На тему изменения демографического состава страны рассуждает учёный-демограф, доктор исторических наук и профессор Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова Александр Алексеенко.
По данным Комитета по статистике, который замерял данные за разные отрезки 2018 года, количество выбывших из страны увеличилось примерно на 14% по сравнению с теми же периодами прошлого года. Если за первое полугодие 2017-го страну покинули чуть более 15 тыс. человек, то за шесть месяцев этого года – уже более 17 тыс. При этом более 90% граждан уезжают в страны СНГ.
Если же перейти к более детальному описанию демографических процессов в Казахстане, можно констатировать, что меняется не только количественный, но и национальный состав страны. По словам профессора Алексеенко, ещё в 50–60-х годах прошлого века республика пережила огромный демографический взрыв. И этот процесс, по словам учёного, во многом предопределил будущее страны.
– Является ли большой проблемой старение населения нашей страны?
– Население в ближайшее время начнёт стремительно стареть. Мое поколение – 50-60-х годов прошлого века, периода подъёма рождаемости – уже начинает стареть.
– Но у этого поколения есть дети, внуки…
– Дети есть. Но демографический взрыв всегда больше, чем его волны. Потому что следующее поколение живёт в других условиях. У них рождаемость, количество детей в семьях уже ниже.
– Последствия урбанизации?
– Да, урбанизация, плюс получение образования. Я своих студентов спрашиваю: «Сколько у тебя бабушек-дедушек?» – «О, много».
Родителей уже меньше. «А сколько вас в семье?» – и пирамида из трёх поколений стремительно переворачивается острием вниз. Другими словами, если взять среднее число рождений на одну женщину, так называемый суммарный коэффициент рождаемости в начале 60-х годов у казахов был 7,4–7,5. То есть столько рожала одна женщина. А сейчас он составляет 2,8.
– Тоже немало.
– Немало, но за два поколения средняя казахская семья «потеряла» пять детей. Это очень быстро. А так как идёт мощнейший процесс урбанизации, сейчас будет быстрое снижение рождаемости. А поколение 50–60-х будет всё быстрее уходить. Поэтому динамика роста населения резко сократится.
– Интересуют ваши расчеты: какой национальный состав будет в Казахстане, например, через 10 лет и через 20?
– Через 10 лет будет примерно 80% казахов, 20% – представителей других национальностей: в пределах 15% русских, 5% – других. Среди этих пяти процентов, конечно, больше будет узбеков.
– А что касается 20-летнего прогноза? Такой временной зазор я взял из тех соображений, что он близок к устоявшемуся в науке поколению – 25 годам?
– Контекст большой – политический, социально-экономический, поэтому сказать сложнее… Мы определились с 10 годами. А потом процессы, о которых мы говорим, будут несколько более быстрыми. Почему? Потому что тот процент русского населения, который есть сейчас, сконцентрирован в старшем возрасте «40+». Они будут постепенно уходить в мир иной. Процесс воспроизводства, уровень рождаемости будут определять казахи, а уровень смертности – в значительной мере русские. Через 20 лет при сегодняшней тенденции, при движении возрастной структуры без влияния внешних факторов 90% населения Казахстана будут представителями титульной нации. Русских – процентов 5-7. Это последствия демографического взрыва у казахов и волн старения у русских.
– Этот демографический взрыв начался в двухтысячных годах?
– Нет, мы говорим о том, что у казахов он был в те же 50–60-е годы, когда резко снизилась смертность, а рождаемость сохранялась на высоком уровне, потому что казахи проживали в основном в сельской местности. В 80-е годы у этого поколения начали появляться дети – тогда среднестатистическое количество детей в семье уменьшилось, но так как много стало молодых мам, число рождённых резко увеличилось.
– Увеличилось количество матерей за счет прироста предыдущих поколений 50–60-х?
– Да. И в 80-х был огромный рост рождаемости, в основном у казахов. В настоящее время начинается третья волна: в 2000-е годы у рождённых в 80-х начали рождаться дети. И пошла новая волна рождаемости…
– Хотелось бы понять, какое государство можно назвать моноэтническим, мононациональным – есть ли статистические границы?
– Это государства с более 90% представителей титульной нации, которые в них проживают.
– То есть, исходя из вашего прогноза, через 20 лет Казахстан может стать мононациональным?
– Да, уже сейчас становится. Это не говорит о том, что будет какое-то давление, «выдавливание», дискриминация. Все идёт естественным путем. И механизм был запущен ещё лет 50 назад.
– Вы хотите сказать, что именно 60-е годы XX века определили движение Казахстана к моноэтничности?
– Да. Советское время – всё произошло именно тогда, 50–60-е годы – для демографии казахов это было «золотое время». Потому что численность казахов, если взять перепись населения 1959 и 1989 годов, увеличилась почти в 2,5 раза. Это огромный рост за 30 лет – за всего одно поколение.
– То есть это явление даёт свои плоды сейчас, спустя десятилетия?
– Суть заключается в том, что индустриальные функции, городские, которые ведут к снижению рождаемости, выполняли «нетитульные», и у них было резкое падение рождаемости. А казахи оставались в сельской местности при всех социалистических преференциях, которые были – бесплатная медицина, бесплатное образование и прочее. Семья нагрузки почти не несла. Это был «золотой период», который даётся не часто и не многим народам в истории. Так совпало.
И количество образованных людей среди казахов было одним из самых высоких в Союзе – и точно самым высоким в Казахстане, выше, чем у русских и других, если взять долю людей в своем этносе, получивших образование, не в проценте от общей численности. Но это и привело к тому, что у следующего поколения было снижение рождаемости. Так всегда: чем лучше образование, тем ниже рождаемость. То есть сейчас запущен алгоритм: чем более высокими темпами создается мононациональное государство, – а это означает, что представители титульной нации занимают те «городские» ниши, заполнение которых когда-то привело к снижению рождаемости у русских, – тем быстрее рождаемость пойдёт на спад.
– Для своих изысканий вы пользуетесь только официальной статистикой или есть и другие источники?
– Только официальная статистика. У нас статистика, кстати, неплохая. Зря ругают. У нас есть этническая статистика – неполная, но есть. Можно найти очень хорошие демографические данные.
Для справки. Население Казахстана на 1 сентября 2018 составляет 18,3 миллиона человек. На момент обретения независимости в 1991 году в стране жили 16,7 миллиона.
Ғorbes.kz
(медиа-проект «DAT» №39 (451) от 1 ноября 2018 г.)