В последние три года АО «РД «КазМунайГаз» (АО РД КМГ) дивиденды на привилегированные свои акции практически не выплачивало, практически ни копейки. За 2017 год выплатило по 25 тенге за акцию.
Почему так происходит? Да просто потому, что сегодня очевидным становится конечная цель политики, которую проводит руководство компании. Во-первых, чтобы создать отрицательный имидж АО «РД КМГ» в глазах рядовых акционеров с тем, чтобы владельцы ценных бумаг (ЦБ) АО легко расстались с ними; во-вторых, создать финансовый запас для обратного выкупа у их владельцев их ЦБ, то есть планируется выкуп ЦБ, в том числе за недовыплаченные дивиденды на эти ЦБ. Подтверждение тому – за последние три года были обратно выкуплены простые акции и глобальные депозитарные расписки (ГДР) АО «РД КМГ», размещенные на Лондонской и Казахстанской фондовых биржах. В обращении остались только привилегированные акции Эмитента, которые распространены только среди нефтяников – работников АО «Узеньмунайгаз» (АО «УМГ») и АО «Эмбамунайгаз» (АО «ЭМГ»).
Хочу привести один пример о назначении размера дивидендов АО «РД КМГ» по итогам 2017 года. В декабре 2017 года на совете директоров (СД) один из его независимых иностранных директоров предложил размер дивидендов по итогам 2017 года – 1500 тенге за акцию (привилегированную – префы), мотивируя это своим международным опытом по определению уровня дивидендов, необходимостью роста имиджа Эмитента и экономическими возможностями АО «РД КМГ» по итогам производственной деятельности за 2017 год.
Но вопреки этим рекомендациям, СД в июне 2018 года принял решение выплатить дивиденды за 2017 год по 25 тенге за преф.
Нетрудно подсчитать, какая сумма была недовыплачена нефтяникам – коренным жителям в результате этой аферы. Префов только в ЭМГ было выпущено около 20 млрд штук. Больше, чем уверен, что эти недовыплаченные по акциям дивиденды ушли на обратный выкуп наших акций (простых, ГДР, префов), а оставшиеся миллиарды – на выплату бонусов себе любимым, естественно, не по 25 тенге.
Как известно, нефть – это большая политика. То же проглядывает и здесь, в этой схеме. Главная цель – прибрать к рукам (к чьим – другой вопрос) национальную компанию. Не месторождение, не скважину, не производственную единицу, не АО, а всю отрасль РК. Каким образом?
А таким. Выкупив обратно все обязательства основных нефтедобывающих подразделений национальной нефтяной компании (ННК) – это АО «РД КМГ», куда входят АО «УМГ» и АО «ЭМГ». То есть выкупив обратно размещение ЦБ (простые, ГДР, префы), он обеспечит, что ННК никому ничего не должна, нет никаких обязательств перед физическими или юридическими лицами РК и за границей. Тогда его (мотив всегда найдется) можно продать, подарить и сделать это одним указом президента РК, постановлением правительства или АО «Самрук-Казына», или иным документом во спасение экономики Казахстана объектом продажи по какому-нибудь индивидуальному проекту. Такой опыт продаж нефтяных объектов, слава богу, у нас есть. И это будет сделано за баснословную сумму, недостаточную для простых казахстанцев и вполне доступную для иностранных и казахских олигархов.
Если это не так, то пусть авторы, организующие этот проект обратного выкупа ЦБ, объяснят мне и убедят в следующем: во-первых, почему ННК «КМГ», становясь правопреемником АО «РД КМГ», не может быть полноправным преемником обязательств РД по префам УМГ и ЭМГ, они ведь не ликвидируются с ликвидацией РД, они продолжают добывать нефть и сохраняют форму АО; во-вторых, почему не вернуть их обязательства перед нефтяниками в форме префов им самим, которые в основном являются их владельцами и которые положили свою жизнь – и не только свою, но и своих детей и внуков – ради развития отрасли.
И последнее. Почему такой животрепещущий вопрос отдан на откуп кучке менеджеров АО «РД» и ННК «КМГ», который затрагивает интересы основной части населения Западного Казахстана?
Как известно, из искры возгорится пламя. Думаю, нельзя забывать об этой истине. Еще не зажили раны Жанаозена. Помнит об этой трагедии не только народ Казахстана, но и весь правозащитный Запад.
Мы предлагаем заморозить временно этот проект выкупа, обсудить с народом – нефтяниками и найти приемлемые пути. Мы не хотим лишаться источника жизни.
Сатыбай ДУЗБАЕВ,
г. Атырау
(медиа-проект «DAT» №40 (452) от 8 ноября 2018 г.)