ЖИЛ БЫ МАЛЬЧИК…

  • В нашей газете за 4 мая этого года было опубликовано письмо жительницы Астаны Перизат Чиникбаевойматери погибшего 16 февраля в канализационном колодце 13-летнего Бакдаулета Омирхана.

В предисловии к нему мы писали: «Аким Астаны не принял мать погибшего мальчика, но встретился с защитниками кошек и собак». Напомним, акимом столицы тогда был Бахыт Султанов. Защита прав бездомных кошек и собак для него оказалась более приоритетной, нежели потерявшей единственного сына и обезумевшей от горя матери.

По факту гибели Бакдаулета было возбуждено уголовное дело. 31 октября в Алматинском районном суде № 2 начались главные слушания. Каково же было мое удивление, когда, придя в суд, узнала, что дело Бакдаулета столичные следователи и прокуроры объединили в одно производство с делом четырех трагически погибших рабочих государственного коммунального предприятия «Астана су арнасы». Причем судья Амиргалиев начал судебное заседание с допроса свидетелей по делу последних. Слушания же по делу Бакдаулета назначил на 6 ноября. Вот что написал о нем адвокат потерпевщего Василий Садыков на своей страничке в Фейсбук.

«Странным оказался ход досудебного расследования – написал он 8 ноября. — Всё мы видели и с необъективностью сталкивались, когда дела в правоохранительных органах касались политических деятелей и гражданских активисток.
Главным же здесь, как мы поняли, было не дать огласку деталям гибели мальчика. А они были леденящими кровь и сердце!

И второе – найти способ укрыть от общественности грубейшие нарушения при эксплуатации канализационных колодцев в столице. Так как ответственность за них несёт ГКП «Астана су арнасы». А учредителем этого предприятия-монополиста является акимат столицы...
Учитывая странную ситуацию с замалчиванием гибели мальчика, волокиту в расследовании, возникшую неопределённость, за которым чувствовалось ожидание наших действий в части требований о важных деталях смерти Бакдаулета, мама погибшего обратилась к акиму столицы Султанову. Тот назначил аудиенцию с участием нескольких первых руководителей подразделений акимата. Включая и руководителя «Астана су арнасы».
Но когда пришло время выписывать пропуск Перизат Чиникбаевой для встречи, то произошло неожиданное. Аким отказался от встречи с Перизат, узнав о том, что она намерена прийти с адвокатом.

Пока шло следствие, Перизат с теми же намерениями обратилась в приёмную нового акима столицы. Помощник Кульгинова записал её и пообещал сообщить дату встречи. Прошло 2 месяца, но Кульгинов молчит...

В мае следствие по делу завершилось. Нас вместе с мамой мальчика Перизат намеревались ознакомить с делом. Но произошло невероятное! В мае 2019 года нелепо погибли 4 рабочих госпредприятия. Чтобы растворить факт страшной смерти Бакдаулета и минимизировать резонанс в обществе, это дело объединили с уголовным делом по факту гибели 4 рабочих ГКП.

Мы возражали, обращались в прокуратуру. Нас проигнорировали. Даже по итогам дополнительного расследования нас с делом не ознакомили и тихо скинули его в суд. Мы ознакомились с делом лишь в суде. И были поражены!

Следователи и первый зампрокурора столицы сделали вывод, что Баклаулет упал вечером 16 февраля в колодец, наполненный водой!
Хотя мы ещё ранее в обращении в прокуратуру и ДП указали на несоответствие подобного вывода даже самим материалам уголовного дела. Так, в ходе двух осмотров места происшествия было чётко и однозначно установлено, что в канализационном колодце, куда упал Бакдаулет, вода была только на дне колодца. И этот слой воды даже не закрывал лица мальчика, которого обнаружили лежащим на животе лицом вниз.

Более того, допрошенные в суде волонтёры Биржан Максат (он первым нашёл колодец и мальчика на его дне), Бекетова Элеонора (руководитель), Бидахметов Бакытбек дали неопровержимые доказательства, заявив, что в колодце вообще не было воды. Лишь на дне был слой мокрой грязи, в которую, уткнувшись лицом вниз, был обнаружен труп Бакдаулета. И при этом установлена важная деталь: куртка мальчика была подстелена под ним.

Тем самым, следователи и прокуроры, вопреки очевидным фактам, держали для суда свою версию о том, что Бакдаулет провалился в колодец, заполненный водой, и его смерть наступила от двух причин: асфиксии в результате утопления и переохлаждения!

Версия гибели от асфиксии в результате утопления появилась в деле не случайно. Её даже подкрепили заключением судмедэксперта. Однако эту причину смерти мы опровергнем. Для этого есть ряд бесспорных обстоятельств.
Причины и мотив подобной версии со стороны органа уголовного преследования нам понятны. Кому-то очень хотелось представить общественности и суду, что гибель Бакдаулета Омирхана была мгновенной в результате утопления. Но тут явный пробел. На самом деле мальчик умирал медленно и мучительно. Худшее даже невозможно представить».

Кстати, следователями были допрошены не все волонтёры. Хотя в поисках пропавшего Бакдаулета участвовали около 20 добровольцев, включая охотников, которые хорошо понимают реакцию потерявшихся людей в нештатных ситуациях.

Между тем, волонтёры Элеонора, Максат и Бакытбек оказались людьми с высоким уровнем интеллекта. Кроме того, потрясающая человечность и человеколюбие! К сожалению, сострадание, которое исходило от них, обошло стороной сотрудников полиции, руководство ГКП «Астана су арнасы» и двух акимов столицы – Султанова с Кульгиновым.

Ответьте, что произошло бы в любой стране развитой демократии, случись у них подобные казусы с руководителем столицы, который отдаёт приоритет любителям кошек и собак, игнорируя проблемы матери погибшего ребенка? Погибшего по вине руководства госпредприятия, учредителем которого является сам акимат!

Вот и сравнивайте: одни руководители тужатся и пыжатся, демонстрируя свою значимость и апломб, не считая нужным проявить сострадание матери нашедшего жуткую смерть 13-летнего мальчика. И лишь только волонтёрам пришла в голову версия о возможном провале мальчика в открытые канализационные колодцы. В отличие от полицейских.

В полиции заявление Перизат о пропаже сына было принято до 23 часов вечера. Однако прибывшая домой к Чиникбаевой опергруппа стала брать отпечатки пальцев (зачем?) у Перизат и двух её дочерей и назначать дактилоскопическую экспертизу, допрашивать соседей о возможном конфликте Бакдаулета с мамой или сёстрами! Следователь и сопровождавшие его полицейские не применили поисковую собаку!
Хотя этого в первую очередь требовала та обстановка. Ведь колодец, в который провалился Бакдаулет, находился всего в 60-80 метрах от дома!

При этом запись с камеры видеонаблюдения на площадке у их квартиры ясно показывала, что мальчик, выходя из квартиры, закрыл дверь на ключ и застегнул замок своей куртки до самого подбородка. Он собирался на каток.

Тем самым, полиция не исследовала версию, которая сразу же стала очевидной для позднее появившихся волонтёров. Вместо этого сотрудники полиции потратили 2-3 часа на проверку версии о вине матери в пропаже сына! И время было упущено.

Кроме того, вообще не применена система поиска пропавшего мальчика по «имей-коду» имевшегося при нём смартфона. Как известно, по данному коду легко определяется местонахождение владельца телефона, даже если аккумулятор мобильника будет разряжен! И Перизат Чиникбаева предъявила полицейским коробку от недавно купленного сыну смартфона.
Но вот полиция и здесь не применила нужные средства. Хотя по делам политическим и в отношении гражданских активистов эти методы используются мгновенно и в большом разнообразии!

Словом, был реальный шанс спасти Бакдаулета. Если бы полиция сработала в нужном направлении и профессионально.

А пока судебный процесс продолжается. Свои заметки из зала суда по делу Бакдаулета я опубликую в следующем номере газеты.

Жумабике ЖУНУСОВА,«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн