Дочь Патоха Шодиева получила казахстанский диппаспорт при наличии у нее других гражданств
Муниса Шодиева, дочь одного из совладельцев Eurasian Resources Group Патоха Шодиева, является обладательницей казахстанского дипломатического паспорта. Этот документ она получила в обход национального законодательства, которое прямо запрещает множественное гражданство. К тому моменту у Шодиевой уже были гражданства Бельгии и России.
Диппаспорт Казахстана дочь Патоха Шодиева, как следует из утечек государственных баз данных, получила в январе 2003 года. Через десять лет она обновила документ. При этом в МИДе, где ей его оформляли, закрыли глаза на то, что Муниса Шодиева уже являлась гражданкой Бельгии и РФ. Вероятно, это произошло не без участия администрации Нурсултана Назарбаева, с которым у «евразийской тройки» традиционно складывались доверительные отношения.
Кроме того, Шодиева попросту не имела права на получение дипломатического паспорта – она не только не являлась важным государственным служащим, но и вообще не жила в Казахстане, а большую часть своего времени проводила в Лондоне или Москве. Единственное, что ее на тот момент хоть как-то связывало с дипломатией – это учеба ее отца в Московском государственном институте международных отношений.
Получение Мунисой Шодиевой казахстанского диппаспорта скорее всего связано с процессом, шедшим в Бельгии в отношении Патоха Шодиева по делу об отмывании денег и «откатах» компании Tractebel за возможность работы на казахстанском энергетическом рынке. В общей сложности процесс длился почти полтора десятилетия. Все это время Шодиев и его семья находились под угрозой лишения гражданства Бельгии, где они к тому моменту обзавелись роскошной резиденцией в пригороде Ватерлоо. Мэр этого города Серж Кубла обвинялся властями в том, что в обход законных процедур помог Шодиевым получить бельгийское гражданство. Семья совладельца ERG смогла урегулировать этот конфликт с Брюсселем в обмен на признание вины и выплаты штрафа в $23 млн в бюджет страны. Так что получение Мунисой Шодиевой диппаспорта Казахстана было, очевидно, страховочным вариантом на тот случай, если ее отцу не удастся договориться с властями Бельгии.
Проблемы у семьи Шодиевых есть не только в Бельгии. Имя отца Мунисы прозвучало в британском парламенте в списке «казахстанских клептократов» Маргарет Ходж в контексте событий 2022 года в Казахстане. Тогда представительница Лейбористской партии требовала проверить законность приобретения ими активов в Великобритании. А после победы ее партии на выборах этот процесс получил статус официальной процедуры.
Как следует из выписок британского реестра недвижимости, в Лондоне семье Шодиевых принадлежат две квартиры и четыре парковочных места в жилом комплексе Panoramic с видом на Темзу. В 2000 году семья Шодиевых заплатила за них более £5 млн. Сейчас эта недвижимость оценивается в £10 млн или 7,4 млрд тенге. Формально активы записаны на компанию Panoramic Holdings Limited с острова Мэн, конечным бенефициаром которой является мать Мунисы Гульнара Шодиева, при этом сама Муниса неоднократно использовала этот адрес для регистрации своих компаний.
Примерно в такую же сумму оценивается и владение Гульнары Шодиевой в поселке Николина Гора на знаменитом Рублёво-Успенском шоссе в Подмосковье. С 2020 года там прописана и Муниса Шодиева, следует из утечки Росреестра. В Казахстане Муниса Шодиева вместе с отцом судится с сыном его бывшего партнера Шухратом Ибрагимовым за контроль над «Евразийской финансовой компанией». Пока судебный процесс складывается не в пользу семьи Шодиевых, а местные СМИ подчеркивают, что Ибрагимов единственный казахстанец в этом конфликте. Но, как выяснилось, это не совсем так.
Telegram-канал «Выход к морю»
От редакции:
Два паспорта в одной руке: как казахстанские богачи обходили закон о «единственном гражданстве».
В Казахстане закон прост и суров: двойное гражданство запрещено. То есть для простого смертного. Для олигархов и чиновников, как выясняется, эта норма действует примерно так же, как ограничение скорости на трассе для полицейских, вроде бы есть, но «свои люди» понимают.
Истории о «запасных аэродромах» наших элит всплывают с завидной регулярностью.
Семья Назарбаева. В 2022 году интернет кишел слухами, что первый президент и его родня обзавелись паспортами ОАЭ. Правда, на голосованиях в Казахстане Назарбаева продолжали видеть с нашим голубым документом в руках. Видимо, гражданином он остаётся постольку-поскольку: когда нужно проголосовать, он «наш», когда нужно уехать – уже «их».
Александр Клебанов, владелец ЦАТЭК, давно обзавёлся израильским паспортом, которым засветился еще в 2007 году, когда покупал недвижимость во Франции.
Аслан Мусин, экс-глава Администрации президента, засветился с паспортом Черногории. Страна, где за 100 тысяч евро и пару миллионов в недвижимость выдают гражданство, не заставила его сдавать казахстанский документ. Вот ведь щедрость!
Вячеслав Ким (Kaspi Bank) и Данияр Еренчинов (экс-глава «Правительства для граждан») якобы оформили паспорта Мальты. То же самое приписывают банкиру Талгату Куанышеву. И всё это в стране, где гражданам объясняют: «Второго паспорта быть не может».
Ержан Тунгушбаев, сын предпринимателя Алдара Тунгушбаева, официально сменил фамилию и гражданство, став лондонским джентльменом Erjan Aldar. Но в Казахстане продолжал числиться резидентом аж до 2022 года. Как так получилось? Видимо, «ошибка системы» в его пользу. Заодно обзавёлся роскошной недвижимостью у Риджентс-парка.
Талгат Мусабаев, космонавт, похоже, летал не только в космос, но и между гражданствами. Российский паспорт у него всплывал даже спустя годы после того, как он стал чиновником в Казахстане.
Канат Шарлапаев, бывший министр строительства и промышленности, затем помощник главы государства по экономическим вопросам, умудрился совмещать российский и британский паспорта, прежде чем получить казахстанский. Сейчас он вроде только с одним документом.
Айдан Сулейменова, жена миллиардера Данияра Абулгазина, добровольно отказалась от российского паспорта в 2024‑м. Но отказалась она не от бизнеса: торговые центры Keruen City и Talan Gallery у неё в портфеле остались.
Депутаты районных маслихатов. В 2023 году спикер сената Маулен Ашимбаев честно признался: у некоторых депутатов раймаслихатов тоже нашлись двойные паспорта. Но кто именно нарушил закон, так и осталось тайной – наказание если и было, то явно в стиле «погрозили пальчиком».
Для простого казахстанца закон о гражданстве строг и окончателен: хочешь второй паспорт, сдай первый. Для наших небожителей же это больше похоже на игру в коллекционирование: «А у тебя какой? Британский? А у меня мальтийский!». Закон один, но граждане, как видим, «разных сортов».
«DAT»