Кто такой Максат Дуйсенов и почему его арест в Германии никого не удивил
В Германии по запросу Казахстана задержали бывшего транспортного прокурора Максата Дуйсенова. Оперативная информация уже доведена до Генпрокуратуры и Администрации президента, сообщает Orda.kz. На родине же эту новость встретили без особого удивления: слишком уж хорошо казахстанцы, особенно предприниматели, знают, кто такой Дуйсенов и вся команда его патрона – экс-главы финпола и Генпрокуратуры Кайрата Кожамжарова. Иллюзий здесь давно нет.
Последние дни Дуйсенов вел себя в соцсетях так, будто он главный герой политического триллера про «жертву произвола». Но публике это казалось скорее жалкой инсценировкой: за два десятилетия работы в правоохранительной системе он успел запомниться не как мученик, а как активный член команды Кожамжарова, сопровождавший громкие дела и получавший ключевые посты ровно тогда, когда его покровитель занимал вершины служебной лестницы.
Родившийся в Южно-Казахстанской области, выпускник трёх вузов, Дуйсенов начинал в военной прокуратуре, потом сделал карьеру в финполиции, где курировал расследования коррупционных и финансовых преступлений. В 2011‑м именно он публично комментировал задержания по «Хоргосскому делу» – резонансному расследованию о масштабной контрабанде на границе.
Но и скандалы не обошли его стороной. В 2012 году его сняли с должности начальника департамента финпола Алматы после того, как подчинённого поймали на взятке в 30 тысяч долларов. Позже он вновь всплыл в прокуратуре, став главным транспортным прокурором Казахстана. Однако после ухода Кожамжарова в Сенат весной 2019-го его протеже лишился кресла.
Награды, ордена, должности – всё это не спасло бывшего высокопоставленного силовика от нынешнего статуса «беглеца». Тем более, что вокруг фигуры Кожамжарова сжимается кольцо: в отношении самого экс-генпрокурора уже идет расследование за превышение полномочий и легализацию преступных доходов. Его соратники тоже под следствием по делу о пытках. Среди них Талгат Татубаев, Олеся Кексель и Бауыржан Мужиков.
И вот теперь к этому списку прибавился Максат Дуйсенов. Правда, в отличие от соратников, он попытался сбежать и разыграть из себя гонимого за правду страдальца.
Тимур Иса, «D»