Конституционный совет Казахстана не самостоятелен, чтобы дать отрицательный ответ на столь важный для руководства страны вопрос о соответствии Конституции РК законов о Совете Безопасности. Ведь КС – это орган, задача которого только в том и заключается, чтобы своими решениями оправдывать и укреплять спущенные сверху решения. Считаю, что принятие данных законов необоснованно.
Во-первых, преобразование из консультативно-совещательного органа в конституционный не сделает институт Совета безопасности «конституционнее» института президентства.
Во-вторых, при действующем президенте введение статуса «пожизненного председателя Совета безопасности» выглядит, мягко говоря, нелепо. Ведь, согласно статьи 40 Конституции РК, президент сегодня и так является главой государства, его высшим должностным лицом. Так зачем к самой высшей должности «лепить» еще что-то?
В-третьих, ожидание, что эти поправки обеспечат подотчётность возможного нового президента перед председателем Совета безопасности. не подкреплено законодательно. Согласно той же ст. 40 п. 3 действующей Конституции РК, «Президент Республики Казахстан обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом», в том числе и ответственность Совета безопасности.
Надо полагать, что теперь и в Конституцию будут вносить изменения по передаче этих полномочий председателю Совета безопасности… И так бесконечно…
Совершенству нет предела…
Не нужно забывать и о том, как законы были приняты, так могут быть и отменены.
Также считаю, что прогнозы о транзите власти в Казахстане маловероятны. Действующий президент свои полномочия будет сохранять до конца.
(медиа-проект «DAT» №26 (438) от 5 июля 2018 г.)