Дочь и внука Назарбаева связали с необоснованным богатством в Лондоне.
Шикарная недвижимость в Лондоне, арестованная в прошлом году как «необоснованное богатство», оказалась собственностью дочери и внука казахского лидера Нурсултана Назарбаева. Их обязали доказать законное происхождение более 100 млн. долларов, на которые куплены два особняка и апартаменты в фешенебельных районах британской столицы.
Хорошо охраняемый особняк с подземным бассейном и кинотеатром на одной из самых дорогих улиц страны Бишопс-авеню, дом в престижном районе Хайгейт и огромная квартира в Челси были арестованы по запросу британских правоохранительных органов весной прошлого года. Тогда власти сообщали, что недвижимость связана с политически заметной фигурой, но не называли ни адресов, ни имен.
Би-би-си узнала, что это за дома, и кто в них живет, из открытых источников в результате совместного расследования с организациями Finance Uncovered и «Трансперенси Интернешнл«. Во вторник судья Высокого суда Лондона разрешила придать эту информацию огласке, не приняв возражений собственников.
Ими оказались Дарига Назарбаева, спикер сената Казахстана и дочь Нурсултана Назарбаева, и ее старший сын Нурали Алиев с женой Аидой. Они оспаривают в суде арест своей недвижимости, купленной несколько лет назад более чем за 100 млн долларов. Ее текущая рыночная стоимость может быть намного выше.
Арест был одним из первых актов новой кампании, направленной на борьбу с отмыванием сомнительных капиталов через покупку домов в Британии. Инструмент этой борьбы – ордер, позволяющий конфисковать имущество, если владелец не докажет, что оно нажито честно.
Первый такой ордер был выписан еще в 2018 году жене госбанкира из Азербайджана, осужденного на родине за хищения. Она оспорила его, и лишь недавно суд поставил точку в дебютном деле. Он отклонил возражения Замиры Гаджиевой и таким образом снял последнее препятствие для того, чтобы закон заработал в полную силу, а антиотмывочная кампания вышла на новый уровень.
И вот до суда дошло второе дело.
Тень покойного отца
Недвижимость оформлена на три офшора, зарегистрированных на Нидерландских Антильских островах, в Панаме и на британской заморской территории Ангилья. По мнению следователей Национального агентства по борьбе с преступностью (NCA), дома были куплены на преступные доходы отца Нурали Алиева и бывшего мужа Дариги Назарбаевой – Рахата Алиева.
Некогда влиятельный, а ныне покойный бывший зять Назарбаева попал в опалу в начале нулевых, покинул страну, был заочно осужден, арестован в Австрии и в итоге найден мертвым в тюремной камере в 2015 году.
К моменту покупки особняка с бассейном в 2014 году Нурали еще не было тридцати, но он уже успел поработать в казахских банках и компаниях на руководящих должностях. В конце 2014 года он перешел на госслужбу и на пару лет занял кресло заместителя столичного мэра.
Его отец в это время ждал суда в австрийской тюрьме по обвинению в убийстве двух банкиров. Он был разведен с Даригой в 2007 году и потому не может иметь отношения к лондонской недвижимости, купленной после 2008 года, утверждала на суде адвокат, представляющая собственников арестованного жилья.
Она сказала, что дело притянуто за уши, и обвинила следователей в «абсурдно патриархальном представлении о мире»: Назарбаева – самостоятельная женщина и способна заработать сама.
По словам адвокатов и семьи, они предоставили NCA все документы о том, как Назарбаева управляет своими деньгами и как организовано владение ее недвижимостью с прицелом на оптимизацию налогообложения. «NCA отказалась изучать представленные документы, – сказала в суде адвокат Клэр Монтгомери. – Они настаивают на публичном судебном разбирательстве».
Внуки Назарбаева не первый раз за последние месяцы становятся героями судебной хроники в Лондоне. Средний сын Дариги Айсултан Назарбаев в октябре прошлого года был осужден за то, что под воздействием наркотиков оказал сопротивление полицейским, ударил и укусил одного из них. Он получил условное наказание – его обязали продолжить лечение от наркозависимости и оштрафовали.
Сам Назарбаев в прошлом году отказался от поста президента, но остался главой совета безопасности, лидером правящей партии и пожизненным елбасы – национальным лидером.
Что будет с домами
Новые предписания (Unexplained Wealth Orders) можно выписывать только с санкции Высокого суда и лишь двум категориям людей: политически заметным фигурам из-за пределов Европы и любым подозреваемым в тяжких преступлениях, без оглядки на гражданство.
Если Назарбаева, Алиев и их офшоры успешно оспорят ордер в суде, его отменят. В противном случае им придется выполнить предписание и доказать законное происхождение средств. Если они не смогут этого сделать, правоохранительные органы еще раз пойдут в суд – на этот раз с ходатайством о конфискации и продаже имущества с молотка. Средства пойдут в британскую казну.
При любом исходе виновных не будет. Новый ордер – инструмент предварительного дознания, в гражданских делах о «необоснованном богатстве» никаких претензий владельцам недвижимости не предъявляется, их виновность или невиновность не является предметом спора. Этот вопрос вообще не рассматривается, поскольку уголовное преследование требует значительно более серьезной доказательной базы и зачастую предполагает интерпретацию законов других стран, что не входит в компетенцию английского суда.
- Источник: bbc.com/russian/news-51746068
Тем временем
ШВЕДЫ ОТКАЗАЛИ Казахстану ОКОНЧАТЕЛЬНО
- Шведский апелляционный суд (The Svea Court of Appeal in Stockholm) отклонил попытку Казахстана добиться отмены решения Стокгольмского арбитража по иску молдавских инвесторов Анатоля и Габриэля Стати.
На этот раз шведские судьи реально потеряли терпение. В решении об отказе в иске содержится термин – «dismissing with prejudice», который определяет его не просто как окончательное и бесповоротное, но и содержит очевидное обвинение в непрофессионализме подачи самой апелляционной жалобы.
Напомним, что речь идет о решении, принятом еще в декабре 2013 года, которое удовлетворило (частично) требования семьи Стати о выплате компенсации в размере 541 миллиона долларов за конфискованные проекты по нефтедобыче на нефтегазоконденсатных месторождениях Боранколь и Толкын и потерянные средства, вложенные в строительство газового завода.
Иск в Арбитражный суд от имени министерства юстиции Казахстана подавала шведская юридическая Mannheimer Swartling Advokatbyrå AB. Но делала она это от имени и по поручению Казахстана, интересы которого отстаивает минюст. Отстаивает, заметим, уже очень давно и чрезвычайно неуспешно.
Ответчики по делу все те же: два юридических лица — молдавская Ascom Group S.A., а также зарегистрированная в Гибралтаре Terra Raf Trans Traiding Ltd и два физических — граждане Молдавии Анатоль и Габриэль Стати. Именно эти лица подавали иск в Стокгольмский арбитраж к правительству Казахстана и выиграли его 13 декабря 2013 года. С тех пор министерство юстиции пытается оспорить решение арбитража в разных национальных юрисдикциях, чтобы избежать самой возможности выплаты этой суммы.
Основанием для апелляции в Шведском апелляционном суде стало обвинение Арбитражного суда в превышении полномочий. Адвокаты Акорды утверждали, что, принимая решение, стокгольмские арбитры вынесли определение, которое, согласно шведским законам, не может быть принято Арбитражем, так как противоречит основным принципам системы шведского правосудия.
Это была уже вторая попытка обвинить арбитров. В декабре 2016 года тот же самый Шведский апелляционный суд уже отказывал казахстанскому минюсту. Тогда же было сформулировано обвинение, суть которого сводится к тому, что в арбитраже были неправильно подчитаны издержки на строительство газоперерабатывающего завода. Оно было отклонено.
В нынешнем иске Казахстан зачем-то решил повторить старые обвинения и на этом основании снова потребовать отмены решения Арбитража.
Именно это обстоятельство и вывело из равновесия флегматичных скандинавов. В своем отказе от требований казахстанского минюста и его адвокатов они прямо указали на попытки вторичного использования уже отвергнутых аргументов.
Зачем вообще понадобился такой повтор?
Самое простое объяснение состоит в попытке главы минюста РК Марата Бекетаева продемонстрировать имитацию юридической работы и оправдать таким образом расходы на оплату счетов шведских адвокатов. Возможны и более сложные варианты, но они остаются в тени.
Для самих Стати решение Шведского суда стало очень важным результатом. По мнению Анатоля Стати, которое приводится в тексте распространенного Ascom Group S.A. пресс-релиза, это облегчит получение причитающихся средств и станет еще одним предупреждением для иностранных инвесторов, которые могут убедиться в том, как будут «защищаться» их права в Казахстане.
В Швеции сейчас заморожены средства Казахстана на сумму 85 миллионов долларов. Их судьба должна решиться осенью 2020 года.
Зато в Люксембурге и Бельгии заморожены активы на куда большую сумму — превышающую 6,25 миллиарда долларов.
Кz.media