Пятница , 17 октября 2025

Казахстану нужен омбудсмен по защите прав людей с инвалидностью — Алмаз Ержан

Недав­но казах­стан­ский интер­нет сно­ва вско­лых­ну­ло видео одной извест­ной бло­гер­ши. Она, сме­ясь и пре­не­бре­жи­тель­но, ком­мен­ти­ро­ва­ла пове­де­ние сла­бо­слы­ша­ще­го так­си­ста, запи­сы­вая это на каме­ру для сво­ей мно­го­ты­сяч­ной аудитории.

В ком­мен­та­ри­ях люди отре­а­ги­ро­ва­ли по-разному:

@madiyar_kz: «Это отвра­ти­тель­но. Мы же люди или кто? Как мож­но так издеваться?»

@aigerim_official: «Жал­ко, но, увы, нико­му до это­го нет дела. Зав­тра забу­дет­ся, как и всё остальное».

@asylzhan_89: «Если бы это каса­лось дру­гих мень­шинств — скан­дал бы был на всю стра­ну. А здесь — тишина».

Кто-то поста­вил лайк. Кто-то про­сто про­ли­стал даль­ше, пото­му что в новост­ной лен­те каж­дый день что-то слу­ча­ет­ся — и всё забы­ва­ет­ся через сут­ки. Но этот слу­чай сно­ва задал ста­рый вопрос: а кто вооб­ще защи­ща­ет людей с инва­лид­но­стью в нашей стране?

Поли­ция отре­а­ги­ро­ва­ла не сра­зу. Бло­ге­ра не оштра­фо­ва­ли, не при­влек­ли к адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти. Госор­га­ны не сде­ла­ли ни одно­го заяв­ле­ния. И это — при­выч­ный сце­на­рий. Не пото­му что всем всё рав­но, а пото­му что в систе­ме попро­сту нет ни одно­го кон­крет­но­го орга­на или чело­ве­ка, чья рабо­та — защи­щать пра­ва людей с инвалидностью.

«Это — крик в пустоту»

Алмаз Ержан, обще­ствен­ный дея­тель и экс­перт по инклю­зии, не стал мол­чать. В сво­ём посте он напи­сал горь­ко, рез­ко, но по делу:

«Пока у нас в стране нет омбуд­сме­на или орга­на по защи­те прав людей с инва­лид­но­стью при Пре­зи­ден­те РК (кро­ме раз­ных филь­ки­ных гра­мот), изде­ва­тель­ства раз­ных людей и без­гра­мот­ных бло­герш с огром­ной ауди­то­ри­ей над людь­ми с инва­лид­но­стью будут про­дол­жать­ся. И поли­цей­ские так­же будут на сто­роне тех, кто издеваются».

К сло­ву, Алмаз Ержан — сам чело­век с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, зна­ю­щий про­бле­мы изнут­ри. Он уже актив­но рабо­та­ет, помо­га­ет сво­е­му сооб­ще­ству и под­ни­ма­ет самые ост­рые вопро­сы. Имен­но такой чело­век, с лич­ной вовле­чён­но­стью и реаль­ным опы­том, мог бы стать силь­ным и неза­ви­си­мым омбуд­сме­ном — не по долж­но­сти, а по сути. Насто­я­щим голо­сом тех, кого слиш­ком дол­го не слышали.

Эти сло­ва вызва­ли отклик десят­ков пользователей:

@zhanna_inclusive: «Спа­си­бо, Алмаз. Вы ска­за­ли вслух то, о чём мно­гие боят­ся даже думать. Нужен не отчёт, а реаль­ный чело­век, кто будет защи­щать нас».

@ansar_dos: «Про­бле­ма не в одном видео. Она в том, что в стране чело­век с инва­лид­но­стью — это все­гда “сам по себе”. Никто не вступится».

@saule.zhetisu: «Я мама ребён­ка с инва­лид­но­стью. Каж­дый день — как бой. А если нас оскорб­ля­ют — про­сто мол­чи, ина­че будет хуже».

Омбуд­смен — не «для галочки»

Сего­дня в Казах­стане нет омбуд­сме­на по пра­вам людей с инва­лид­но­стью. Да, есть общий упол­но­мо­чен­ный по пра­вам чело­ве­ка. Есть мини­стер­ства, отде­лы, комис­сии, стра­те­ги­че­ские пла­ны. Но когда про­ис­хо­дит кон­крет­ный слу­чай — оскорб­ле­ние, уни­же­ние, отказ, дис­кри­ми­на­ция — чело­век оста­ёт­ся один на один с систе­мой, у кото­рой нет даже меха­низ­ма, как на это реагировать.

@dariga_journalist: «Пока не будет омбуд­сме­на, всё оста­нет­ся на уровне постов и эмо­ций. А стра­да­ют реаль­ные люди».

@timur_astana: «Мол­ча­ние — не выбор, это при­го­вор. Если бы был отдель­ный омбуд­смен, я бы хотя бы знал, к кому идти».

Алмаз Ержан в сво­ём посте фак­ти­че­ски под­ни­ма­ет вопрос о необ­хо­ди­мо­сти вве­сти отдель­но­го, неза­ви­си­мо­го омбуд­сме­на, не по фор­маль­но­сти, не ради отчё­тов в ООН, а пото­му что это един­ствен­ный спо­соб дать голос тем, кого не слышат.

Омбуд­смен — это не про жалость. Это не про подач­ки и льго­ты. Это — про справедливость.

Голос, кото­рый дол­жен быть услышан

Такой инсти­тут мог бы не толь­ко раз­би­рать кон­крет­ные слу­чаи, но и систем­но менять ситу­а­цию: ини­ци­и­ро­вать зако­ны, сле­дить за доступ­но­стью город­ской сре­ды, обу­чать поли­цию, про­во­дить анти­дис­кри­ми­на­ци­он­ные кам­па­нии, ока­зы­вать юрпомощь.

@arina_batyrova: «Я уста­ла от раз­го­во­ров «нам нуж­но боль­ше сочув­ствия». Нам нуж­но боль­ше прав и меха­низ­мов их защиты».

@adilbek_nur: «Когда чинов­ник оскорб­ля­ет — он недо­сту­пен. Когда бло­гер сме­ёт­ся — он без­на­ка­зан. А инва­лид­ность — это не щит. Это повод уни­жать. И никто не мешает».

Когда мол­ча­ние ста­но­вит­ся стра­те­ги­ей выживания

Сего­дня мно­гие даже боят­ся гово­рить. Боят­ся поте­рять посо­бие. Боят­ся, что «отбе­рут инва­лид­ность». Боят­ся быть выстав­лен­ны­ми жал­ки­ми или неудобными.

И, к сожа­ле­нию, часто они правы.

@sholpan_kz: «Мы выжи­ва­ем, не живём. И когда про­ис­хо­дит такое — каж­дый дума­ет: «А если это зав­тра будет со мной?” Но зна­ем, что за нас никто не вступится».

И всё же — надеж­да есть

Голос Алма­за Ержа­на — это не про­сто реак­ция на пост в TikTok. Это — нача­ло важ­но­го раз­го­во­ра. Если мы дей­стви­тель­но хотим назы­вать­ся совре­мен­ным, гуман­ным обще­ством, мы долж­ны при­знать: без отдель­но­го, силь­но­го, неза­ви­си­мо­го инсти­ту­та, защи­ща­ю­ще­го пра­ва людей с инва­лид­но­стью, спра­вед­ли­во­сти не будет.

@kamila_hr: «Это вопрос зре­ло­сти обще­ства. Пока мы не научим­ся защи­щать тех, кто сла­бее, — мы сла­бы как страна».

@askar_in_law: «Если госу­дар­ство не слы­шит сла­бых — оно ста­но­вит­ся сла­бым само».

Без голо­са — нет защи­ты. Без защи­ты — нет пра­ва на достоинство.

Сего­дня мол­чат не толь­ко постра­дав­шие. Мол­чит и систе­ма, кото­рая долж­на защи­щать и под­дер­жи­вать. Но мол­ча­ние — это отказ от ответ­ствен­но­сти и справедливости.

Пока в Казах­стане не появит­ся отдель­ный, неза­ви­си­мый омбуд­смен по пра­вам людей с инва­лид­но­стью, мил­ли­о­ны оста­нут­ся без под­держ­ки, под­вер­га­ясь игно­ри­ро­ва­нию и унижениям.

Мы не можем поз­во­лить себе такое обще­ство. Оно изме­ря­ет­ся по тому, как отно­сит­ся к самым уязвимым.

Если госу­дар­ство не услы­шит этот крик и не создаст эффек­тив­ный меха­низм защи­ты, оно поте­ря­ет дове­рие и справедливость.

При­шло вре­мя пере­стать закры­вать гла­за и при­знать про­бле­му. Вре­мя дать людям с инва­лид­но­стью пра­во быть услы­шан­ны­ми и защи­щён­ны­ми — не на сло­вах, а на деле.

Ина­че кто вста­нет на их защи­ту, когда систе­ма сно­ва промолчит?

Айгуль Таки­ро­ва

Республиканский еженедельник онлайн