МОЯ СОВЕСТЬ ЧИСТА! Я никому ничего не должен!

В минувший вторник, после непрекращающихся информационных атак, бывший председатель партии ОСДП, издатель медиа-проекта «ДАТ» Ермурат БАПИ провел обещанную пресс-конференцию.

Журналист озвучил доселе неизвестные факты своего прихода в партию, детали скандального партийного переворота, а также дал исчерпывающие ответы на «неудобные» вопросы, связанные с публикациями на просторах интернета.

Позже мы поинтересовались его мнением, не считает ли он, что изложил в своих ответах гораздо больше, чем следовало? На что последовал ответ:

«Я всё это время ждал, как поступит хозяин и руководитель «путчистов». Наблюдал за «перехватчиками» партии, какие они предпримут шаги. Если бы партия выбрала путь на продвижение интересов гражданского общества, особенно независимых наблюдателей и нового поколения протестного движения в стране, был бы только рад независимо от того, кто за ней стоит. Проглотил бы унижение и свою гордынью.

Да, я много чего сказал на пресс-конференции, в том числе и про то, как Бергей Рыскалиев шантажировал Назарбаева в центре Лондона. Я хотел дать сигнал, чтобы общество и мои бывшие однопартийцы поняли, с кем они имеют дело. Человеку с такими бандитскими замашками, которому удалось поймать в свои сети самого Назарбаева, ничего не стоило заманить в них «заговорщиков». К тому же я предупреждал Бергея через его помощника, что, если он не прекратит поливать меня грязью через свои интернет-ресурсы, то я буду вынужден ему ответить, изложить всё как есть, включая факт шантажа Назарбаева. Так что сказанное на сегодняшней пресс-конференции для него не стало сюрпризом…».

Ниже предлагаем вниманию читателей газеты незначительно сокращённое выступление Ермурата БАПИ на пресс-конференции.

Сегодняшнее мероприятие я планировал провести около 20 дней назад, после того, как «заговорщики» организовали свою пресс-конференцию, где обвили меня во всех грехах. Однако появившиеся новые гражданские силы в лице независимых наблюдателей и молодежных движений обратились ко мне с просьбой не усугублять ситуацию и предпринять попытки мирного урегулирования вопроса. У них был компромиссный вариант решения сложившейся ситуации, чтобы сохранить партию и ее имидж.

Учитывая, что ОСДП является единственной партией оппозиционного толка, я не стал им отказывать и решил использовать хоть последний шанс – сохранить партию во благо гражданского общества. Представители этих сил по моей просьбе сегодня находятся в этом зале и не дадут мне соврать.

Я поставил перед собой цель – привести партию в народ. Для этого было необходимо установить диалог с независимыми наблюдателями и молодёжными движениями. Сегодня трудно не признать, что эти силы начали трансформировать само гражданское общество. Поэтому я намеревался усилить ОСДП, используя их потенциал. У нас были планы пойти на будущие парламентские выборы, придерживаясь независимой позиции и в условиях жесткой конкуренции с властями. Меня вдохновляло усиливающееся протестное настроение в обществе, которое сформировалось после президентских выборов. Это нужно было использовать для изменения ситуации. Мы стремились консолидировать вокруг партии все протестные силы гражданского общества. Мы стали бы альтернативой «Нур Отану». Такая возможность у нас была. Однако партийные бюрократы испугались таких перемен, обвинив меня в том, что я сотрудничаю с «непонятными людьми», приводя их в партию. Этими «непонятными людьми» как раз и были независимые наблюдатели и представители молодого поколения. Основная причина случившегося партийного кризиса кроется в этом.

Что касается возможного диалога с «заговорщиками», то у них были намерения сесть за стол переговоров и найти оптимальный выход из создавшейся ситуации. Я тоже был не против восстановить статус-кво. Созвать чрезвычайный съезд партии с участием наблюдателей и гражданских активистов из числа молодежных движений, на котором избрать новый состав политсовета. После обновления состава руководства партии я намеревался подать в отставку и предложить на свое место молодого политика с незапятнанной репутацией в лице Жанболата Мамая или любого другого, кого предложил бы чрезвычайный съезд партии.

Однако переговоры не состоялись, потому что хозяева партии не решились не это. Они боятся, что придут представители нового поколения, и они потеряют контроль над партией.

Ради интересов гражданского общества я был готов перешагнуть свою гордыню и забыть об обидах. Тут самый важный момент – это интересы гражданского общества. Ведь те же независимые наблюдатели вряд ли пойдут на выборы в составе партии «Ак жол» или народных коммунистов, тем паче с «Нур Отаном». К сожалению, все наши попытки по сохранению партии не увенчались успехом.

Вопрос из зала: «Прокомментируйте появление денежных расписок с якобы вашей подписью».

– Да, это была моя расписка. Не скрываю, она написана мною. Я принял партию от Жармахана Туякбая вместе с долгами. Я не стал вникать в структуру долга, из чего он сформировался. Если вы обратили внимание, в расписке указана дата «26 апреля». Как вы помните, в этот день состоялся съезд партии, на котором меня избрали председателем. Меня поставили перед фактом. В момент, когда я давал свое согласие возглавить партию, вопрос о долге не стоял.

Представьте ситуацию. Со всех регионов страны прибыли делегаты. Через час съезд партии. В этой ситуации я связался со своими соратниками, заручился их поддержкой и только после этого подписал расписку. Повторюсь, это был долг партии. Сейчас меня обвиняют, что я получил 200 тыс. долларов и собирался продавать партию. Это всё чушь! В условиях Казахстана партия столько стоит не может. Учитывая выстроенные законодательные преграды для регистрации, партия стоит миллионы. Партию за 200 тыс. долларов никто не продаст, за такие деньги можно продать бензоколонку или магазин. А партия – это политический ресурс и инструмент. Мне известно, когда продавали партию «Ак жол», её оценили в 10 млн. долларов.

Поэтому, подписывая расписку, я обязался закрыть долги партии, а спонсоры обещали оказать в этом содействие. Будем называть вещи своими именами. Это долг Жармахана Туякбая перед партией. После своего избрания председателем партии я занимался вопросом погашения этого долга. Как я позже понял, данный долг образовался по причине того, что партия на свои нужды занимала деньги у Хандуллаева, чья фамилия фигурирует в расписке. Полная структура сформировавшейся задолженности мне не известна.

Вопрос из зала: «Долг, о котором вы говорите, погашен?»

– Да, частично долг был погашен. 100 тыс. долларов было выплачено в течении 20 дней после моего избрания. Оставшаяся часть долга была не погашена вплоть до моего ухода из партии. Весь этот сыр-бор возник из-за этого долга.

Почему организаторы партийного переворота пошли на такой бандитский шаг? Потому что «заговорщики» поддерживали связь со своим «хозяином» и сообщали ему всё, что происходит в партии. В тот день я пригласил на съезд наблюдателей из Шымкента, Кзылорды, Актобе, Семея, Тараза и других городов Казахстана. Я хотел, чтобы они присутствовали на съезде и удостоверились в искренности моих намерений открыто сотрудничать. Засидевшиеся члены политсовета испугались, что могут потерять свои насиженные места. Поэтому они сообщили своему хозяину, что партия от него уходит, Ермурат Бапи уводит партию.

В действительности куда можно увести партию?! Я хотел привести партию в народ. А новый хозяин оказался собственником. Он хотел обращаться с ней, как с собственностью. Договорившись между собой, они за ночь организовали заговор. Я думаю вам интересно, о каком «хозяине» идет речь. Это – Бергей Рыскалиев!

Со дня своего прихода в руководство партии я неоднократно говорил Акежану Кажегельдину, что не хочу работать с Бергеем Рыскалиевым. Это не моя прихоть. Он «токсичный» человек. Я опасался, что, если станет известно о финансировании партии Рыскалиевым, учитывая его судимость, то это тоже самое, что Аблязов и ДВК. Я остерегался, что партию могут закрыть. Причину для этого власти нашли бы легко.

Ни для кого не секрет, что мы с Акежаном Магжановичем давние соратники. Мы вместе с 1995 года, когда он был премьер-министром, а я работал в его пресс-службе. Когда в 1998 году он ушел в отставку, я ушел вместе с ним. Тогда меня просили остаться и предложили должность помощника одного из вице-премьеров. Но я видел искренне желание Кажегельдина изменить ситуацию в стране, и это повлияло на мой выбор.

В беседе с ним я сказал, что вы можете сотрудничать с кем угодно, в том числе с Бергеем, но я буду работать только с вами. Я всегда придерживался принципов открытости и честности, поэтому решил работать открыто и в открытом обществе.

После Брюсселя и Парижской конференции журналисты часто задавали вопрос – не финансируется ли партия Бергеем Рыскалиевым. Признаюсь, тогда я был не искренен, потому что не хотел подставлять партию и тех же наблюдателей, тех же молодых политиков. Бергею не понравилась моя самостоятельность, и им был организован партийный переворот.

После случившегося мы изучили ту ситуацию. Нам известно, кто и во сколько часов выходил из гостиницы, в котором разместились делегаты съезда. Мне даже известно, кто и сколько раз звонил Тазабеку Самбетбаю и Асхату Рахимжанову.

Вопрос из зала: «Почему вы скрыли сотрудничество с Бергеем Рыскалиевым и сколько денег от него получили?»

– Как я уже сказал, существовала опасность, что, если властям станет известно о финансировании со стороны Бергея, то партию закроют. К тому же обслуживающие нашу власть политтехнологи могли заострить внимание на том, что партию финансирует человек, вышедший из криминальных структур 90-х. Это ударило бы по имиджу партии. Для этого власти использовали весь потенциал подконтрольных СМИ, включая телевидение, и горстка независимых СМИ не смогла бы дать им отпор. Тогда нам не удалось бы реанимировать партию, и на выборы мы пошли бы в полуживом состоянии. К сожалению, мои бывшие партийные соратники этого не поняли.

Теперь скажу открыто. Если ОСДП пойдет на выборы в сговоре с властью, то превратится в игрушечную партию, коих немало. Но в нынешней ситуации, когда за партией стоит Бергей Рыскалиев, её могут даже не допустить к выборам. Потому что контроль за политической ситуацией остается за Нурсултаном Назарбаевым. Тем более Бергей стал для него опасным конкурентом. Назарбаев не допустит, чтобы он пришел в парламент.

Что касается полученных у Бергея денег. Как я уже сказал, на данный момент фигурирует сумма в размере 100 тыс. долларов, которые пошли на погашение части долга партии. И что интересно, со дня моего ухода из партии Рыскалиев не спрашивал у меня об этих деньгах. У меня не интересовались, кто будет возвращать ему эти деньги. Учитывая, что Бергей скряга по своей природе, это выглядит очень странно. Я предполагаю, что он выплатил оставшуюся часть партийного долга и стал полноправным хозяином партии. Я так говорю, потому что вторая сторона тоже молчит.

Поясню, почему Бергей представляет опасность для Назарбаева. Многие из вас видели видеоролик, где Нурсултан Назарбаев гуляет по Гайд-парку в Лондоне. Его сопровождают Булат Утемуратов, посол Казахстана в Великобритании Ерлан Идрисов и еще несколько человек. Это первая часть видеоролика. Есть еще и продолжение. В тот день Бергей и его люди окружили виллу Кима и организовали пикет. В доме находился Назарбаев и его приближенные. К ним на переговоры вышел Идрисов. Прибывшие к месту событии полицейские не стали принимать мер против пикетчиков, пояснив, что это гражданский вопрос. Пикетчики выдвинули ультиматум. Его условия мне неизвестны. Но я видел видео, в котором Бергей и его люди окружили молодую жену Назарбаева и стали снимать её на видео, задавая вопросы. Это продолжалось около 40 минут. Она бедная плачет и произносит, что она «самая несчастная женщина в мире. Простите меня. Придет время, и я примкну к вам. Мне некуда идти, кроме Казахстана…». Это видео мне показал сам Бергей с телефона.

Указанное видео стало предметом торга. Бергей мне так и сказал, что они должны выполнить его условия. Он дал им один день, иначе видео будет размещено на канале YouTube. Это было 30 августа. Однако этот ролик так и не появился. Назарбаев был вынужден принять выдвинутые условия шантажа. Вы представляете, кто может шантажировать самого монстра Назарбаева?!

Самое интересное, что после этого ролика Бергею стали возвращать его активы. Я знаю, что из Казахстана ему перевели 9 млн. долларов. Сейчас идет процесс возврата других активов на несколько миллионов долларов. Рассматривается жалоба по его конфискованному имуществу. Насколько должен был быть сильным шантаж, что заставить Назарбаева пойти на такие уступки?!

В ситуации, когда Бергей возвращает свои активы, зачем ему партия?! Возможно поэтому он «сливает» партию. Ведь он мог пойти и дальше вместе с «заговорщиками», сохранить оппозиционную направленность партии. Пригласить в свои ряды независимых наблюдателей, молодых политиков и пойти на выборы. В этом случае я бы промолчал. Если партия работает во благо гражданского общества, вне зависимости от того, кто за ней стоит, то ради Бога! Я бы согласился с этим. Но этого не происходит.

ОСДП и без того была «спящей» партией, которую мы хотели пробудить, но, как сказал Сергей Дуванов после моего смещения на съезде, партию похоронили во второй раз. Теперь её хоронят в третий раз. Можно ли идти с такой партией на выборы?! Возможно, таким образом власти в обмен на возвращение активов выдвинули Бергею свои условия по «сливу» партии.

Вопрос из зала: «Кто именно получил деньги от Бергея, и считаете ли вы, что без вас она станет неконкурентной?»

– Начну со второй части вопроса. Дело вовсе не во мне. Вопрос в сущности партии. Как после «трёхкратных похорон» партия может заслужить доверие людей? Да, я хотел использовать последний шанс, чтобы сохранить партию во благо общества. Используя платформу ОСДП, можно было пойти на выборы. Как я уже отметил, даже если бы за партией стоял Бергей, но в неё пригласили новые гражданские силы, появившиеся после президентских выборов, и партия показала бы свою независимость и что готова работать в интересах гражданского общества, я сейчас не давал бы эту пресс-конференцию. Поэтому утверждение, что убрали Бапи, и партии не станет — ошибочное.

Те же «заговорщики» до 6 сентября, то есть до моего смещения с должности председателя партии не сделали мне ни одного замечания по моей якобы авторитарной деятельности в партии. (Позже Ермурат Бапи скажет, что за пять месяцев, в период, когда он был председателем, он не снял ни одного руководителя филиала, ни одного члена политсовета партии. «Где тут мой авторитаризм?» задал вопрос залу спикер – ред.). А обвинения на съезде о моих связях с Рыскалиевым были сделаны с подсказки самого Рыскалиева, либо озвучивший это Тазабек Самбетбай просто запутался. Когда человек врет, запутаться очень легко. Поэтому мне в этом плане значительно легче, не нужно ничего придумывать и сочинять.

Наблюдатели, мои близкие и знакомые хорошо знают, что я всё это время искал деньги в стране, чтобы закрыть долги партии, а также вернуть 100 тыс. долларов, взятые у Бергея Рыскалиева. Я хотел отвязаться от «рыскалиевской» зависимости. Куда только я не обращался. После безуспешных поисков я понял, что пока в протестное движение не придут представители бизнеса, у нас ничего не получится.

Я хочу поставить точку в этом деле. Мне теперь до лампочки, что Рыскалиев будет говорить обо мне. Моя совесть перед обществом, во благо которого я служу больше 20 лет, совершенно чиста! Я никому ничего не должен! Ни у кого ничего не украл. Мне не перед кем оправдываться. Для меня было делом принципа ответить на все обвинения, которые были организованы против меня, расставить все точки.

Но это не означает, что я ставлю точку и в деле партии. Посоветовавшись со своими соратниками, которые также считают последний съезд партии нелегитимным, мы решили подать судебный иск. Согласно уставу партии, съезд может считаться легитимным только тогда, когда в нем приняли участие делегаты из всех регионов. Мы точно знаем, что в ряде регионов конференции по избранию делегатов не проводились. Мало того, на съезде была выявлена группа студентов, которые присутствовали в качестве делегатов, хотя не имели никакого отношения к партии. Поэтому мы будем требовать отмены решения съезда. Все необходимые документы уже подготовлены. Для меня это вопрос принципа.

Текст подготовил –

Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ,

«D»

Республиканский еженедельник онлайн