«И мир весной, как прежде, станет молод. Но есть закон: всё обратится в тлён. Само веселье слёз не уничтожит, и страшно то, что час пробьёт, быть может, когда не станет в мире перемен».
Луис де Камоэнс
6 июня 1994 года было создано Агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями Республики Казахстан. В августе 2014 года оно преобразовано в Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции. Уже в следующем году Агентство переименовано в Национальное бюро по противодействию коррупции, а часть функций осталась в Министерстве по делам государственной службы. В 2019 году оно стало называться Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба).
Созданное первым президентом Казахстана для зятя ведомство прошло долгую трансформацию, прежде чем медленно извиваясь под сменой вывеской, завершило свой путь. Создавалось впечатление, что старые власти не могут избавиться от своего наследия и поставить в семейной истории жирную точку.
В памяти общества АБЭКП и его отростки запомнились рейдерством, тотальной коррупцией, преследованием отечественного бизнеса и простых граждан. АБЭКП сделало ощутимый вклад в развал экономики страны, подрыв доверия граждан к власти. Был момент в истории Казахстана, когда Агентство под руководством Кайрата Кожамжарова выбило из колеи работу КНБ, поставив своими местными разборками под угрозу национальную безопасность страны.
На этом фоне выдержка из положения об АБЭКП о том, что оно обеспечивает экономическую безопасность государства, законные права и интересы субъектов предпринимательской деятельности, сегодня выглядит более чем иронично.
Точку, которую не мог поставить первый президент, запечатали новые власти. 30 июня 2025 года Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции было реорганизовано путем присоединения к КНБ, с образованием ведомства – Служба по противодействию коррупции Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Рациональное решение, позволяющие погасить остатки очагов коррупции в стенах отечественной спецслужбы.
Однако остался отросток АБЭКП в виде Агентство по финансовому мониторингу, известному в кругу предпринимателей как АФМ. В период бесчисленных трансформаций Агентства в 2021 году экономический блок был незаметно передан именно туда. Их территориальные подразделения стали называться департаментами экономических расследований, которые «борются» с экономическими преступлениями до сих пор. Их паутина продолжает затягивать предпринимателей и бизнесменов в свои сети.
В вопросах возврата незаконно выведенных зарубеж активов в страну общественность наивно полагалась на возможности АФМ, забывая добрую старую поговорку о старой метле, которая не может мести по-новому. Эта структура до сих пор, как пятое колесо в телеге, находится в правоохранительной системе. Определяющая подследственность преступлений тому или иному органу статья 187 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан наглядно показывает лишний правоохранительный орган в лице АФМ. В УПК есть две основные силовые структуры, гармонично вплетающиеся в систему досудебного расследования – это следственные подразделения Министерства внутренних дел и Комитета национальной безопасности.
Кстати, за 30 лет независимости Казахстана эти структуры ни разу не меняли своих наименований и не претерпели серьезных изменений. Это говорит о том, что имеется потребность в ведомствах, они занимаются своим делом и нужны обществу. Ветераны силовых структур знают, что выявлением и расследованием экономических и коррупционных преступлений всегда занимались МВД и КГБ. Необходимость в третьей структуре этого тандема отсутствует.
На аргументы отдельных знатоков, что АФМ создает конкурентность и исключает сращивание МВД и КНБ в вопросах противодействия преступлениям, можно ответить, что криминогенное пространство – это не предпринимательская среда, где нужна конкуренция. Реализация закона требует четкого порядка, и лишние структуры в нем вносят диссонанс и хаос. Для обеспечения надзора существуют органы прокуратуры, которых вполне достаточно в правоохранительной системе.
Вопрос в кадрах, которые стоят на страже закона – их полное государственное обеспечение, высокого уровня социальная защищенность, строгая ответственность перед обществом не дадут им вовлекаться в преступные проявления.
Смогут ли уполномоченные лица оформить до конца начатые перемены и расформировать ненужное Агентство финансового мониторинга, покажет время. Силовикам и ветеранам, отечественному бизнесу и предпринимателям остается лишь вспоминать песню Виктора Цоя и надеется на перемены в правоохранительном блоке.
Сырым ДАТОВ