добыче и экспорту углеводородов минимизирует поступления в госбюджет и максимально защищает экспортёров сырой необработанной продукции, а импорт переработанной продукции облегчает, делая Казахстанскую переработку совершенно невыгодной. Налогообложение недропользователей состоит из трёх составляющих: КПН, пошлины на экспорт (в случае экспорта товара), и роялти за пользование недрами. Они сбалансированы так, что только крупные игроки, такие как СРП и активы с участием КМГ могут эффективно работать с такой фискальной политикой. Так, в связи с мировым падением цены на сырую нефть, большинство средних и мелких недропользователей перестали существовать. Местный перерабатывающий сектор без господдержки и госзаказов не может существовать. Нам выгодней импортировать ГСМ из России и Китая, нежели поставлять свою продукцию на местный рынок. Так мы экспортируем переработанную продукцию в Киргизстан и Узбекистан, но это будет недолго продолжаться (Узбекистан скоро закроет этот рынок своими НПЗ).

3. Изменить экологические требования

В 2012 Нурлан Каппаров занял кресло Министра Охраны окружающей среды. Он всерьез увлекся идеями устойчивого развития: реструктуризации энергокорзины за счет внедрения зеленых источников энергии, сохранения водных ресурсов, восстановления лесного фонда. Нурлан Каппаров запустил казахстанскую углеродную площадку, так называемую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов и инициировал изменения в законодательство о возобновляемых источниках энергии. Эта благородная и правильная инициатива имела отрицательный вариант для большинства нефтегазовых недропользователей. Факела, сжигающие попутный газ, были запрещены. Но как известно, без производства попутного газа добывать нефть невозможно. В таком случае необходимо утилизировать попутный газ. Утилизировать попутный газ проще всего для производства электричества посредством газопоршневых турбин, так всё электричество на добывающих месторождениях обычно обеспеченно именно собственным газом. Излишек возможно продавать, но только в случае наличия инфраструктуры вблизи месторождения, а остальному большинству месторождений приходиться искать другие варианты утилизации. Можно продавать газ в Казтрансгаз, но опять-таки только в случае близости газопровода. И самый дорогостоящий вариант утилизации газа – это дальнейшая её нефтехимическая переработка, а для этого помимо значительных инвестиций необходима стабильная высокая (для рентабельности ГазХимперерабатывающих заводов обычно необходим большой уровень переработки) добыча газа, которую попутным газом обычно не обеспечить, а для этого подойдут газовые, газоконденсатные месторождения. В большинстве случаев месторождения отдалены от газовой или электроэнергетической инфраструктуры и неспособны обеспечить утилизацию попутного газа и тем самым продолжить добычу нефти без квот, а стоимость квот на сжигание газа делает добычу нефти нерентабельным. Многие мелкие и средние недропользователи были вынуждены прекратить свою деятельность.

Для недропользователей на стадии разведки, где происходит бурение разведывательных скважин, и освоение месторождений, где вводятся новые скважины, в которых будут проводиться исследовательские работы, включающие в себя пробную добычу и тем самым производством попутного газа, запрет на отжиг попутного газа смертелен. Разведка и освоение месторождений — это дорогостоящая деятельность, которые обычно происходят в отдалённой местности. В связи с запретом отжига попутного газа или же получение дорогостоящих квот могут позволить себе только такие недропользователи, как Тенгизшевройл. Таким образом разведка и ввод в эксплуатацию новых месторождений стали практически невозможными.

Здравую инициативу Каппарова необходимо отредактировать с учётом вышесказанного и исправить губительную ситуацию для мелких и средних недропользователей, так и для разведывательной деятельности.

Еще одна важная проблема – очистка нефтяных отходов. Ежегодно до 3% добытых и потребляемых нефтяных продуктов теряется безвозвратно в виде загрязнений или накапливается в виде отходов. В настоящее время в нефтяных амбарах и накопителях различных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятиях уже накоплены более 2,5 миллионов тонн токсичных нефтешламов. Общая площадь замазученных земель составляет более 2 миллионов гектаров.

Все принимаемые меры этими предприятиями не более чем имитация бурной деятельности. Все отходы после очистки нефтяных резервуаров, оборудования и труб, а также после утилизации замазученных территорий нефтешламы сбрасываются, как и раньше, в нефтяные амбары и накопители в степи.

4. Сотрудничество (коллаборация) нефтегазового сектора, включая сервисное направление, с ВУЗами

Всё больше недовольства вызывает у народа, что иностранные недропользователи нанимают предпочтительно иностранных специалистов, нанимая местные кадры на низкооплачиваемые позиции в качестве чернорабочих. На первый взгляд это именно так, но не совсем. Есть и казахстанские востребованные специалисты, работающие, как в Казахстане, так и за рубежом. Так как работать за границей значительно экономически выгоднее, то и мы видим больше местных специалистов-нефтяников, работающих не в Казахстане. Дисбаланс уровня заработной платы одному и тому же специалисту, работающему за границей или же на той же должности на родине – это обычная общемировая практика, насколько она справедлива здесь не будем обсуждать. Очень много толковых и талантливых казахстанских специалистов в различных сферах нефтегазовой индустрии работают во всех краях мира. Обычно они в конце концов возвращаются, заводят семью или хотят вернуться и работать на благо родины. Чаще всего такую жизненную мировую практику предоставляют молодым специалистам мировые сервисные компании такие как, Шлюмберже или Халибуртон.

Интересней всего посмотреть, как эти компании находят молодых талантов и привлекают их. Через коллаборацию с местными ВУЗами. Они работают со всеми техническими вузами и присваивают им рейтинги, в соответствии с которым они будут рассматривать кандидатуру, поступающую к ним на работу. Они сотрудничают с ВУЗами, оказывая спонсорскую помощь, проводя совместные научные работы, проводя семинары и привлекая студентов на летнюю практику. Тем самым, они дают привлекательную информацию о себе и знакомятся со своими потенциальными стажёрами и будущими инженерами, и руководителями своих компаний. Они это делают во всех странах, в которых они работают. Особенно этим занимаются у себя на родине нефтегазовые национальные компании различных стран мира, как например Petronas в Малайзии, так как подготовка и развитие собственных высокопрофессиональных специалистов выгодно в долгосрочном плане. НК «Казмунайгаз» должна быть заинтересована не только развивать местные кадры, но и работать со всеми профильными ВУЗами и Министерством образования РК, давать прогнозы на потребность кадров и их специализацию.

Существует множество других насущных проблем, которые требуют отдельного пересмотра: контроль за недропользователями в соответствии требованиям техники безопасности и охраны окружающей среды, правил освоения и разработки месторождений, проведение сейсмической разведки всех нефтегазовых бассейнов РК и оцифрование данных, способствовать поисково-разведывательной деятельности. Развивать безопасное и чистое освоение моря. Способствовать разработке собственного современного станкостроения и производства собственных инструментов для наших климатических и технических условий. Переработка тяжёлой вязкой нефти и борьба с трудностями её транспортировки. Развитие газовой добычи и переработки, создание газовых хранилищ. Но всё это требует отдельного внимательного рассмотрения.

Пересмотр условий контракта по СРП очень сложный, почти невозможный процесс. Но, на мой взгляд, для выработки плана действия, необходимо создать инициативную группу во главе с руководителем Администрации Президента РК Кушербаевым Крымбеком. Россия прежде пересмотра СРП с Shell выработала некоторые законодательные и организационные меры, осуществление которых вернула добычу нефти на Сахалине на своих условиях.

Было бы полезно, организовать по Вашему поручению встречу со мной и Кушербаевым Крымбеком. Мы достаточно знакомы по работе как в Алматы, так и в западноказахстанских областях.

С уважением, Набиев Ж.Ж.

15.08.2019 г.

Публикацию подготовила – Динара СЕЙСЕН – «D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн