КУЛЬТ ПОДЛОСТИ и СТЯЖАТЕЛЬСТВА

  • «Подморозка» общества сопровождалась построением «елбасизма». Если убрать второстепенные вещи вроде бессчетного количества возможностей переизбрания на президентский пост для бывшего президента и приставки «Нур-» где надо и не надо, то идеологический конструкт выглядит следующим образом. Культ коррупции и защита Семьи от любых поползновений.
  • «…Ерболат Досаев назначен на пост акима Алматы не потому, что некого было поставить на замену проштрафившегося Бакытжана Сагинтаева, а для освобождения от него Нацбанка. Возглавляя главный финансовый институт государства, г-н Досаев слишком щедро снабжал Назарбаев-фонды за бюджетный счет.
  • Почему два последних десятилетия для Казахстана останутся «потерянным временем»

Крах построенной бывшим президентом РК (Назарбаевым) конструкции имеет не только политическое и социально-экономическое измерение, но и идеологическое. Культ коррупции и пресечение любых поползновений на комфорт и привилегии первых лиц и их ближайшего окружения не могли привести к положительному результату для государства и общества. Они и не привели. Теперь нужно ускориться с демонтажем тех вещей, за которые Казахстан в январе 2022 года заплатил кровавую цену.

  • Не просто идеология 

Чтобы хоть и в первом приближении, однако комплексно исследовать 30 лет правления Нурсултана Назарбаева, необходимо оттолкнуться от более далекой истории. Управленческая социализация будущего первого президента независимого Казахстана пришлась на годы руководства идеологией в СССР Михаила Суслова.

Товарищ Суслов человек во многом парадоксальный. Получил разнообразное образование в советское время, работал в органах государственного управления, организовывал партизанское движение в оккупированном нацистами Ставропольском крае и давил «лесных братьев» в Литве после Великой Отечественной войны.

Другими словами, реальную жизнь главный идеолог Советского Союза знал не понаслышке, поскольку не был чисто кабинетным академическим работником. Однако он сделал все от него зависящее, чтобы по факту будни советских людей не пересекались с идеологическими конструктами государства.

Товарищ Суслов в 1975 году награжден высшей наградой Академии наук СССР – Золотой медалью имени Карла Маркса. Однако сам основатель марксизма вряд ли одобрил бы стратегический подход старшего по идеологии в сверхдержаве. Михаил Суслов превратил марксизм-ленинизм в ортодоксальное схоластическое учение, чем резко сузил поле свободы для оригинальных идей и творчества.

«Серый кардинал» не применял крайних методов борьбы со своими идеологическими противниками и оппонентами, однако действовал планомерно, пошагово и целеустремленно. Очень опасно, когда ошибочный взгляд на жизнь реализует человек идейно мотивированный и чрезвычайно настойчивый в достижении своей цели. В конечном итоге он добился того, что духовная жизнь советского общества стала скучная, тоскливая и удушливая.

Апогей сусловского времени удобно отслеживать по кинематографу. В художественных фильмах (да еще на пленке со специфическим блекло-унылым эффектом) мейнстримом стали осенне-депрессивные сюжеты с темами неустроенности и негармоничности.

Фильм «Родня» Никиты Михалкова – это срез с «бабьего царства» позднесоветского времени, исповедующего принципы повсеместного компромисса. Картина Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся», вышедшая почти в то же время, раскрывает механизмы, как приспособленцы и пройдохи используют принципиальных и болеющих за общее дело людей в качестве «полезных идиотов» для решения своих корыстных вопросов.

В конце 1982 года, уже после смерти товарища Суслова, на экраны вышел фильм «Чародеи» режиссера Константина Бромберга. Он цветной и жизнерадостный, музыкальный, но тоже корнями из сусловского времени. Потому что сценарий написан братьями Стругацкими, а Аркадий Натанович и Борис Натанович – это классики советской социальной фантастики. Своего рода фэнтези на отвлеченную тему, поскольку повседневная реальность совершенно не вдохновляла творческую интеллигенцию СССР.

Михаил Суслов не смог найти общего языка не только с яркими социальными философами вроде Александра Зиновьева (эмигрировал) или Эвальда Ильенкова (покончил жизнь самоубийством), которых он выключил из государственного идеологического процесса.

«Серый кардинал» не смог найти средств коммуникации с молодежью, которая в критических количествах оказалась настроенной антисоветски. Потом эти люди были использованы в качестве топлива для Перестройки и пушечного мяса в деле развала страны. Когда ты не можешь предложить людям свою идеологию, их духовные запросы удовлетворят другие игроки. Так и произошло в случае с Советским Союзом.

  • Стяжательство превыше всего?

Тридцать лет Нурсултана Назарбаева прошли нелинейно. В «ревущие девяностые» хоть и было трудно (во многих провинциальных углах даже невыносимо), но шли какие-то реформы. От Перестройки сохранилась инерция свободы слова и плюрализма мнений. Получился даже интересный феномен, когда в первой половине 90-ых сильных политических партий в Казахстане не было, а парламентаризм в стенах Верховного Совета присутствовал.

Последним мощным всплеском общественно-политической активности стал Демократический выбор Казахстана (ДВК) 2001 года, одним из своих ответвлений породивший «Ак жол». Однако со всеми фрондирующими младотурками в лучших «сусловских» политтехнологиях справились и расправились, вынесли их на периферию политической жизни и повсюду насадили гнетущую серость.

«Подморозка» общества сопровождалась построением «елбасизма». Если убрать второстепенные вещи вроде бессчетного количества возможностей переизбрания на президентский пост для бывшего президента и приставки «Нур-» где надо и не надо, то идеологический конструкт выглядит следующим образом. Культ коррупции и защита Семьи от любых поползновений.

«Нур Отан» стал бледной тенью КПСС, а философия «елбасизма» быстро превратилась в пародию на марксизм-ленинизм сусловского периода, который сам стал ортодоксально-схоластическим искажением марксизма, отказав стройному учению в гибкости и динамике.

Пародийность проявлялась в том, что марксизм-ленинизм имел свою научную школу, материалистическую основу, методологию, внутреннюю структуру и другие достаточно серьезные и основательные вещи. А квинтэссенция «елбасизма» – это Золотой Телец на пьедестале и бездумное безумное обогащение любой ценой.

Даже в период обилия сырьевых долларов культ коррупции встречал сопротивление на всех этажах общества. А после экономического кризиса 2008 года и серийной девальвации тенге 2015-го тупиковость и опасность данной парадигмы стали совершенно очевидны.

Уже лояльные Нурсултану Назарбаеву чиновники и политики стали публично вносить предложения по корректировке курса и необходимости как-то исправлять ситуацию. В ответ посыпались репрессии и опалы, запись в «оппозиционеры» людей, которые просто пытались апеллировать к здравому смыслу и руководствовались логикой государственных интересов.

Упорная попытка «зацементировать момент» своим неизбежным следствием привела к игнорированию свежих идей и блокированию импульсов к развитию. Потому что благополучие, комфорт и всевластие Семьи невозможно сочетать с социальной справедливостью, рыночными отношениями, развитием государства и общества.

Если в сусловский период советской эпохи творческие люди смогли каким-то образом отрефлексировать и осмыслить время, оставили потомкам просто замечательные шедевры в литературе, кинематографе и музыке, то время «елбасизма» не оставило по себе ничего интересного и вменяемого.

Атмосфера и философия коррупции оказались совершенно не той средой, которая пригодна для создания художественных ценностей. Ни одного литературного произведения, ни одного художественного фильма «елбасизм» не может предъявить в качестве смыслового и ценностного оправдания потерянных десятилетий.

Идеологи безудержного стяжательства в технике а-ля Суслов потеряли коммуникацию с молодежью. Родившиеся и сформировавшиеся за годы президентства Назарбаева молодые люди громили в январе не только банки и витрины магазинов, но и органы власти вместе с офисами «Нур Отан». Демонстрируемое личным примером политического руководства служение Мамоне (демон богатства и алчности) оказалось не подкреплено ресурсной базой.

Если Михаил Суслов не смог сделать жизнь советской молодежи интересной (работа, доходы и социальный пакет у нее были), то «елбасизм» не позволяет многим молодым людям хотя бы сносно выживать. Это особенно тяжело, когда из каждого утюга транслируются прелести роскоши и суперпотребления, а все бедные априори записываются идеологическими рупорами в презираемых неудачников.

  • Демонтаж «елбасизма»?

После того, как Касым-Жомарт Токаев помимо поста президента взял под контроль Совет безопасности, правительство, обе палаты парламента и партию власти «Нур Отан», от старой эпохи осталось место-образ «Библиотека» со своим знаковым обитателем. Официально это называется канцелярия первого президента – «елбасы» и размещается в здании в виде перевернутой фары.

Сам по себе объект недвижимости очень характерный. Он одновременно китчевый (безвкусный), помпезный, корявый и неэффективный в плане внутреннего зонирования для целей эксплуатации. Внутри «Библиотеки» много полого пространства при минимуме пригодных для работы помещений, да и те без качественной системы вентиляции и кондиционирования воздуха.

Своего рода идеальное здание для отопления Степи, но крайне плохо приспособленное для любого практического использования. Дорого и неэффективно. В системе социальных и экономических институтов «Библиотека» имеет две подпорки – Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и переплетенные как волокна циновки «Назарбаев Фонд» и «Фонд Нурсултана Назарбаева».

Сегодня президент делает попытку оторвать «Библиотеку» от щедрой груди «Самрук-Казыны». Если станет понятно, что она не отрывается, а ФНБ не получается сделать полезной для республики структурой, то его скорее всего разберут на составные части и подчинят госкомпании профильным министерствам (какие-то непосредственно премьер-министру или главе государства).

Ядровым элементом в сложной схеме «Назарбаев Фонда» выступает «Jusan Bank». Банк этот однозначно непростой. Достаточно знать, что он до сих пор не сдал консолидированную аудированную отчетность за 2020-ый год (единственный из всех БВУ) и при этом не наказан финансовыми властями.

Секрет благосостояния группы «Jusan» (неофициальное название) в неимоверных льготах разнообразного типа. Есть весьма обоснованные слухи, будто Ерболат Досаев назначен на пост акима Алматы не потому, что некого было поставить на замену проштрафившегося Бакытжана Сагинтаева, а для освобождения от него Нацбанка. Возглавляя главный финансовый институт государства, г-н Досаев слишком щедро снабжал Назарбаев-фонды за бюджетный счет. Легче всего прекратить устоявшуюся практику через кадровые назначения.

Если пенсионер хочет иметь свой собственный банк, то почему бы и нет. В конце концов, мы живем в почти свободной стране. Только новый «Jusan Bank» должен функционировать по общим для всех правилам. Это означает привлекать деньги на депозиты со стороны населения, для чего завоевывать его доверие. Легко быть прибыльным коммерческим объектом, когда пользуешься неуемной поддержкой по линии Нацбанка и Нацфонда, а прокуратура встает на твою сторону при сомнительных спорах с другими хозяйствующими субъектами.

Группа «Jusan» – это какой-то реликт «елбасизма». Когда в этом году СМИ раскрыли замысловатую структуру данного конгломерата, то поразила зашкаливающая тяга данного спрута к стяжательству. Наряду с однозначно ценными активами на сотни и сотни миллионов «баксов», в «нажитое непосильным трудом» попали даже торговые центры, «отжатые» у рядовых бизнесменов столицы. Отнятые у ТОО «Алтын соре Астана» ТЦ «Астыкжан-1» и «Астыкжан-2», «Универсал» и «Джафар» уже фигурировали среди имущества группы (ТЦ «Ажар» «полынщики» еще не успели официально прибрать к рукам).

Спору нет, «елбасизм» всем показал фанатические примеры служения Золотому Тельцу даже вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Теперь всю эту атрибутику нужно как-то демонтировать и удалять из жизни. Тупик, в который Казахстан загнал культ коррупции и обогащения любыми средствами, показал не только свою пагубность, но и кровавость. Теперь нужно двигаться в сторону оздоровления и развития.

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн