Четверг , 4 сентября 2025

Обыкновенный рашизм

Пре­зи­дент Укра­и­ны Вла­ди­мир Зелен­ский под­пи­сал закон, кото­рый впер­вые закреп­ля­ет тер­мин «рашизм» на госу­дар­ствен­ном уровне. С это­го момен­та Киев офи­ци­аль­но счи­та­ет нынеш­нюю поли­ти­ку Рос­сии не про­сто агрес­си­ей, а отдель­ной раз­но­вид­но­стью тота­ли­тар­ной идео­ло­гии, такой же пре­ступ­ной, как фашизм и нацизм. И это не преувеличение.

Что скры­ва­ет­ся за сло­вом «рашизм»

Тер­мин появил­ся не вче­ра. Но теперь он име­ет юри­ди­че­ское опре­де­ле­ние: «Рашизм» – это смесь совет­ской дик­та­ту­ры, импер­ских ком­плек­сов Рос­сии и прак­тик национал-социализма.

Его клю­че­вые черты:

  • культ силы и милитаризма;
  • культ лич­но­сти вождя;
  • пре­зре­ние к меж­ду­на­род­но­му пра­ву и суве­ре­ни­те­ту соседей;
  • попыт­ки навя­зать «рус­ский мир» через язык и культуру;
  • оправ­да­ние мас­со­вых убийств, голо­да, депортаций;
  • ядер­ный шан­таж и созна­тель­ное созда­ние тех­но­ген­ных угроз.

Ины­ми сло­ва­ми, «рашизм» – это идео­ло­гия вой­ны, где раз­ру­ше­ние и смерть не побоч­ный эффект, а цель.

Сим­вол новой дик­та­ту­ры

Бук­ва Z ста­ла для Рос­сии тем же, чем сва­сти­ка была для нацист­ской Гер­ма­нии. На пер­вый взгляд это про­сто латин­ская бук­ва. Но исто­ри­ки напо­ми­на­ют: сим­вол «Воль­ф­зан­гель» («вол­чий крюк»), похо­жий на Z, исполь­зо­вал­ся в нацист­ской сим­во­ли­ке. Теперь его новое про­чте­ние дано рос­сий­ской армией.

Не слу­чай­но Укра­и­на запре­ти­ла бук­вы Z и V, став­ших эмбле­мой агрессии.

Поче­му это так зна­ко­мо

В Рос­сии деся­ти­ле­ти­я­ми куль­ти­ви­ро­ва­лась мысль о «вели­чии рус­ской куль­ту­ры» и «вто­ро­сорт­но­сти» всех осталь­ных. Этот шови­низм был встро­ен и в импе­рию, и в СССР. В путин­скую эпо­ху он пре­вра­тил­ся в оправ­да­ние войн и мас­со­во­го насилия.

По сво­ей логи­ке «рашизм» вос­про­из­во­дит те же прин­ци­пы, что и нацизм: одна нация «выше» осталь­ных, поэто­му ей «раз­ре­ше­но» уни­что­жать соседей.

«Они могут не уби­вать. Но уби­ва­ют»

В Кие­ве под­чер­ки­ва­ют: раз­ни­ца меж­ду вой­ной и «рашиз­мом» в моти­ва­ции. Когда рос­сий­ские раке­ты бьют по жилым квар­та­лам, когда целы­ми семья­ми уби­ва­ют мир­ных жите­лей – это не воен­ная ошиб­ка. Это – суть идеологии.

Укра­ин­цы заме­ча­ют кон­траст:
– рос­сий­ские жите­ли спо­кой­но сни­ма­ют на теле­фон про­ле­та­ю­щие укра­ин­ские дро­ны, зная, что по ним не уда­рят;
– укра­ин­цы вынуж­де­ны пря­тать­ся в под­ва­лах, пото­му что Рос­сия целит­ся имен­но в жилые дома.

Укра­и­на тре­бу­ет осуж­де­ния

Вер­хов­ная рада еще в 2023 году при­зна­ла «рашизм» госу­дар­ствен­ной идео­ло­ги­ей Рос­сии и при­зва­ла ООН, ЕС и НАТО офи­ци­аль­но осу­дить ее так же, как когда-то осу­ди­ли нацизм и фашизм. Аргу­мент Кие­ва прост: если «рашизм» не будет назван пре­ступ­ле­ни­ем на меж­ду­на­род­ном уровне, он про­дол­жит распространяться.

Сего­дня Укра­и­на закре­пи­ла этот тер­мин в законе. Зав­тра будет тре­бо­вать, что­бы осталь­ной мир сде­лал то же самое. Ведь для Кие­ва нет сомне­ний: «рашизм» вста­нет в один ряд с фашиз­мом и нациз­мом. А зна­чит закон­чит­ся так же: судом, пора­же­ни­ем и позо­ром России.

Қай­рат Қай­кенұ­лы, «D»

Республиканский еженедельник онлайн