На Чукотке строят горно-обогатительный комбинат, вероятный владелец которого Нурсултан Назарбаев
Пока казахстанские власти рассказывают гражданам, что «других денег нет», повышают налоги и расширяют список штрафов, на карте мира продолжают множиться активы, связанные с Нурсултаном Назарбаевым. На этот раз это Чукотка. Российская Арктика, гигантская стройка, триллионные инвестиции. И, как выяснили журналисты расследовательского проекта «Система», следы снова ведут к окружению первого президента Казахстана. Но обо всём по порядку.
Стройка века и знакомые фамилии
На Чукотке возводят Баимский горно-обогатительный комбинат – проект стоимостью свыше 1,1 трлн рублей. Его строят на базе крупного медно-порфирового месторождения Песчанка в Билибинском районе ЧАО.
Запустил стройку в 2018 году Владимир Путин. Тогда проект принадлежал структурам Романа Абрамовича, но затем перешел к казахстанской KAZ Minerals – компании миллиардера Владимира Кима, которого в Казахстане давно называют «кошельком Назарбаева». После начала войны проект попал под санкции США и формально отошел к закрытому инвестиционному фонду. Но журналисты установили: реальный контроль сохранился у людей Кима – значит, и у людей из круга Назарбаева.
В 2024 году Баимский холдинг возглавила гражданка Казахстана Елена Раскошная, ранее работавшая топ-менеджером в телеком-компаниях группы «Алмател», принадлежащей тому же Киму. Управляющую компанию проекта неизменно возглавляет Георгий Фотин, связанный с KAZ Minerals и российскими структурами, курирующими стройку.
Компания-строитель ГОКа «Вега Развитие» принадлежит дубайской Nord Rim DMCC – структуре, аффилированной с банком Кима.
Тем временем проект получил от России всё, что только можно: пять лет налоговых каникул, поддержку ВЭБ.РФ почти на триллион рублей, плавучую АЭС от «Росатома» и статус приоритетного в рамках территории опережающего развития «Чукотка».
Ответить на запросы журналистов ни представители Назарбаева, ни KAZ Minerals, ни смежные компании, конечно, не пожелали.
Месторождение, порт, дорога и сроки
Стройка сейчас идет полным ходом: возводится морской порт Чаун, строится дорога и ЛЭП длиной более 400 км до Песчанки. Освоено уже 260 млрд рублей. Полностью завершить работы планируют к 2028 году, а промышленная добыча должна начаться в 2029‑м.
Проектная мощность впечатляет: 70 млн тонн медной руды в год, не менее 250 тыс. тонн меди и около 400 тыс. унций золота ежегодно. По масштабу это – один из крупнейших проектов российской Арктики. По кругу бенефициаров один из самых знакомых.
Много миллиардов, мало имён
KAZ Minerals и «Казахмыс» находятся под полным контролем Владимира Кима: 63,5% и 70% акций соответственно. Прибыли миллиардные: только за 2023 год одна из структур заработала $2,15 млрд.
Актогай и Бозшаколь ежегодно дают сотни миллиардов тенге. Но вместе с доходами растет и мрачная статистика: только за конец августа- начало сентября 2024 года на шахтах KAZ Minerals погибли пять человек.
Пока расследователи находят новые активы, в Казахстане продолжают обсуждать, куда исчезли триллионы, выведенные из страны за последние 30 лет. Еще год назад на круглом столе фонда Elge Qaitaru экономисты и правозащитники говорили, что суммы известны, а вот фамилии – нет. Хотя, кажется, некоторые фамилии сами регулярно дают о себе знать.
Свое место в российской банковской системе
Если верить ряду российских СМИ, бывший президент Казахстана мог бы смело претендовать на место в топ-банкирах РФ. Его Азиатско-Тихоокеанский банк (АТБ) растет быстрее многих средних российских банков:
– 11,38 млрд рублей прибыли за 2024 год,
– 3,8 млрд рублей за первый квартал 2025-го, почти вдвое больше, чем годом ранее.
Формально Нурсултан Назарбаев успешный бизнесмен. Неофициально он глава «семьи», чьи активы разрастаются так стремительно, что Forbes предпочитает молчать, записывая его скорее в государственные деятели, чем в олигархи.
Международный клуб самых богатых лидеров
В июле текущего года Нурсултан Назарбаев вошел в топ-10 самых богатых действующих и бывших глав государств, составленный агентством Brand Vision Insights. Данные неофициальные, но закономерные.
В списке он занял восьмое место. По версии агентства, его многолетнее пребывание у власти позволило укрепить финансовое влияние. Его состояние по одной версии оценивают в $1–2 млрд, по другой – $8 млрд.
При этом Назарбаев оказался в компании весьма заметных персонажей:
лидером стал Владимир Путин ($200 млрд, по тем же неподтверждённым данным), далее идет Дональд Трамп, затем премьер Брунея Хассанал Болкиах, премьер ОАЭ Мухаммед бин Рашид Аль Мактум, экс-премьер Малайзии Махатхир Мохамад и замыкает список бывший глава Италии Сильвио Берлускони. Компания солидная, прямо клуб людей, которые не любят показывать декларации.
Парадокс страны: беднеющий Казахстан и богатеющий НАН
Пока активы, связанные с Назарбаевым, растут как на дрожжах – от арктических мегапроектов до российских банков, – Казахстан живет совсем другими новостями: рост налогов, новых штрафов, сокращение социальных расходов, подорожание всего подряд. Страна затягивает ремни.
Активы бывшего ЕБЛН, наоборот, растут так быстро, что уже пуговицы не сходятся.
ТимурИса, «D»