Нуржан Альтаев: ВРАГ У НАС ВНУТРИ!

Начинания казахстанских властей, хоть как-то имеющие отношение к России стали вызывать противостояние. Очередным поводом недовольства граждан стало подписание меморандума о сотрудничестве с группой компании «Сбер», которое вылилось в митинг, при организации незарегистрированной партии «Ел тірегі».

Не секрет, что деятельность этой партий вызывает много вопросов в обществе. Однако, есть вещи, когда коллаборация просто необходима. Поэтому нас очень огорчил факт, что другие протестные группы не поддержали прошедший митинг. Ведь говоря простым языком, совместная деятельность со «Сбером» в области цифровизации приведет к тому, что базы данных российских спецслужб пополнятся сведениями о гражданах Казахстана. Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем партии «Ел тірегі» Нуржаном Альтаевым.

Нуржан Бауыржанович, что конкретно побудило Вас объявить митинг против сотрудничества властей с российской группой компании «Сбер»?

– Мы однозначно против соглашения со «Сбером». Это противоречит стратегическим интересам страны. В этом солидарны с большей частью нашего общества.

Редко какая инициатива за последнее время вызывала такую критику. Поэтому мы решили, что люди должны высказать свое мнение, не только в интернете, но и в «реале». У нас сейчас политика вся в Фейсбуке и Ютюбе. Власть на это почти не реагирует. Может им это даже выгодно – чтобы люди виртуально шумели и выпускали пар. Они боятся на самом деле только реального объединения, выхода на улицу, бояться панически.

Каково ваше мнение насчёт дальнейших перспектив отношений с Россией, в свете договора со «Сбером»?

– Работаем только на благо страны. У нас нет ни времени, ни желания плясать под чьи-то дудки. Если правительство хочет слышать народ то объявило бы народный меморандум. Но сейчас не замечается движения со стороны правительства. Многие видят и знают, что мы работаем в интересах общества и хотим донести крик души жителей.

Как вы думаете, почему Ваш призыв по проведению митинга не поддержали другие демсилы? Ведь поднимаемая тема напрямую касается национальной безопасности страны.

– Наши демократические силы разрознены. Это вечная проблема. Иногда они объединялись, это порой случалось, но потом все равно идёт раскол. Я думаю, проблема в том, что народ на самом деле неактивен. Посмотрите, на митинг пришло мало людей, хотя на самом деле очень многие против договора со «Сбером». Даже если бы пришли кто написал посты в Фейсбуке и сделал репосты – было бы сильно больше. Я уж не говорю про тех, кто ставил лайки. Поддержать издалека, ругать в сетях – одно, реально поддержать – другое. Поэтому оппозиция варится в своем соку, отсюда и конфликты и расколы. Это от бессилия и от безделья, иначе и быть не может. Если завтра народ проснется, то и демсилы изменятся. Все станет по другому. А народ проснется, да, рано или поздно.

В последние время в Казахстане отмечается рост протестных настроении антироссийской направленности. Кроме против сотрудничества со «Сбером», люди выступают против строительства АЭС. Вы разделяете мнение о том, что протестный фактор связан с агрессивной внешней политикой Кремля в отношении Казахстана?

– Это очевидно. Евразийский союз, затем война в Украине, затем прямые угрозу в адрес Казахстана. Это откровенно враждебные действия. К сожалению, некоторая часть общества поддерживает сдачу суверенитета, и полное подчинение России. И самое плохое, что таких позиций придерживается значительная часть власти. Там на самом деле очень мало патриотов. Это так называемая «вата» – и им не место в государственных органах независимого Казахстана.

Поэтому ситуация опасна вдвойне. Враг у нас не снаружи – враг внутри! Хочу их предостеречь. Если они думают, что получиться безнаказанно сдать страну России, они ошибаются.

Вы разделяете мнение, что главная причина протестов связана с недоверием к казахстанским властям?

– Нет, не разделяю. Власть дискредитировала себя давно, сильно раньше, чем протесты начались. Просто пока уровень жизни был более или менее сносным, люди терпели. И даже надеялись, что станет лучше. Сейчас терпеть уже некуда. В перспективы никто не верит. Жизнь дорожает, работы меньше, зарплаты не растут. Причина в экономике. Завтра будет хуже, я в этом не сомневаюсь. Тогда протест станет действительно массовым.

В свое время вы занимали руководящие посты в министерстве труда и социальной защиты, также в министерстве сельского хозяйства. Расскажите о реальном состоянии этих отраслей в условиях экономического кризиса?

– У нас все отрасли в кризисе, на самом деле. Ну может кроме жилищного строительства, которое заливают субсидиями на ипотеку.

Что касается сельхозки и социалки, они похожи только одним – бюджетными деньгами. Но какова судьба этих денег! Социалка качает скудный поток денег людям на бедную жизнь. Чтобы не жаловались лишний раз. А сельское хозяйство качает бюджетные деньги в карманы чиновникам и их прикормленным бизнесменам на очень богатую жизнь. В этом весь наш Казахстан. Вот так делится богатство – одним чтобы не сдохли с голоду, другим – на виллы в Испании. На днях только арестовали чиновников из сельхозсферы, которые разворовывали субсидии. А там все на этом строится, на самом деле…

Если же об общей ситуации, то социалка не будет поддерживаться в такой степени, как того ожидают. На это они скажут «нет денег!». Люди дождутся только мелких надбавок.

Сельхозка же в этом году испытала серьезный кризис. Проблемы с урожаем, проблемы с засухой. Цены на продукты растут, но производство у нас не растет, почему-то?

Почему?

– Да потому, что дешёвый импорт продуктов из России на корню губит нашего производителя. У людей есть деньги только на самую дешёвую еду. Пусть она вся пластиковая и непонятно из чего сделана, как российская продукция – зато доступно.

И что важно, земледелие и животноводство у нас становится все более рисковой деятельностью. Поэтому нужны меры государства, поддержка, страхование рисков. Но чиновники как обычно сделают исходя из личного интереса, а он у них один – коррупционный.

Кризис на руку чиновникам. Под кризис можно получить средства на его преодоление, и опять же их разворовать. Вот эти все хвалебные нацпроекты – они превратятся в виллы в Испании и Турции.

Как вы думаете, почему тогда в такой плачевной ситуации власть президента Токаева не может отправить в отставку правительство Мамина, как никчемных менеджеров, которые загнали страну в такой глубокий тупик кризиса?

– И, вообще, Мамин тут ни при чём, по большому счету. Это система такая – с Маминым или без него, все бы шло именно так. Всей историей последних двух десятилетий такой кризис был подготовлен. Будь на месте Мамина любой другой, было бы в принципе также. Но это конечно, не значит, что он не несёт ответственность. Ты на должности – значит в ответе!

В социальных сетях часто упоминается, что за партией «Ел тиреги» стоит команда Тимура Кулибаева, о чем косвенно свидетельствуют факты вашей карьерной лестницы. Что Вы скажете на сей счёт? Почему вы не раскрываете истинных акционеров и спонсоров партии?

– То, что я работал в НПП «Атамекен» не значит, что я человек Кулибаева. НПП – огромная структура, там кого только нет.

У нас всегда ищут такую подоплеку. Вот, например, история про мой депутатский запрос годичной давности. Я отправил запрос в Правительство, где потребовал, чтобы премьер явился в Парламент и отчитался по средствам, выделенным на борьбу с эпидемией, и ответил на вопрос – как получилось, что мы все провалили?

Запрос я ни с кем не согласовывал. Но он прошел, потому что во фракции решили, что это с чего-то высокого ведома. Когда запрос поступил в канцелярию премьера, они начали суетиться и искать эту подоплеку – кто копает под премьера? Может Кулибаев? Или кто-то другой? Потому что они во всем видят подковерные интриги.

Узнав через пару дней, что это моя личная инициатива, они вздохнули спокойно. Отчитываться в Парламент, естественно, никто не пришел.

Партия – тоже моя личная инициатива. Денег на нее много не нужно, потому что сейчас мы особой деятельности активной на самом деле не ведем. Мы не зарегистрированы. Мы просто арендуем офис, купили видеокамеру, компьютер, и все. Мы же не проводим какие-то мега акции, просто вышли на улицу, прошлись, выступили в Ютюбе, написали в Фейсбуке. Для этого денег много не надо. Есть и те, кто помогает деньгами, спасибо им. Но это небольшие суммы. С нашим сегодняшним форматом работы нам больших сумм и не надо. Имена их не раскрываю, чтобы у них не было проблем.

– Наряду с этим людей настораживает религиозная составляющая «Ел тиреги». На организованных «Ел тиреги» акциях, участники не раз выкрикивали «Аллах Акбар!». Вы таким образом хотите пополнить свои ряды приверженцами Ислама, или это что-то другое?

– Наша партия – светская партия. Просто в наших рядах есть верующие. И не только мусульмане. Есть христиане, есть иудеи. Я сам верующий, читаю намаз 5 раз в день, исполняя долг мусульманина. Я не самый погруженный, я простой верующий, каких много.

Единственно что скажу, что в стране по закону – свобода совести, это четко записано в конституции. Каждый имеет право исповедовать свою религию.

Не секрет, что главная проблема сегодняшнего состояния гражданского общества – это политическая пассивность большинства казахстанцев. Что на Ваш взгляд необходимо предпринять, чтобы повысить гражданскую активность?

– Просто выйти. Выйти и требовать. Не будьте равнодушны. Знайте – кроме вас самих вам никто не поможет! Если вы думаете, что вся страна нищает, а вы сможете жить хорошо, вы ошибаетесь (если вы, конечно, не чиновник). Вы будете нищать вместе со страной. Действуйте сейчас, иначе завтра сильно пожалеете. Например, когда ваши дети пойдут в русскую армию, и погибнут на русской войне, как это было во вторую мировую.

Дело – оно ценнее тысячи слов. Сможешь один раз – перестаешь бояться. Вот я смог – и других тоже призываю.

– Как в данное время обстоит вопрос регистрации партии?

– Никак! При этой власти мы не получим регистрацию. И мы это знаем. Они боятся любой конкуренции. Но это не мешает нам заниматься политикой. Перемены рано или поздно настанут, и тогда мы обязательно примем участие в первых свободных выборах, на которых, кстати, не будет никаких «НурОтанов» и «Акжолов, потому что они все сбегут за границу.

С отказом регистрации мы не соглашаемся, потому что считаем это беззаконием. Поэтому будем подавать снова и снова. Никогда нельзя соглашаться с беззаконием!  

Что Вы еще хотели бы добавить в этом интервью помимо наших вопросов?

– Сейчас в стране идут серьезные процессы. Есть шансы на обновление. Мы можем построить демократию, я в этом уверен. Потому что люди начали просыпаться, наконец. 30 лет тяжёлого сна заканчиваются. Теперь все зависит от нас.

Я-то хоть делаю что-то! Пусть плохо, может быть, но делаю! Не сидите на месте, действуйте! Халытың күші – бірлікте!

Спасибо за интервью! Желаю Вам и вашей партии удачи!

Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ,

«DAT».

Начинается собатаж

В УГОДУ «СБЕРУ»?

  • Услуги операторов Центров обслуживания населения (ЦОН) остаются недоступными из-за сбоев в Казахстане, сообщает пресс-служба государственной корпорации «Правительство для граждан».

«К сожалению, вынуждены сообщить, что в связи с техническими сбоями получение государственных услуг через операторов ЦОНов по-прежнему недоступно. Специалисты АО «Национальные информационные технологии» и госкорпорации работают над решением возникшей проблемы», – заявили в «Правительстве для граждан» в понедельник. Госкорпорация попросила граждан «с пониманием отнестись к ситуации».

КазТАГ.

Республиканский еженедельник онлайн