Господдержка бизнеса: СЛОВО И ДЕЛО

  • Если верить официальным заявлениям госструктур и отдельных чиновников, то малый и средний бизнес за время пандемии получил серьезную поддержку от государства. Но соответствуют ли эти официальные заявления действительности, и ощутили ли поддержку предприниматели? 

К сожалению, по причине огосударствления объединений предпринимателей, отсутствия в стране оппозиционных партий и достаточного числа независимых медиаресурсов, а также невозможности проводить социологические исследования, результатам которых можно доверять, приходится верить (или не верить) тому, что пишут в социальных сетях. А там в основном одни лишь жалобы и безысходность.

В связи с этим мы решили проанализировать официальные заявления государственных структур на тему поддержки отечественного бизнеса. Поскольку таких очень много, решили ограничиться отчетом под названием: «Расширенная коллегия МНЭ РК: итоги деятельности за 2020 год и планы на 2021-й».

 Поскольку нас интересуют не слова (их казахстанские госструктуры и отдельные чиновники-спикеры научились произносить и писать вполне неплохо), а цифры, то сконцентрируемся на них.

Так, министр национальной экономики РК Асет Иргалиев сообщил:

«В целях восстановления экономической активности, поддержки населения и бизнеса были приняты масштабные меры на общую сумму 6,3 трлн. тг или 9% от ВВП».

«В результате налоговые послабления получили 700 тыс. предпринимателей на сумму 1 трлн. тг. В рамках государственных программ профинансировано порядка 40 тыс. проектов предпринимателей по удешевленной ставке. 80% заемщиков пострадавших отраслей получили отсрочки по кредитам».

Звучит и выглядит неплохо. Однако подсчет господдержки не в целом по стране, а, так сказать, в среднем на одну «предпринимательскую голову» выглядит не столь оптимистичным.

Смотрите, что у нас получилось.

Сделано: «Просубсидировано 3 665 проектов на сумму кредита 400 млрд. тг, сумма выплаченных субсидий составила 35 млрд. тг».

То есть субсидия на один проект в среднем составила 9,5 миллиона тенге.

Сделано: «Предоставлены гарантии для 6 782 проектов на сумму кредита 215 млрд. тг. Сумма выплаченных гарантий составила 81 млрд. тг.».

То есть гарантия на один проект в среднем составила 31,8 миллионов тенге, при этом государству пришлось потратиться – оно выплатило 37,7% от прогарантированных сумм.

Сделано: «Выдано 976 грантов на 3,5 млрд. тг».

То есть грант в среднем составил 3,6 миллиона тенге.

Сделано: «поддержаны 8 454 заявки по кредитам на сумму 427 млрд. тг».

То есть средний размер поддержанной заявки составил 50,5 миллиона тенге.

Из вышепроцитированного следует, что всего господдержку за 2020 год получили максимум 19877 бизнес-единиц (3665 + 6782 + 976 + 8454). Тогда как по данным Бюро национальной статистики АСПИР, по состоянию на 1 января 2020 года в республике было зарегистрировано 1 603 839 субъектов малого и среднего предпринимательства.

Иными словами господдержки удостоилась приблизительно одна из каждых восьмидесяти бизнес-единиц. Кроме того, мы сильно подозреваем, что в первую очередь эту самую господдержку получили те бизнес-структуры, которые так или иначе аффилированы с чиновниками, ее распределявшими.

Идем дальше. Еще одна цитата от министра национальной экономики РК:

«В целом, принятые меры обеспечили в 2020 году рост доли МСБ в ВВП до 30,5%».

С одной стороны, это хорошо, с другой – интересно, насколько это стало результатом господдержки и насколько следствием сокращения производства в сырьевых секторах промышленности?

Увы, никаких денег предприниматели от казахстанского государства не получат, по крайней мере, сейчас. И не только потому, что государственный бюджет страдает от пандемии короновируса не меньше, чем предпринимательский корпус, но и потому, что нет у МСБ инструментов для оказания политического давления на Акорду и Библиотеку. Поэтому им придется еще долго плакаться и просить, чтобы на них обратили внимание и дали хоть немного реальных тенге в дополнение к множеству обещаний.

KazakhSTAN 2.0

Кстати

КТО ОТВЕТИТ ЗА ПРОСТОЙ?

Предприниматели, чей бизнес пострадал из-за продления усиленного карантина, требуют у государства два миллиарда тенге в день на выплату зарплат работникам и арендную плату. С таким заявлением от имени бизнес-сообщества Алматы выступил председатель регионального совета Палаты предпринимателей Алматы Максим Барышев.

«Необходимо прямое финансирование из бюджета зарплаты работников, арендных платежей на время запретов и ограничений, а также части кредита. Это финансирование должно быть за каждый вынужденный день простоя. На данный момент порядка 50 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей попали под ограничения. Это 250 тысяч работников — цифра большая. На каждый день простоя необходимо два миллиарда тенге. Это только на заработную плату и аренду. Бизнесмены готовы сохранить свой коллектив и арендную площадь и выйти на работу, когда будет позволено. Но сейчас никаких выплат из бюджета не предусмотрено», — заявил Барышев.

Представитель бизнес-сообщества во время своего выступления обратился к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву и отметил, что «два миллиарда тенге за каждый день простоя — эта та сумма, чтобы 250 тысяч работников могли кушать и нормально жить, несмотря на ограничительные меры». «Выделить каждому предприятию сумму, достаточную для того, чтобы бизнес продолжил свое существование», — сказал он.

Спикер задался вопросом касательно решений главного санитарного врача Алматы. «Два миллиарда — большая сумма. На эту сумму господин Бекшин (главный санитарный врач Алматы. — ред.) ограничивает бизнес. Бизнес справится только при финансировании государства. Давайте вместе справляться с этой проблемой, давайте не будем перекладывать проблемы бизнеса и оставлять бизнес наедине с самим собой. Если не будет этой поддержки, вопрос Бекшину: «Что делать 250 тысячам граждан во время локдауна? Как им жить дальше?» — заявил Барышев.

Он также рассказал, что по итогам опроса предпринимателей Алматы, «доходы общепита упали в 10 раз». У 59 процентов респондентов нет денег на оплату арендной платы, коммуналки; у 54,2 процента — на зарплаты; у 37 процентов — на оплату налогов и обязательных платежей.

«Корпоративный налог нужно заплатить до 10 апреля, средств на это нет, а ограничения — до 12 апреля. Перенос оплаты КПН даже не планируется. Вопрос: когда Бекшин вводит ограничения, сам решает или с кем-то советуется? Как один человек может просто-напросто так угробить экономику нашего города?» — выразил возмущение представитель бизнес-сообщества.

28 марта аким Алматы Бакытжан Сагинтаев в эфире передачи Akimat Live на телеканале «Алматы» заявил, что обсуждал с предпринимателями меры поддержки бизнеса во время локдауна. «Мы обсуждали разные варианты помощи. Понимание со стороны бизнеса есть, будем помогать, поддерживать то, что возможно из бюджета Алматы. Завтра мы сформируем рабочую группу и выйдем на правительство. В конце следующей недели мы соберёмся — если ситуация стабилизируется, мы можем пересмотреть ограничения», — заявил Бакытжан Сагинтаев.

Напомним, 27 марта Бекшин продлил карантинные ограничения в Алматы до 12 апреля. Эти ограничения действовали с 21 марта и вызвали беспокойство и возмущение у представителей объектов общественного питания.

Azattyq.org

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн