20 октября в Пенсильвании в возрасте 83 лет скончался Фетхуллах Гюлен. Казахстанцам он известен как основатель и владелец КТЛ – казахско-турецких лицеев, прославившихся качественным образованием и хорошим воспитанием своих учеников.
Родился будущий проповедник 27 апреля в ауле Коруджук, недалеко от города Эрзурум, получил религиозные знания, стал имамом и начал пропагандировать толерантный ислам. Вскоре он основал движение «Хизмет», чье основное занятие – это открытие учебных заведений и воспитание высокообразованной молодежи как в Турции, так и за ее пределами. С Реджеп Тайип Эрдоганом они были соратниками – оба выступали против кемалистов, считая их слишком светскими и отдалившимися от религии. Затем пути союзников разошлись.
В 2013 году целый ряд турецких чиновников, близких к Эрдогану, обвинили в коррупции. И хотя к тому времени Фетхуллах Гюлен уже почти 14 лет жил в США, подозреваемые заявили, что их преследуют сотрудники прокуратуры и полиции, состоящие в движении «Хизмет». Эрдоган поддержал их, после чего в стране начали закрываться все школы Гюлена, его самого объявили в розыск, предварительно признав сторонников проповедника террористической организацией ФЕТО.
Еще одно обстоятельство, обострившее конфликт главы Турции и его бывшего соратника, – это событие в парке Гези, начавшееся как экологический протест, но очень быстро переросшее в демонстрации против авторитарного правления Эрдогана. Гюлен тогда осудил подавление митингов, посчитав действия силовых органов слишком жесткими. В 2016 году часть турецких военных попыталась устроить в стране переворот, чтобы, как было заявлено, защитить демократию. Вечером 15 июля заговорщики захватили ряд стратегических объектов в Стамбуле, Анкаре, Конье, Карсе, Мармарисе и Малатье. Президент Турции был в отпуске и семьей отдыхал в Мармарисе, но успел покинуть отель прямо перед штурмом путчистов. Ночью и утром 16 июля здание парламента и дворец президента в Анкаре подверглись авиаударам, затем начался танковый штурм. Международные аэропорты Стамбула и Анкары, мосты через Босфорский залив, офисы телекомпании и ряд других здании перешли под контроль мятежников, которые объявили в стране военное положение и ввели комендантский час.
Казалось бы, дни Эрдогана сочтены, однако он оказался человеком не робкого десятка, вышел в эфир из студии одной еще не захваченных телеканалов и призвал нацию поддержать законную власть. Что и было сделано. Бунтовщики капитулировали, 77 тысяч человек были арестованы, более 150 тысяч отстранили от занимаемых должностей. Эрдоган обвинил Гюлена в попытке переворота, основатель «Хизмета» в ответ заявил о своей непричастности к заговору и даже осудил путч. Однако официальная Анкара не поверила ему и потребовала от США экстрадиции проповедника, но безрезультатно.
И вот теперь затянувшее противостояние двух самых влиятельных людей в турецкой политике завершено. Правда, остались сторонники Гюлена.
Қайрат Қайкенұлы