Казалось бы, после публикации «Фондом проблемных кредитов» консолидированной финансовой отчетности за позапрошлый год «БТА-банк» должен был «ожить» и опубликовать свой годовой отчет за 2017 год и ежеквартальные отчеты за 9 месяцев 2018 года. Но, увы, на официальном сайте акционерного общества тихо и пусто.
Уже сам по себе этот факт заставляет задуматься о причинах, по которым владелец АО «БТА-банк» предпочитает умалчивать о финансовых показателях своего основного казахстанского бизнеса.
Мы предполагаем, что имеются как внешние для Кенеса Ракишева и его банка факторы, так и собственные, внутренние проблемы.
Из внешних вполне вероятна настоятельная рекомендация Акорды держать рот на замке. Ведь «БТА-банк» остается истцом в многочисленных гражданских судебных процессах против оппозиционного политика Мухтара Аблязова и связанных с ним лиц за рубежом. А крайне сомнительная сделка банка с «Фондом проблемных кредитов» подрывает его репутацию как истца.
Среди внутренних проблем, из-за которых «БТА-банк» скрывает свою отчетность, наверняка присутствует его не слишком удовлетворительное текущее финансовое положение: основные активы находятся на стадии реализации, то есть не приносят доходов, зато требуют крупных вложений денежных средств в их завершение и запуск.
К тому же Кенес Ракишев, против которого в прошлом году прошла компроматная кампания в российской прессе и интернет-пространстве и которую ему, похоже, удалось «потушить» (то ли силой, то ли деньгами), наверняка не хотел бы пугать российских банкиров негативными публикациями против себя и «БТА-банка».
В этих условиях остается только надеяться, что когда-нибудь «БТА-банк» все-таки опубликует финансовую отчетность. И тогда станет понятен экономический результат авантюры, начатой Акордой ровно десять лет назад (в феврале 2009 года), когда под предлогом спасения банковской системы от проблем была совершена первая крупная в истории Казахстана (но отнюдь не последняя) попытка решить политическую проблему и заодно передать в правильные руки ценный актив.