Суббота , 19 апреля 2025

МОНСТР «КАЗАГРО» начинает пожирать НАРОДНЫЕ ДЕНЬГИ

Под занавес уходящего года агентство Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу Национального банка РК сообщило об инвестировании на рыночных условиях пенсионных активов в облигации АО «Национальный управляющий холдинг (НУХ) «КазАгро» на сумму 450 миллиардов тенге со сроком обращения 15 лет и ставкой вознаграждения 10% годовых.

Естественно, в соответствии с основными направлениями инвестирования и одобренными Советом по управлению Национальным фондом РК на 2018 год. Как было подчеркнуто, «КазАгро» относится к числу надежных заемщиков на рынке ценных бумаг и имеет высокие кредитные оценки от международных рейтинговых агентств.

К этому добавляется «…долгосрочный кредитный рейтинг АО «НУХ «КазАгро» по международной шкале агентства Fitch Ratings находится на уровне «ВВВ-» с позитивным прогнозом. Собственный капитал холдинга по состоянию на 1 октября 2018 года составляет 244,9 миллиарда тенге». При этом, правда, не совсем понятно, с каких пор рейтинг «ВВВ-» считается высоким кредитным рейтингом. Также отмечается, что «агропромышленный комплекс относится к одному из стратегически важных секторов экономики РК и рассматривается в качестве ключевого драйвера, способного сбалансировать влияние добывающей отрасли на казахстанскую экономику».

«Таким образом, с одной стороны, вышеуказанные инвестиции будут ежегодно приносить инвестиционный доход вкладчикам ЕНПФ, с другой стороны – окажут существенную поддержку дальнейшему развитию и модернизации агропромышленного сектора за счет финансового оздоровления отрасли, снижения долговой нагрузки сельхозпредприятий, уменьшения валютных рисков, связанных с рыночными колебаниями курса, а также увеличения объемов кредитования» – говорится в сообщении финрегулятора.

Что же такое «КазАгро»? И как ему удалось заполучить такой лакомый кусок наших пенсионных накоплений в условиях стагнирующей экономики и всеобщего дефицита живых денег? И какова его реальная польза сельскому хозяйству Казахстана? Миссией Национального управляющего холдинга «КазАгро» является «реализация государственной политики по стимулированию индустриального развития АПК на принципах результативности, транспарентности и эффективного корпоративного управления структурами холдинга».

Реально же «КазаАгро» – это в чистом виде квазигосударственный, финансовый посредник. Причем посредник, разбухший от огромной, разветвленной бюрократической структуры, имеющий множество дочек, внучек и т.д. Финансовые дочки также занимаются посреднической деятельностью, кредитуя нуждающихся сельчан по одним им понятным правилам. Когда у тебя есть деньги, ты и будешь диктовать правила игры. Думаю, наиболее точно в отношении этой структуры высказался президент РК в одном из своих посланий несколько лет тому назад: «Холдинги «КазАгро» и «Байтерек» превратились в неэффективных посредников между бюджетом и банками. Все это сопровождается раздутыми штатами, тратой огромных бюджетных ресурсов. В то же время это приводит к вытеснению инвестиций и инициативы».

И на таком негативном фоне холдингу все равно удается регулярно выдергивать деньги из государственных источников. А их, которые могут дать длинные деньги, – всего три: это Национальный фонд, Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) и Государственный фонд социального страхования (ГФСС). Как ни крути, во всех этих фондах аккумулированы народные деньги. Вот на этих народных деньгах и зарабатывает «КазАгро» со своими дочками, перекачивая деньги из фондов в агропромышленный комплекс и получая свои проценты. Также довольно большие деньги холдинг получает, вкладывая наши деньги в коммерческие банки. Так, на 30 июня 2017 года на депозитах хранилось более 313 миллиардов тенге, принадлежащих холдингу. Причем в последние годы эта сумма только увеличивается. На конец 2016 года на депозитах хранилось почти 162 миллиарда. В конце 2015 года – 23,5 миллиарда тенге. Есть еще доходы от инвестиционных бумаг. То есть деньги, инвестированные в «КазАгро», например, из того же ЕНПФ, холдинг с выгодой для себя инвестирует дальше, например, и для себя, и для дочек.

В результате вырисовывается облик финансово-посреднического монстра, которому по большому счету мало интереса до фермера или крестьянина, до интересов села или всего сельского хозяйства в целом. Интересы «КазАгро» крутятся только вокруг денег. И, думаю, что я не сильно ошибусь, если отнесу этот холдинг к чисто финансовой организации, которая живет, развивается, зарабатывает и паразитирует за счет посредническо-спекулятивной деятельности на деньгах бюджета или названных мною выше фондов.

Еще в январе этого года в прессе вызвали большой резонанс планы «инвестировать» 120 миллиардов тенге из Госфонда социального страхования в «КазАгро». Но многие эксперты рассматривают этот холдинг как проблемный институт с высокими рисками. Тогда министр труда и соцзащиты даже отказалась комментировать эти планы. Судя по всему, вице-премьер и попутно министр сельского хозяйства и по совместительству, председатель совета директоров «КазАгро» Омирзак Шукеев смог продавить эти планы. Удобно, когда такие должности совмещены в одной руке. Когда-то в бытность Шукеева акимом ЮКО будущий министр труда и соцзащиты Дуйсенова была его заместителем и последовала в Астану после его переезда в столицу…

Инвестирование из ГФСС в «КазАгро» было признано специалистами Нацбанка рисковым, более того бумаги холдинга тогда не входили в перечень финансовых инструментов, утвержденный постановлением Правительства для инвестирования.

Но 16 января 2018 года вышло постановление Правительства РК за №12 «О внесении дополнений в постановление Правительства РК от 13 ноября 2007 года № 1081 «Об определении перечня финансовых инструментов для инвестирования активов акционерного общества «Государственный фонд социального страхования», в котором «КазАгро» включили в этот перечень. Проблемный институт «КазАгро», не проходящий по нормативам инвестирования, перестал быть таковым. Причем на момент внесения холдинга в список он не соответствовал рейтинговым критериям, обозначенным в постановлении Правительства №1081. То есть «КазАгро» попал в разрешенный список не потому, что он поднял стандарты и результаты своей деятельности до нужных нормативов, а просто потому, что его включили в разрешенный список.

И вот 16 мая этого года «Форбс-Казахстан» публикует материал под громким заголовком «КазАгро» за год потерял треть капитала». Крупнейший убыток за 11 лет своего существования получил Национальный управляющий холдинг по итогам 2017 года. Согласно консолидированному отчёту о финансовом положении, минувший год компания завершила с минусом в 126 млрд 18 млн тенге. А это – треть капитала компании, на начало года составлявшего 379,8 млрд.
Предыдущий антирекорд принадлежал 2015 году, по итогам которого холдинг зафиксировал убыток в размере 99 млрд 324 млн тенге. И хоть в 2016 году удалось показать рекордную для холдинга прибыль (18,5 млрд тенге), последовало новое падение.

На начало года средства холдинга «КазАгро» в кредитных организациях составляли 367,6 млрд тенге (главным образом, займы банкам второго уровня). За год они снизились на 113,7 млрд тенге до 253,9 млрд. В примечаниях к годовой финотчётности указывается, что потери пришлись на активы, размещённые в «Казинвестбанке» и Delta Bank. Эти кредитные организации были лишены лицензий Нацбанком РК, соответственно, в декабре 2016 и ноябре 2017 годов. Кроме того, сказался на холдинге процесс реабилитации и реструктуризации финансовых обязательств «Bank RBK».

Даже по этим небольшим фактам из бурной жизни «КазАгро» видно, что деятельность его мало связана непосредственно с сельским хозяйством, а в основном протекает среди банков, финансовых организаций, ценных бумаг, кредитов и прочих интересных дел. И, конечно, для игры в бурном финансовом океане постоянно нужны деньги, новые деньги, много денег! И завершение 2018 года можно считать очень удачным и радостным для холдинга и очень печальным для вкладчиков ЕНПФ: 450 миллиардов тенге, принадлежащих народу и принудительно у него изъятых, «инвестируются» в «КазАгро». Нацбанк, пользуясь монополией на инвестирование наших денег, кидает их на 15 лет в холдинг-монстр.

Интересно, а что сказали рисковики Нацбанка по поводу этой инвестиции? Есть ли их письменное заключение? Я лично расцениваю такую инвестицию не только как высокорисковую, а как безответственную и просто преступную, с точки зрения возможных негативных последствий, а то и просто потери этих денег.
А что скажете по поводу 15 лет? Мы сегодня не знаем, что будет через 15 дней, а тут 15 лет. «КазАгро», как мне думается, может играть этими деньгами, как ему заблагорассудится. В этой связи припоминаются мне слова Ходжи Насреддина, сказанные им после того, как он взялся за большую плату обучить грамоте ишака за 20 лет. В нашем случае срок почти такой же длинный, и никто не сможет предугадать, что и с кем произойдет за столько лет в нашей удивительной стране!

И последнее!

Помните, как несколько лет назад ЕНПФ под мудрым руководством Нацбанка инвестировал 250 миллионов долларов в Международный банк Азербайджана (МБА). В 2017 году МБА объявил о реструктуризации обязательств на 3,3 млрд долларов, предложил кредиторам списать часть долга. Нам предложили на выбор три предложения по реструктуризации долга одно хуже другого, и мы приняли обмен на суверенные облигации правительства Азербайджана с доходностью в 3,5% и сроком обращения 15 лет.
А вот российский Сбербанк оспорил реструктуризацию долгов МБА и добился возможности взыскать долги в размере 20 миллионов долларов с МБА в апелляционном суде Великобритании.

«Теперь Сбербанк вправе взыскивать долг с МБА в полном объеме, включая проценты и неустойки», – сказал агентству Reuters вице-президент госбанка Максим Дегтярев.

Эта ситуация наглядно показывает, как по-разному относятся и к своим обязанностям, и к защите своих и государственных интересов чиновники двух государственных финансовых организаций России и Казахстана. Если же наш ЕНПФ под мудрым руководством Нацбанка и дальше будет «инвестировать» пенсионные накопления так же, как в МБА или в «КазАгро», то денег на выплату пенсий пенсионерам может не хватить не через 5 лет, как заметила директор форсайтингового агентства «Eximar» Айман Турсынкан, а гораздо раньше.

Айдар АЛИБАЕВ,
экономист

Кто-то получил
«ОТКАТ»…

«Успех иска Сбербанка к Международному банку Азербайджана показывает нежелание или неумение государственных структур Казахстана возвращать средства ЕНПФ, инвестированные в облигации МБА. В среде финансистов есть версия, что изначально облигации МБА были куплены другой государственной структурой Казахстана и лишь потом выкуплены ЕНПФ. Однако, согласно официальной версии, облигации МБА, которые купил Банк развития Казахстана, были погашены в 2016 году, а не перепроданы в ЕНПФ», – сказал Р.Рысмамбетов агентству КазТАГ.

При этом он отметил, что разница между реальной прибылью от инвестиций в МБА и той, которая могла бы быть получена, составляет миллионы долларов. «На мой взгляд, сценарий иска к МБА можно было попробовать и лишь в случае неудачи можно было соглашаться на нынешний вариант, согласно которому мы не зарабатываем запланированную сумму по процентным выплатам. Разница между плановой прибылью и реальной составит десятки миллионов долларов», – отметил эксперт.

По мнению Р. Рысмамбетова, то, что Казахстан не подал иск против МБА, может означать нежелание госструктур раскрывать детали сделки. «В связи с этим можно отметить два момента. Первый – факт, что мы не подали иск в МБА, вполне может означать нежелание казахстанских госструктур раскрывать все детали сделки. Однако азербайджанские правоохранительные структуры после допроса главы МБА наверняка уже знают, были ли неофициальные агентские платежи в пользу казахстанских чиновников за покупку облигаций банка. «Откат» в 10% – это 25 млн долларов, которые невозможно обналичить, и если и были какие-то платежи, то они должны быть четко видны в отчетности», – добавил он. По его словам, неспособность защитить государственные интересы может стоить Казахстану сотни миллионов долларов.

«Второй момент – такое неумение или нежелание защищать государственные интересы вызывает тревогу за более чем 500 млн долларов США, которые, кажется, до сих пор заморожены по иску Анатола Стати к Казахстану. Данная сумма в два раза больше, чем 250 млн долларов США в бумагах МБА, и теперь дальнейшая судьба полумиллиарда наших долларов, кажется, уже предопределена», – отметил Р. Рысмамбетов.

Кроме того, он отметил, что затраты на юридические услуги по таким делам могут составить огромные суммы. «Понятен оптимизм Министерства юстиции – юристы могут воевать до тех пор, пока есть гонорары. И можно понять раздражение МЮ РК вопросами про А. Стати – ведь эта проблема возникла не при них и не из-за них. Однако рано или поздно вопрос должен быть решен до того, как расходы на судебные тяжбы с А. Стати превысят искомые 500 млн долларов», – сказал эксперт.

КазТАГ

Республиканский еженедельник онлайн