Премьер-министру РК! Уважаемый Олжас Абаевич!
В Мажилис поступает всё больше обращений от грузоотправителей, аграриев и промышленных предприятий, указывающих на системный кризис в работе АО «НК «КТЖ». Систематические сбои в организации перевозок замедляют экспорт, ухудшают логистику и наносят экономический ущерб субъектам предпринимательства и, как следствие, приводят к снижению налогооблагаемой базы, сокращению рабочих мест, усилению социальной напряжённости в регионах.
Материалы показывают, что на сети сложился режим перегрузки инфраструктуры и потери управляемости: на станциях отправления вследствие их неразвитости накапливаются вагоны сверх нормы, что приводит к перегрузке станций и ограничению отгрузки. Тем самым увеличивается реальное количество «брошенных поездов» по железной дороге, так как, оставаясь на подъездных путях, указанные вагоны не оформляются и не отражаются в информационных системах КТЖ, а согласование заявок на перевозку остается непрозрачным. К примеру, одной из причин ограничений экспорта является приграничная станция Сарыагаш, которая исчерпала свои возможности по пропуску грузов в Узбекистан из-за нескоординированности действий железнодорожников Казахстана и Узбекистана. При этом клиенты КТЖ на местах не могут получить обратной связи от региональных руководителей по причине концентрации принятия управленческих решений в Астане.
Особые жалобы касаются избирательного подхода к движению вагонов по железнодорожной сети, что особенно отражается в приоритезации транзитных перевозок над экспортными и приводит к тому, что фактически удовлетворяются интересы экспортеров других стран и ущемляются интересы отечественного бизнеса. Примером тому служит тот факт, что только в ноябре было введено более 20 запретов на экспорт казахстанской продукции, тогда как по транзитным перевозкам не было введено ни одного запрета за целый год.
Всё это вызывает остановку производств и штрафы со стороны зарубежных партнёров, а также негативно сказывается на страновой деловой репутации.
Ситуацию усугубляют ограничения на возврат порожних вагонов с сопредельных иностранных железных дорог (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан): скопившиеся за рубежом составы блокируют узловые станции неделями, тогда как внутри страны ощущается дефицит вагонов, особенно в период сельскохозяйственного сезона. Несмотря на ежегодные «баснословные» инвестиции, которые увеличивают долговую нагрузку КТЖ, и громкие доклады монополиста об увеличении пропускной способности, сама железная дорога хронически увязла в системных и повторяющихся проблемах невывоза грузов. Это указывает на системные управленческие проблемы и ручной режим организации перевозочного процесса, из чего можно сделать вывод, что КТЖ сегодня больше занимается строительными работами, а прогресса в совершенствовании своей основной деятельности – предоставления качественных услуг по организации перевозок грузов – мы не видим.
К примеру, по информации из открытых источников, пропускная способность в направлении китайских стыков после открытия участка Достык – Мойынты должна была увеличиться в пять раз, однако никакого увеличения с октября месяца не последовало. Более того, с октября всё чаще стали поступать отказы в согласовании перевозок как по основному, так и по дополнительному плану.
Уже сегодня один из крупнейших операторов зерновых вагонов заявляет, что более 40 % согласованных перевозок не будут обеспечены из-за постоянных запретов и ограничений. Хотелось бы отметить, что такие запреты нарушают нормальный оборот вагонов: если раньше один вагон мог выполнить три оборота за месяц, то сейчас с трудом успевает сделать два. Соответственно, требуется привлечение дополнительного парка, однако и здесь железная дорога не позволяет запустить другой парк в Казахстан, а если и запускает, то весьма избирательно.
Отдельного внимания заслуживают вопросы приобретения вагонов за рубежом. Компании сейчас сталкиваются с безосновательными отказами в запуске вагонов в страну и их регистрации, то есть возникает ситуация, когда приобретается собственный вагон, но его невозможно завезти в страну и поставить на учёт. Таких примеров очень много, и, по нашему мнению, это является грубейшим нарушением прав собственников вагонов со стороны железной дороги.
Кроме того, крайне тревожными являются последние происшествия на железной дороге, которые демонстрируют глубокие проблемы в области производственной безопасности, технического контроля и организации работ на всей сети железнодорожного транспорта Казахстана.
Так, 10 декабря на участке Мойынты – Шығанақ грузовой поезд, несмотря на экстренное торможение, совершил наезд на четверых работников, выполнявших плановые работы. Все они погибли.
И буквально через сутки страна стала свидетелем нового вопиющего случая: на вокзале «Алматы‑2» произошло массовое отравление угарным газом – пострадали 52 человека, в том числе 10 детей. Вагон использовался частным перевозчиком для съёмок, что ставит серьёзные вопросы к контролю за безопасностью железнодорожной инфраструктуры и порядку допуска вагонов в эксплуатацию.
Более того, железная дорога – это непрерывный технологический процесс, и происходящие на ежедневной основе нарушения безопасности движения поездов стали системными. Мы уверены, что вышеприведённые случаи это лишь те, о которых узнала общественность. Существует еще множество инцидентов, которые остаются за кадром и чаще всего скрываются.
На основании вышеизложенного просим Правительство:
- Провести служебное расследование необоснованных запретов на перевозки грузов, отказов в регистрации вагонов, задержек в движении экспортной продукции и приоритезации транзитных перевозок, представив Мажилису результаты и меры реагирования.
- Предоставить разъяснения причин нарушений перевозочного процесса – роста числа «брошенных поездов», накопления вагонов сверх нормы на станциях Казахстана, а также представить план разгрузки узлов и восстановления баланса, включая временное ограничение транзита через межгосударственный стыковой пункт Сарыагаш для приоритета экспортных перевозок казахстанского зерна и другой критически важной продукции.
- Ускорить внедрение автоматизации – цифровой разметки, приёма-сдачи вагонов и других инструментов, исключающих человеческий фактор, и представить комплексный план по стабилизации перевозок за счёт 100 % согласования планов экспортёров, ликвидации заторов и ускорения продвижения экспортных грузов.
- Рассмотреть временную отмену ограничений на движение порожних вагонов иностранных администраций внутри страны для восстановления оборота, а также провести оценку системы безопасности на железной дороге и представить меры по недопущению подобных инцидентов в дальнейшем.
В целом необходимо разработать действенные меры по обеспечению вывоза экспортных грузов в полном или заявляемом объеме. Одним словом, грузы есть – теперь бы их вывезти своевременно, то есть получить ответ на простой вопрос: «Можно ли экспортёрам страны надеяться на железную дорогу?» или же ждать, когда КТЖ решит свои управленческие и инфраструктурные проблемы.
Отдельного внимания требует усиление контроля за производственной безопасностью и сохранением жизни наших граждан.
С уважением, депутаты фракции «Respublica»