Журналист Асет Матаев публично обратился к Президенту Касым-Жомарту Токаеву, критикуя участие семьи Нигматулиных в новых крупных проектах, финансируемых государством. В письме он подробно описывает свой конфликт с кланом Нигматулиных, уголовное преследование, реабилитацию и разочарование в том, что фигуранты «старого Казахстана» продолжают сохранять влияние. Автор утверждает, что такие ситуации подрывают доверие общества к заявленным реформам и идее «Справедливого Казахстана».
Открытое письмо Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Вчера в эфире государственного телеканала 24.KZ, который, наверняка, и Вы иногда смотрите, я увидел сюжет о том, как в Экибастузе открывается производство ферросилициума. В ходе сюжета я увидел, что его открывают аким Павлодарской области Асаин Байханов и бывший депутат Парламента Ерлан Нигматулин. Он, как вы знаете, был депутатом Мажилиса, но перешел в Сенат в тот день, когда его родной брат Нурлан Нигматулин был назначен президентом Назарбаевым председателем Мажилиса. По информации из открытых источников я узнал, что открытый вчера завод был профинансирован на 80% государственным Банком развития Казахстана. Из 92,2 миллиарда тенге Банк развития Казахстана профинансировал 72 миллиарда тенге.
После январских событий 2022 года Вы назвали БРК «банком для избранных». Как видите, и как я понимаю, у Нигматулиных полная государственная поддержка. Открытие завода освещает госканал, присутствует аким области, а производство фактически профинансировано на 80% государством. Можно было бы порадоваться за бизнес и государство, но тут не сходятся несколько обстоятельств. После произошедших в январе 2022 года событий из-за несправедливости в стране Вы объявили курс на построение Справедливого Казахстана. И сказали, что фактически богатствами Казахстана владели 166 семей. Все мы их знаем. Я был рад услышать об этом из ваших уст, так как КазТАГ первым дал перепечатку на английское издание за день или два до Вашего выступления, после тяжёлых январских событий.
К сожалению, как мы видим, многие из этих 166 семей до сих пор управляют Казахстаном. Это факт. В том числе семья Нигматулиных. Та семья, которую народ называет фактическими владельцами некогда огромного карагандинского региона, ныне состоящего из двух областей – Улытау и Карагандинской. Это та семья, которая много раз публично была обвинена в рейдерских захватах и других преступлениях, неофициальном контроле над крупными предприятиями «Казахмыс» и «АрселорМиттал Темиртау».
В 2016 году, когда хотели рейдерским способом забрать информагентство КазТАГ, Национальный пресс-клуб и Союз журналистов Казахстана Нигматулиными и другими людьми, которые пока остаются в тени, они преследовали одну только цель – приход к власти. Мы знаем, что эти люди обладали большими финансами, их люди были в руководстве многих регионов Казахстана, в силовых органах, в Администрации президента, были депутатами Парламента. Знаем, что Ваш приход главой государства мог быть осуществлён гораздо раньше. Этому мешали различные силы в окружении Нурсултана Назарбаева – некоторые дети и родственники, главы ветвей власти, олигархи. Тогда консолидировался пул СМИ для захвата власти. Популярное и цитируемое агентство КазТАГ тогда могло стать отличным оружием в руках обозначенных лиц.
В ходе уголовного дела и суда мы и наши сторонники боролись тогда с руководством Администрации президента в лице Нигматулина, финполом в лице Кожамжарова и Татубаева, Генпрокуратурой в лице Асанова. Не пошли на сговор с ними – потеряли всё имущество. Здание Национального пресс-клуба в Алматы превратилось в рухлядь, наша семья потеряла всё имущество, мы с отцом – здоровье. Я в меньшей степени, а отец перенёс два инсульта и микроинфаркт, в результате чего его парализовало. Только два дня назад отца забирала «скорая помощь» в Алматы с подозрением на повторный инсульт. Не только конфисковали наше имущество, которое можно восстановить, – конфисковали два года моей жизни, которые я провёл в СИЗО и колониях, год моего отца в СИЗО, колониях и здоровье на всю оставшуюся жизнь. Такова была цена свободы слова и правды. Можно даже сказать, такова была цена изменения политического ландшафта.
После Вашего прихода к власти в 2019 году я видел баланс сил на политической арене. Все мы видели поведение первых лиц государства. Я помню, когда переназначали Нурлана Нигматулина в 2019 и в 2021 годах – был поставлен прекрасный спектакль, в том числе и для Вас. Тогда лидеры фракций и другие «видные» депутаты в Вашем присутствии без мыла залезли в анналы Нигматулина, да и истории. Как говорил про Вас простой житель Казахстана в одном из сюжетов: «Токаев умный человек, много языков знает». Думаю, тогда Вы в очередной раз сделали вывод. Знаю про другие обстоятельства отношения к Вам политбюро времён Назарбаева до 2022 года.
Наше дело не двигалось до 2022 года, потому что во власти сидели Нигматулины и их сторонники. Наше дело признали политическим Европарламент, ОБСЕ и другие влиятельные структуры. Нас поддержали наши коллеги в СНГ и в Казахстане. Мы и наши адвокаты, когда мы находились в заключении, неоднократно писали письма в Генеральную прокуратуру, в Верховный суд и на имя президента. Таких писем было десятки.
Слава Всевышнему, в июле 2022 года мы с отцом были полностью оправданы, от имени государства нам были принесены официальные извинения за незаконное уголовное преследование. В постановлении Верховного суда говорилось о том, что нам должны выплатить за физический урон и моральные страдания. Суд Астаны позже оценил их нам в 5 и 5,5 млн тенге…
В 2023 году на вручении благодарности Президента СМИ в Акорде я поблагодарил Вас за реабилитацию честного имени моего отца. Тогда я сказал, что это результат Вашей политики на построение Справедливого Казахстана. И Вы искренне ответили, что это работа Генпрокуратуры и судов. После 2022 года многие люди были оправданы. Журналисты, общественные деятели, бизнесмены, с которыми я общался, говорили мне, что сияли и радовались от новостей про торжество справедливости. У них появилась надежда на справедливость и реформы.
К сожалению, сегодня мы видим, что государство поощряет и не расследует должным образом факты обвинений в рейдерских захватах лиц так называемого «старого Казахстана». Люди уже не доверяют разделу истеблишмента на «старых» и «новых». Многие представители кланов находятся и в Администрации президента, и в акиматах, а в Парламенте у них есть даже фракция партии. Эти олигархи, не стесняясь, провели в Парламент своих людей. Обвиняемые в тягчайших уголовных преступлениях ходят на высокие встречи в Акорду, назначают своих людей в руководство нацкомпаний и самых прибыльных госпредприятий. Как мне сообщают разные достоверные источники, фишки с поручениями об их назначениях идут из кабинетов в Акорде.
Предвосхищая мой мотив обратиться к Вам – таковым не являются месть или какое-то огорчение, как Вам могут преподнести некоторые Ваши помощники. Кстати, они в курсе, как фабриковали уголовное дело и в это же время разрушали здание Национального пресс-клуба, свидетелем открытия которого Вы стали в 1996 году. А если они не скажут, я могу поделиться. Кстати, ими же формируются списки неугодных лиц, которые смеют писать и говорить правду. В которых есть я, главный редактор агентства КазТАГ Амир Касенов, руководители СМИ, общественные деятели и представители культуры.
Кто верит в месть, тот не верит в Бога. Я много раз об этом писал и говорил. Моим мотивом обращения к Вам является то, что народ, видя такие открытия «заводов Нигматулиных», не верит в справедливость. Молодёжи даются искажённые нравственные ориентиры.
Казахстан сможет быть стабильным только тогда, когда у государства будут работать Закон и Порядок, рыночная экономика, честные выборы и независимая судебная система. К сожалению, законы у нас есть, а вот порядка – нет.
Данное письмо публикую в открытом виде, понимая, что оно не дойдёт до Вас по официальным каналам.
Асет Матаев, журналист