Пятница , 14 ноября 2025

Школа выживания

Казах­стан­ские дети кале­чат и уби­ва­ют друг дру­га, а взрос­лые дела­ют вид, что всё под контролем

В Казах­стане дети всё чаще уми­ра­ют не от болез­ней, а от жесто­ко­сти сверст­ни­ков. Изби­е­ния, рэкет, наси­лие, убий­ства это уже не ред­кие «инци­ден­ты», а пуга­ю­щая зако­но­мер­ность. Толь­ко за послед­ние меся­цы чере­да тра­ге­дий, от кото­рых мороз по коже.

В Тур­ке­стане 15-лет­не­го Мей­р­жа­на вывез­ли на клад­би­ще и заби­ли до смер­ти. По дан­ным Orda.kz, под­рост­ка уби­ли ровес­ни­ки – «нака­за­ли» за то, что не при­нёс день­ги. В шко­ле, где учил­ся погиб­ший, дав­но дей­ству­ет «дедов­щи­на»: стар­шие соби­ра­ют день­ги с млад­ших, а тех, кто отка­зы­ва­ет­ся, изби­ва­ют. Учи­те­ля, как обыч­но, «ниче­го не знали».

Неза­дол­го до это­го в реги­оне так­же про­изо­шла тра­ге­дия. В Тюль­ку­бас­ском рай­оне воору­жён­ные под­рост­ки в мас­ках застре­ли­ли 17-лет­не­го пар­ня. По сло­вам мате­ри погиб­ше­го, напа­дав­шие выта­щи­ли её сына из-под маши­ны и выстре­ли­ли в сердце.

А до это­го слу­чи­лось изна­си­ло­ва­ние вто­ро­класс­ни­цы и гибель пер­во­класс­ни­цы под колё­са­ми мото­цик­ла, за рулём кото­ро­го был стар­ше­класс­ник. Эти исто­рии из сель­ской шко­лы Тур­ке­стан­ской обла­сти всплы­ли толь­ко спу­стя меся­цы, бла­го­да­ря видео в YouTube.

И все эти пре­ступ­ле­ния не из раз­ных миров. Это один и тот же Казах­стан, одна и та же систе­ма, где шко­ла пре­вра­ща­ет­ся не в место вос­пи­та­ния, а в мини­а­тю­ру обще­ства: с наси­ли­ем, без­на­ка­зан­но­стью и показ­ной «рабо­той по профилактике».

Когда наси­лие ста­но­вит­ся нормой

Каж­дый новый слу­чай вызы­ва­ет шок, но нена­дол­го. Через пару дней всё сти­ра­ет­ся из памя­ти как оче­ред­ная свод­ка о ДТП.
В шко­лах бьют, уни­жа­ют и вымо­га­ют, и никто не удив­ля­ет­ся. Учи­те­ля боят­ся оглас­ки, дирек­то­ра пря­чут про­бле­му за сухи­ми отче­та­ми: «Ведет­ся про­фи­лак­ти­че­ская рабо­та». Даже дет­ский омбуд­смен Дина­ра Заки­е­ва при­зна­ёт: осо­бен­но страш­ная ситу­а­ция в сель­ских шко­лах. Там бул­линг, побо­ры и «дедов­щи­на» ста­ли при­выч­ной частью школь­ной жизни.

Мини­стер­ство про­сы­па­ет­ся толь­ко после похорон

После каж­дой тра­ге­дии Мино­бра­зо­ва­ния обе­ща­ет «уси­лить про­фи­лак­ти­ку». И каж­дый раз это выгля­дит как риту­ал. Одна­ко сове­ща­ни­я­ми и пресс-рели­за­ми ситу­а­цию не изме­нить. Про­бле­ма не в отдель­ных шко­лах и не в «небла­го­по­луч­ных семьях». Про­бле­ма в рав­но­ду­шии. Когда взрос­лые их не видят, под­рост­ки уста­нав­ли­ва­ют свои зако­ны. Пока рабо­та педа­го­гов оце­ни­ва­ет­ся по коли­че­ству отче­тов, а не по атмо­сфе­ре в клас­се, будет рас­ти поко­ле­ние, для кото­ро­го сила и страх важ­нее уважения.

Смерть на клад­би­ще, стрель­ба у апте­ки, изна­си­ло­ва­ние вось­ми­лет­ней девоч­ки – это дале­ко не «инфор­ма­ци­он­ные пово­ды». Это SOS-сиг­на­лы систе­мы, кото­рая тре­щит по швам. Шко­ла пере­ста­ёт быть шко­лой, когда в ней царят рэкет и мол­ча­ние. Наси­лие пере­ста­ло быть исклю­че­ни­ем, оно ста­ло частью школь­ной рути­ны. Если госу­дар­ство и обще­ство не вме­ша­ет­ся сей­час, зав­тра мы будем читать такие ново­сти каж­дую неде­лю. И тогда вопрос уже будет не «поче­му умер ребё­нок», а поче­му мы все мол­ча­ли, когда это начиналось.

Қай­рат Қай­кенұ­лы, «D»

Республиканский еженедельник онлайн