«Общественная позиция»
(проект «DAT» №14 (285) от 09 апреля 2015 г.
Наши за рубежом
Самая яркая звезда отечественного балета, прима-балерина Государственного театра оперы и балета имени Абая заслуженная артистка Казахстана Лейла Альпиева давно уже не живет на родине. Выйдя замуж за англичанина, уехала в Лондон, сейчас она с семьей живет в Гонконге. В Алматы бывает крайне редко. Наше это интервью с ней – по телефону.
– Лейла, казахстанские любители искусства и почитатели вашего таланта потеряли вас из виду: где вы, что с вами, чем занимаетесь?
– (Смеется). Никуда я не потерялась и ничего со мной, слава Богу, не случилось. Если помните, в интервью вашей газете несколько лет назад я говорила о своих планах, в частности, что хочу открыть свою балетную школу в Гонконге. Так вот, мои планы воплотились в дела, мечта сбылась. В Гонконге я живу и работаю вот уже четыре года. Балетную школу мы с Мартином открыли в июле 2012 года.
Школа расширяется, дети учатся балету, растет их профессионализм, соответственно с каждым годом растет качество наших выступлений на сцене.
– И много у вас воспитанников? Наверняка для наших читателей будет интересно знать, какой они национальности, есть ли среди них дети казахов, проживающих в Гонконге?
– Я предпочитаю не говорить о количестве студентов в школе, так как оно меняется каждые три месяца. Скажу лишь, что мы растем на 50 процентов в год.
У нас учатся дети из многих стран, но, к сожалению, казахских детей нет среди них. Русские родители, живущие в Гонконге, сначала присматривались к нам, только потом стали приводить своих детей. Так что на сегодня в нашей балетной школе воспитываются около 20 русских и украинских детей. Около половины всех обучающихся детей – местные.
– Можно ли говорить о большом интересе китайцев к балетному искусству?
– Безусловно. Китайцы очень любят балет, а главное – они не экономят на развитии своих детей, могут позволить себе учить их балетному искусству в частной школе. Мы переехали в Гонконг, потому что мой муж Мартин поменял работу, даже если бы мы переехали в любую другую страну, я все равно открыла бы балетную школу.
– А как вы сами? Неужто расстались со сценой, где блистали, и полностью себя отдали преподавательской деятельности?
– Боюсь расстроить читателей вашей газеты, но я не танцую уже с 2009 года. Преподавала в русской школе балета и в центральной студии балета в Лондоне, давала частные уроки. Теперь вот своя балетная школа. Так что я полностью себя посвятила преподаванию, и мне это очень нравится.
– Собираетесь ли вернуться в страну?
– Я очень люблю Казахстан, но так получилось, что все мои мечты о своем будущем после сцены воплотились здесь в Гонконге. Гонконг – это мой второй дом. Я очень благодарна Казахстану за мое образование, за весь мой сценический опыт, благодарна моей маме за мое воспитание и воспитание моего старшего сына. Сейчас я не представляю свою жизнь вне Гонконга. Здесь мое любимое дело, моя семья. Моя жизнь, после переезда в Гонконг, как бы началась с «нового листа». Я могу в любой момент взять билет и прилететь в Алматы.
– Вы поддерживаете связь с людьми искусства Казахстана и бывшими коллегами по Театру оперы и балета имени Абая?
– Мой педагог Людмила Рудакова недавно приезжала ко мне в Гонконг. Я ее приглашала на мастер-класс. В основном я общаюсь с ней по телефону. У меня, к сожалению, не много свободного времени, поэтому не часто приходится общаться с коллегами из Казахстана.
– Тем не менее, наверное, ваш интерес к профессиональному балету в Казахстане огромный. Как наш балет воспринимают за рубежом?
– К сожалению, здесь немногие знают, где находится Казахстан, не то чтобы что-то знать о нашем балете… Я очень рада, что Алтынай Асылмуратова стала шефом балета в Астане. Она прекрасный Человек и Мастер!
– Радуют ли своими успехами ваши дети? Чем они увлекаются?
– Мой старший сын Мади учится в университете City U, в Гонконге, на медиа факультете. Он очень любит Гонконг, здесь у него много друзей. Младшему сыну Марату шесть лет. Он не говорит ни по-казахски, ни по-русски. Я разговариваю с ним по-русски, а он все равно отвечает на английском. Он учит китайский, и я хочу, чтоб он знал и этот язык.
– Конечно же, нельзя не спросить о вашем муже.
– Мой супруг – Мартин Андерсон. Он англичанин, работает в американском банке Wells Fargo. Мартин помогает мне по школе все свободное от своей работы и детей время, так что у него его практически не бывает.
– Что вы пожелали бы своим соотечественникам?
– Я очень люблю стабильность во всем. И мне очень жаль, что какие-то мировые кризисы отражаются на стабильности экономического и социального положения простых казахстанцев. Поэтому искренне хочу пожелать всем перемен к лучшему!
Мне, конечно, сложно судить, как живут в Казахстане сейчас, ведь я не была на родине три года. У меня в Алматы живут родная тетя, дядя и их дети. Они не бедствуют, слава Богу. Но когда им нужна помощь, то я всегда помогаю, к счастью, у меня теперь есть такая возможность.
– Спасибо за весточку! Желаю удачи!
Артур САДВАКАСОВ,
«D»