Общественный комитет защиты национальной безопасности

«Жертвы старого Казахстана», общество, в частности, предприниматели, чей бизнес был присвоен родственниками и приближенными Нурсултана Назарбаева, похоже, окончательно разочаровались в деятельности Государственного комитета по возврату незаконно вывезенных и отнятых активов. И надо сказать, для подобного пессимизма у них есть основания. Процесс, заявленный президентом страны Касым-Жомартом Токаевым чуть не главной реформой нового Казахстана, призванный вернуть доверие людей к государству, идет очень медленно. Объемы возвращаемого капитала и недвижимости никак не сопоставимы с масштабами экспроприированных и украденных средств. Более того, комиссия по возврату активов скрывает информацию, и пострадавшие никак не могут проверить достоверность публикуемых данных. И активисты движения «Жертвы старого Казахстана» решили создать свой общественный комитет, заявил на специальной пресс-конференции общественный деятель Жаркын Курентаев.          

«Мы видим, что отчеты, которые предоставляет комитет, неполные, и их невозможно перепроверить из-за уровня какой-то секретности. И эта секретность создает коррупционные риски. На основании того, что у общества есть запрос на возврат активов, мы создаем свой общественный комитет», – так он объяснил общее решение заложников сложившейся ситуации.  

Общественники планируют собирать сведения об ресурсах, чье происхождение вызывает сомнения, об отнятых средствах и предавать информацию огласке. Несмотря на медленные темпы и откровенно слабую работу государственных органов по возврату активов, общество так же, как и пострадавшие, всё ещё надеются, что смогут ускорить эту процедуру и даже добиться справедливости. Что тут скажешь, законченные оптимисты.

Сейчас у Общественного комитета в разработке четыре дела:

1.     Это алматинской отель Hilton, которым когда-то завладел племянник Нурсултана Назарбаева – Кайрат Сатыбалды. Отобранную чужую собственность родственник НАНа в качестве жеста доброй воли подарил государству, взамен получив условно-досрочное освобождение. А законная владелица до сих пор не может вернуть свою же гостиницу. Наша газета подробно писала об этой проблеме в предыдущих номерах.

2.     Компания Orient Gold должна была выплатить компенсацию за экологический ущерб в размере Т2,67 млрд, однако очень гуманный апелляционный суд Восточно-Казахстанской области снизил сумму до Т770 млн. Государство, что называется, на ровном месте недополучило почти 2 млрд тенге. Этот случай общественники также обещают держать на контроле.

3.     В поле зрения активистов движения попала и сеть магазинов KIMEX, «Грация» и бар «Бла-Бла Бар» Игоря Кузнецова, которые, по мнению членов Общественного комитета, могут уклоняться от уплаты налогов в сотни миллионов тенге.

4.     Как известно, «если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе». Если Государственный комитет по возврату незаконно вывезенных и сомнительных активов не хочет заниматься их поиском, то эту функцию готов взвалить на себя созданный Общественный комитет. И скорее всего, недостатка в материале не будет. Сейчас в центре внимания активистов месторождение Бапы (железная руда) в Карагандинской области, условия передачи объекта компании Bapy Mining они считают недостаточно прозрачными. Словно в подтверждение этих подозрений в розыск объявлен Азамат Капенов, имеющий косвенное отношение к руднику, так как компания «ЕвроТранс Групп» занимается перевозкой руды, и официальной владелицей которой является мать Азамата Капенова. В немалой степени своим предпринимательским успехом он обязан тестю – бывшему и ныне осужденному за государственную измену председателю КНБ РК Кариму Масимову. 

«Итого, эти четыре кейса на сегодняшний день говорят только об одном, что больше Т10 млрд государство недополучило, а возможно, оно и того более. И сейчас Общественный комитет по возврату активов ставит вопрос перед депутатами, перед Администрацией президента, перед Генеральной прокуратурой, перед следственными органами, чтобы эти кейсы взяли на контроль и начали отрабатывать», – озвучил требования лидер движения «Жертвы старого Казахстана» Жаркын Курентаев.

Стоит отметить, что у незарегистрированного движения «Жертвы старого Казахстана» в кейсе есть еще два дела: одно – по рейдерскому захвату Алией Назарбаевой компании «ТПК Азия», которой принадлежали сеть заправок и нефтебаза, с оценкой в 170 млн долларов США, второе – по рейдерскому захвату рынка «Кенжехан» (быв. Султан-Курган).

После пресс-конференции Жаркын Курентаев ответил на несколько наших вопросов.  

Какие еще нарекания имеются к работе Государственного комитета по возврату активов?

– В отличие от Комитета по возврату активов Генеральной прокуратуры, наш Общественный комитет ведет работу параллельно и собирает собственную базу сомнительных накоплений капитала. Возможно, Общественного комитета и не было бы, если не пресловутая секретность, если бы те отчеты, которые представляет общественности Генеральная прокуратура. Напомню, в них фигурирует цифра 1,5 триллиона тенге. А общественность знает, что только 1 триллион тенге вернули два Кайрата – Сатыбалды и Боранбаев.

Также в отличие от Государственного комитета по возврату активов Генеральной прокуратуры, мы будем постоянно отчитываться публично и открыто о своей деятельности, вплоть до того, что будем говорить, против кого кейсы отрабатываются. Еще мы открываем сайт комитета, где в открытом доступе будет вся информация.

Есть ли надежда у жертв старого Казахстана вернуть отнятое членами семьи Нурсултана Назарбаева?

– Я верю в то, что справедливость была, есть и будет. Мы лишь помогаем ей восстановиться. И спрос с тех, кто творит несправедливость, все равно будет. Не на этом, так на том свете. К тому же надо понимать, речь идет не только о частных интересах, но и государства, которое тоже стало жертвой произвола и беспредела со стороны членов семьи Назарбаева, других очень влиятельных людей из его окружения. И все они просто грабили страну, людей, которые своим потом и трудом зарабатывали деньги и платили налоги.

Как бы собираетесь получить доступ к данным Государственного комитета по возврату активов, если они не хотят делиться информацией?

– А нам и не нужен доступ, мы не журналисты. Мы ведем свою работу, собираем свои документы, ведем свою аналитику. Слава богу, желающих нам помочь и желающих восстановить справедливость хоть отбавляй, а кейсов еще больше. Еще надо понимать, что мы также защищаем, как минимум, искренне стараемся защитить интересы государства Казахстан.

Не боитесь, что Акорда заподозрит ваш Общественный комитет в политических амбициях и не начнет принимать какие-то меры?

– Во-первых, мы и не скрывали политических амбиций и на предыдущих пресс-конференциях открыто это заявляли. Но также мы политически готовы и к объединению, и к поддержке тех сил, которые будут действительно защищать интересы государства и справедливости. В отличие от некоторых, мы предсказуемы и открыто говорим о целях и задачах. Ведь наша миссия идти и делать не ПРОТИВ кого-то или чего-то, наша миссия – делать ЗА, за справедливость, за законность, за развитие системы сдержек противовесов в госуправлении. К сожалению, Назарбаев не развивал ни институты преемственности власти, ни систему сдержек и противовесов. И трагические Январские события это четко показали.

Спасибо за ответы. Удачи вам!

Қайрат Қайкенұлы,

«D»

Республиканский еженедельник онлайн