- Что бросается в глаза человеку, впервые оказавшемуся в Алматы? Естественно, наши горы. Горы всегда были и пока остаются визитной карточкой Алматы.
Почему пока? Да потому что на фоне горы Коктебе планируется расширение кладбища Кенсай на целых 92 гектара! И если это произойдет, то гостей нашего города будут встречать не красивые пейзажи холмов, а горы кладбищ.
Казахи всегда уважительно относились к захоронениям предков, придавая этому особую сакральность. Но в данном конкретном случае все прекрасно понимают, что речь идет о деньгах, и совсем не малых. Тому, кто хоть раз сталкивался с поиском места захоронения на территории кладбища Кенсай, нетрудно посчитать, о каких суммах может идти речь. В перерасчете квадратный метр могилы на Кенсае будет значительно дороже квадратного метра элитной алматинской новостройки. А теперь представьте, сколько денег можно выкачать с 92 га земли?
И, если это произойдет, то никто не будет разбираться, что постановление за №4/805-4519 о выделении земли под кладбище было подписано в 2014 году Ахметжаном Есимовым, а проектно- сметная документация утверждалась 2016-2017 годы, при бывшем акиме Бауыржане Байбеке. В памяти алматинцев усыпавшим алматинские холмы могилами останется тот градоначальник, при ком это произойдет. Ведь остался же Тасмагамбетов в памяти горожан как аким, начавший строительство дорожных развязок и виновником «шаныракских событий», а Байбек запечатлелся строительством пешеходных зон, брусчаткой и окончательной «смертью» трамваев.
Начинания Бакытжана Сагинтаева о восстановлении исторического центра Алматы чуть ли ни по фотографиям, а также запрета на точечное строительство горожане восприняли с большой радостью. Но пока все это остается лишь словами. Люди прекрасно понимают, что столь хорошая инициатива пересекается с большими интересами больших людей… В данном случае в расширении зоны Кенсайского кладбище за счет живописных горных холмов как раз заинтересованы «большие люди» в Астане, которые без зазрения совести ведут бизнес и выкачивают огромные деньги… из смерти. Скорее всего за все решения бывших акимов города, которые удовлетворили спрос «кладбищинских бизнесменов», придется отдуваться именно Сагинтаеву. Дело в том, что под благим намерением расширить зону ритуальных услуг скрывается продажа почти 100 гектаров земли. Между тем, казахи даже через свой труп не позволяют продавать ни пяди земли в частные руки. (На фото видно огороженный забором участок Коктобе, который уже продан ТОО «Специализированный комбинат ритуальных услуг города Алматы». Из этого следует, что продолжается продажа земли по велению «больших людей», интересы которых замыкаются в назарбаевской «Библиотеке»).
Расширению кладбища Кенсай вот уже три года противятся и жители микрорайона «Думан», к границе которого вплотную приблизилось новое ограждение кладбища. Опасения местных жителей связаны с тем, что кладбище находится на возвышенности, и талые воды станут доставщиком трупного яда и опасных инфекции в жилые массивы. Помимо этого, холмы являются местом досуга для ребятишек и жителей не только мкр. «Думан», но и близлежащих многоэтажек, которых с каждом годом становится всё больше.
На неоднократные обращения местных жителей ответственные органы отвечают, что согласно санитарной зоне захоронения будут осуществляться вглубь от ограждения на 300 метров. А теперь скажите, кто в Казахстане видел кладбище, на котором могилы отдалены хотя бы на 50 метров от внешнего ограждения?
Более того, согласно данным информационной системы государственного земельного кадастра, территория площадью 92,0828 гектара предоставлена на праве временного возмездного долгосрочного землепользования сроком на 24 года 11 месяцев с целевым назначением – «благоустройство, озеленение и берегоукрепление территории» под управление ТОО «Специализированный комбинат ритуальных услуг города Алматы». Получается, раз земля в аренде, то по истечении срока аренды усопшие должны восстать из могил и уйти? И для кого спецкомбинат собирается благоустраивать территорию? Ведь покойника меньше всего волнует, где и в каких условиях ему находиться. Хотя так сложилось, что покоится на Кенсае это все равно, что жить в «Золотом квадрате» Алматы. Чтобы пробить место на «элитном кладбище», нужно хорошенько «отстегнуть» мимо кассы.
Тут вспоминаются слова руководителя того самого спецкомбината ритуальных услуг Мелса Толыспаева. В одном из своих интервью, отвечая на вопрос относительно организации братской могилы на 300 тыс. человек в районе пос. Карой для потенциальных жертв возможного разрушительного землетрясения под названием «место сбора безвозвратных потерь», он сказал: «А какая разница? После смерти все люди одинаковые – и бомж, и чиновник». Получается, что не одинаковые, раз за мзду предусмотрена возможность привилегированного погребения. Поэтому очевидно, что за 24 года все холмы Алматы превратятся в горы кладбищ.
Вся эта картина наглядно отражает жизненный цикл рядового казахстанца, жизнь которого неотделима от коррупции с момента рождения до последнего вздоха. Ведь чтобы положить жену в приличный роддом, надо дать на лапу, а как без взятки устроить ребенка в детский сад или хорошую школу? Университетские экзамены, трудоустройство, лечение, продвижение по службе…, абсолютно везде нужно дать мзду, включая место на «элитном кладбище».
Сейчас перед акимом Алматы Бакытжаном Сагинтаевым стоит нелегкий выбор, требующий волевого решения. Либо он идет против денежных интересов «больших людей» из Нур-Султана и исправляет ошибки предыдущих градоначальников, спасая облик города – либо в очередной раз доказывает свою несостоятельность, тем самым подтверждая правоту слов Нурсултана Назарбаева о трусливом правительстве, которое он возглавлял. Так было и с вырубкой деревьев, ведь акимат зашевелился только после того, как в ситуацию вмешался президент Касым-Жомарт Токаев.
Наверное, в случае победы «спецкомбината» над городским акиматом в текстах объявлений о продаже квартир алматинцы перестанут употреблять выражение «с видом на горы»…
Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ, «D»