ИНФЛЯЦИЯ ОСТАНОВЛЕНА,НО БИЗНЕС-СРЕДА ОСЛАБЛЕНА

«Parasat Business Club» провел круглый стол, в рамках которого резиденты вместе с приглашенными экспертами Нацбанка и ведущими мировыми экономистами обсудили ключевые вызовы казахстанской экономики.

Поводом для дискуссии стали планируемое поднятие НДС до 20% и сохранение высокой базовой ставки Национального банка. Первая мера увеличит налоговую нагрузку на бизнес и простых налогоплательщиков и потребителей, а вторая – затрудняет доступ предпринимателей к дешевым кредитным деньгам. В сумме это не просто создает сложную экономическую ситуацию, но и влечет за собой негативные социальные последствия.

Мероприятие открыл Арманжан Байтасов, основатель медиахолдинга «Tan Media Group». Модератором дискуссии выступил Досым Бесбай, резидент «Parasat Business Club», основатель фонда «Enlightenment Power Group» (EPG), занимающегося развитием социально значимых проектов.

Дискуссия развернулась вокруг стратегий:

  • макроэкономической стабильности,
  • фискальной политики,
  • налоговой нагрузки,
  • инвестиционного климата,
  • перспективных отраслей, способных стать точками роста.

Участники встречи попытались ответить на главный вопрос: какие реформы необходимы стране, чтобы избежать экономического застоя и выйти на устойчивую траекторию роста?

Одной из ключевых тем обсуждения стала высокая стоимость капитала. Досым Бесбай на примерах показал, как высокая базовая ставка Национального банка закрывает доступ к кредитам и тормозит развитие бизнеса в масштабах страны, косвенно влияя на появление бюджетного дефицита. Сабит Хакимжанов отметил, что причина этого явления кроется не столько в нехватке средств, сколько в высоких рисках ведения бизнеса в Казахстане: предприниматели опасаются вкладывать деньги из-за возможных регуляторных и юридических угроз.

Мухтар Джакишев назвал текущую ситуацию с дефицитом бюджета идеальным штормом. Правительство планирует повысить ставку НДС, но это приведет к ускорению инфляции, росту теневой экономики и массовому уходу бизнеса в серую зону.

– Для борьбы с инфляцией Нацбанк удерживает повышенную базовую ставку, которая приводит к тому, что три года бизнес лишен доступа к финансам. Но эти деньги нужны для инвестиций, для развития, получения оборотного капитала. Это ведет к ослаблению бизнеса и лишает бизнес возможности инвестировать. Да, инфляция остановлена, но бизнес-среда ослаблена. Включается несколько факторов, которые сводят на нет усилия Нацбанка по борьбе с инфляцией:

  • повышение тарифов, что привело к увеличению инфляции,
  • изменение курса доллара и ослабление тенге, что привело к удорожанию импорта,
  • свободные цены на нефтепродукты, которые хочет ввести Правительство, также повысят инфляцию,
  • увеличение ставки НДС.

Поэтому нужно решать две важные проблемы: дефицит бюджета и увеличение налогового поля и доходов бюджета с целью недопущения формирования дефицита в будущем.

Надо искать другие механизмы, кроме НДС. Для этого можно использовать:

  • введение КПН на крупные предприятия,
  • разобраться с таможенными поступлениями. Есть огромная разница со статистикой с китайской стороны и нашей, что говорит о больших объемах контрабанды. Это также позволит пополнить часть бюджета;
  • квазигоссектор неэффективен, а значит, можно убрать такую надстройку, как «Самрук-Казына». Национальные компании работали и без нее, и нельзя сказать, что с введением этой надстройки они стали работать лучше.

С точки зрения госрасходов нужно сделать полную ревизию госпрограмм, убрать «несиюмоментные», провести мониторинг социальных программ на предмет, выполняют ли они свои заявленные функции.

Что касается увеличения налогового поля, то Правительство должно определять стратегию развития промышленности. Выбирать отрасли несырьевого производства, которые необходимы, и давать там преференции, чтобы бизнесу было выгодно инвестировать в эти отрасли. Тогда там появятся новые предприятия, и лидеры могут получать целевое финансирование со стороны государства. И в этом случае риск потери инвестиций будет минимальным, поскольку эти предприятия уже появились в условиях рыночной конкуренции.

При этом нужно делать государственные локомотивные программы, которые на самом деле могут создать достаточно много новых рабочих мест. Нужно привлекать туда инвесторов, предоставляя им офтейк-контракты с гарантированной продажей продукции. Ведь это основной вопрос инвестора – что будет с продукцией завода, в который я инвестирую? Если мы гарантируем им продажу по офтейк-контракту, то тогда риски существенно снижаются.

Так, в частности, транзит китайских товаров из Китая в Европу оправдан географическим расположением нашей страны. При этом мы можем зарабатывать как на транзите, так и в будущем ставить условия, что грузы должны идти в казахстанских контейнерах, транспортироваться казахстанским подвижным составом. Получив такие заверения, мы можем привлечь инвесторов в строительство заводов по контейнерам, подвижным составам. А эти заводы будут потреблять внутреннюю продукцию Казахстана, например, с металлургических заводов. Мы получим существенную прибавочную стоимость, торгуя не рудой, а продуктом более высокого передела. Тем самым мы снизим торговлю необработанной рудой, которая сейчас имеет место.

Таким вот развитием реального производственного сектора государство и может решить вопрос расширения налогового поля и исключения ситуаций, когда возникает дефицит бюджета.

Досым Сатпаев высказал убеждение, что растущие темпы возникновения экономических проблем и готовность государства перенести финансовую нагрузку на простых потребителей чреваты недовольством. Он также указал на детскую бедность, назвав её одной из ключевых угроз будущему Казахстана: «Около миллиона детей живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. Это поколение, которое не сможет встроиться в экономику». Эксперт подчеркнул, что нельзя создавать проблемы для бизнеса, поскольку только бизнес способен решить демографические проблемы – обеспечить работой десятки и сотни тысяч молодых казахстанцев, которые ежегодно выходят на рынок труда.

Арманжан Байтасов добавил, что малый и средний бизнес, обеспечивающий работой миллионы людей, сталкивается с повышенной налоговой нагрузкой и вынужден искать способы минимизации расходов:

 Предприниматели всегда найдут как адаптироваться, но развиваться в таких условиях очень и очень сложно. Если вы увеличиваете налоги, любой предприниматель будет искать пути их обхода. С учетом высоких ставок либо не будет вкладываться в бизнес, либо будет уходить в тень. Легче держать деньги на депозите, не создавая рабочих мест, не организуя новых предприятий, не вступая в конфликты. Что делать? Налоги нужно оптимизировать и упростить, чтобы бизнесу было комфортно. Ставку Национального банка необходимо снизить – да, высокая ставка по классике должна сдерживать инфляцию, но у нас слишком много внешних факторов влияния на инфляцию.

Сергей Гуриев постарался объективно оценить возможности повышения НДС:

– Это, безусловно, проинфляционный фактор. Это одномоментное повышение цен, и заплатит потребитель. И это заставит Национальный банк и дальше держать ставку высокой. И ставка в Казахстане действительно высокая.

В завершение дискуссии председатель «Parasat Business Club» Ернар Курмашев подчеркнул, что принципиально важно видеть новые сильные стороны экономики Казахстана. Например, креативная экономика, в современных условиях не требующая больших вложений, может стать одним из локомотивов развития страны.

В итоге участники дискуссии согласились, что важно решать экономические проблемы страны не за счет повышения налогов. Казахстану нужны структурные реформы и честная налоговая система, а не новые акцизы и НДС.

Николай Халабузарь,

forbes.kz

Республиканский еженедельник онлайн