Мифология энергетики Казахстана

Проекты в электроэнергетике Казахстана – это имидж страны, ностальгия по прошлому или удовлетворение реальной потребности в электроэнергии и тепле растущей экономики Казахстана, просчитанные, современные и необходимые в нужное время и в нужном месте. Но в последнее время в Казахстане много разговоров об очередных суперпроектах, теперь уже в энергетике. Все предыдущие «прорывные проекты» по разным программам были в пределах 100 млн. долл., то есть это было просто мелкое хулиганство по сравнению с новыми энергетическими суперпроектами, такими, как: 1. Балхашская ТЭС стоимостью 4,5 млрд. долл.; 2. АЭС в Актау или в другом месте за 2,4 млрд. долл.; 3.Ветропарки за 10 млрд. долл. к 2030 г. и т.д. И к чему придем в этих планах громадье?

Миф №1

Мифом №1 является нехватка (дефицит) электрогенерирующих мощностей в Казахстане.

В Казахстане нет общего дефицита мощностей по электроэнергии, а есть очень плохое их использование, плохая структура (излишек базовых мощностей на востоке, но дефицит на юге и дефицит пиковых мощностей везде, кроме района Усть-Каменогорска) и неравномерное их расположение по регионам. То есть нам не нужны новые ГРЭС, ТЭС, а на востоке или юго-востоке тем более.

При огромном незадействованном потенциале нашей генерации мы уже импортируем около 6% электроэнергии!

Для повышения эффективности работы энергосистемы нужно в первую очередь развитие сетей и ввод новых пиковых (ГЭС, ГАЭС), а не базовых мощностей.

Все имеющиеся мощности ГЭС Восточного Казахстана, а это 1700 МВт, должны работать в пиковом, а не базовом, как сейчас, режиме, а для этого нужно опять развитие сетей и строительство Булакской ГЭС – контррегулятора для Шульбинской ГЭС.
«По состоянию на 1 января 2009 г. производство электрической энергии в Казахстане осуществляют порядка 60 электростанций общей установленной мощностью 18 992,7 МВт.

Однако располагаемая мощность электростанций составляет 14 558 МВт, что на 23,3 % меньше установленной мощности, а реальная рабочая мощность – всего около 12500 МВт».

(Журнал «Энергетика», №3, август 2010 г. Из выступления президента Союза инженеров-энергетиков РК Г. Трофимова).
То есть если это перевести на русский язык, то мы 5000 МВт или 30% от установленных мощностей разобрали на запчасти и даже придумали для оправдания этой бесхозяйственности умные термины: располагаемая мощность, реальная рабочая мощность электростанций.

Один из основных показателей оценки эффективности работы электростанций во всем мире – КИУМ (коэффициент использования установленной мощности, который определяется по формуле: КИУМ = факт. выработка за год в кВт ч/(установленная мощность в кВт Х 8760 (час в году)).

Так как любые электростанции очень капиталоемкие, то есть дорогие объекты, и поэтому очень важно знать, как они используются.
У нас в Казахстане о КИУМ ни слова ни в одном выступлении чиновников и аналитиков.

А по итогам 2010 г. КИУМ всех электростанций Казахстана равен всего 49,7%.

Вывод: мы имеем огромные мощности в электроэнергетике и вместо того, чтобы их восстановить и нормально и эффективно использовать, закупаем электроэнергию в огромных количествах в России и Киргизии и собираемся еще строить ненужные объекты!

Как работают наши гиганты?

Крупнейшие станции-производители электроэнергии в Казахстане: Аксуйская ГРЭС, Экибастузская. ГРЭС №1, Экибастузская ГРЭС №2 (далее – Эк.), Карагандинская ТЭЦ.

Из этой таблицы напрашивается удивительный вывод: новые мощности вводятся не для удовлетворения спроса, а для увеличения тарифа! КИУМ падает с 63% до 46,8%, тариф растет с 4,49 до 8,8 тенге за кВтч, выработка растет в 1,5 раза, а выручка растет в 3 раза!

Конечно, понятно, что согласовать тариф проще, чем обеспечить своевременную загрузку мощностей.

Тариф согласован с АРЕМ до 2015 года для всех трех вышеуказанных ГРЭС.

Для примера и сравнения: Сургутская ГРЭС, Россия – установленная мощность 4 800 МВт, в 2010 г., выработка составила 36,623 млрд. кВтч, КИУМ – 87%.

Две наших ГРЭС: Экибастузская ГРЭС №1 и Экибастузская ГРЭС №2 в 2010 г. при реально работающей мощности 3000 МВт выработали вместе 16,5 млрд. кВтч, при КИУМ – 62,8%.

При выходе их на проектную мощность (4000 + 4000) МВт и достижении ими КИУМ 87% они могут и должны вырабатывать 60,97 млрд. кВтч электроэнергии в год, то есть плюс 44,5 млрд. кВтч.

Напомним, всего выработка в 2010 г. – 82,6 млрд. кВтч.

Все аналитики по электроэнергетике относят г. Алматы и Алматинскую область к югу РК, но это неверно, они относятся к югу только географически. А технологически они практически не связаны с южными областями, поэтому к югу их относить нельзя (старые ЛЭП идут через Бишкек, а ЛЭП 220 кВ в обход Бишкека – маломощная, ее нельзя серьезно рассматривать как ЛЭП, объединяющую Алматинскую и Жамбылскую области). (См. на сайте КЕГОК, корпоративное управление, интерактивная карта-схема).
Из таблицы видно, что мы имеем огромный дефицит на юге, где проживает 27% населения и производится всего 3,5% электроэнергии, и перепроизводство на востоке РК.

В это же время мы планируем ввод восстановленных и новых мощностей опять на востоке (Аксуйская ГРЭС + 650 МВт, Эк. ГРЭС №1 + 2 000 МВт, Эк. ГРЭС №2 + 500 МВт), плюс Балхашская ТЭС – 2 500 МВт.

Итого = 5 650 МВт (плюс в резерве достройка еще 5 блоков Эк. ГРЭС №2 общей мощностью 2 500 МВт) – зачем?!

Выводы по мифу №1.

Нам не нужно столько базовых мощностей на востоке и юго-востоке РК. Значит, не нужно строить Балхашскую ТЭС, а нужно строить новые мощные ЛЭП постоянного тока с Экибастуза напрямую на юг до Тараза, а не до Алматы, которые обеспечат юг электро­энергией, а на востоке обеспечат загрузку имеющихся и вновь вводимых блоков Экибастузских ГРЭС.

Строительство сети ППТ (передача постоянного тока), Экибастуз–Тараз мощностью 3000 МВт обойдется не более чем в 2 млрд. долл., то есть дешевле в 2 раза строительства Балхашской ТЭС.

Так развивается энергетика всех стран мира, имеющих большие территории и неравномерное распределение мощностей по электроэнергии и населению: Китай, Бразилия.

Видимо, именно это имел в виду в своем выступлении на открытии 5-й сессии парламента четвертого созыва 01.09.2011г. президент Назарбаев, когда говорил: «Вы помните, что недавно был официальный визит в нашу страну Президента Южной Кореи. Когда мы говорили о строительстве Балхашской ТЭС, он мне сказал, что потеря электроэнергии на сетях Казахстана составляет 20 процентов, а в Корее эта цифра составляет 4 процента. Он сказал, что вы могли бы не строить станцию, если начнете нормально экономить на передаче электро­энергии. Почему наше правительство не занимается изучением этого колоссального опыта?».

Миф №2 – энергетики в Казахстане бедные

Рассмотрим для примера две наши самые крупные ГРЭС, которые вместе произвели в 2010 году 24,54 млрд. кВтч или 30% от всего производства электроэнергии в РК:

1. Аксуйская ГРЭС входит в состав энергетического подразделения ENRC, которое имеет следующие финансовые результаты:
Базовая EBITDA по итогам 2010 г. – 308 млн. долл.
Маржа базовой EBITDA – 56,8%.

2. Экибастузская ГРЭС №1, акционеры «Казахмыс» и «СамрукЭнерго», по итогам 2010 г. имеет следующие финансовые результаты:
Выручка – 340 млн. долл.
EBITDA – 216 млн. долл. или 63%.

И это при тарифе 4,6 тенге/кВтч в 2010 году, а какая рентабельность будет при тарифе – 8,8 тенге/кВтч в 2015 году! А сколько им надо прибыли вообще? Может, 100%, и тогда им хватит?

Такие финансовые результаты (рентабельность) из энергетических компаний в мире едва ли кто-то имеет еще, так как энергетика – это базовая отрасль экономики любой страны, и к ее рентабельности относятся очень внимательно и аккуратно.
При такой рентабельности грамотный регулирующий орган любого государства будет и должен снижать, а не увеличивать тарифы.

Прожект №1 –
Балхашская ТЭС
Стоимость – 4,5 млрд. долл., проектная мощность – 2500 МВт.

Но это не ТЭС, а правильнее сказать – ГРЭС. Так как будет вырабатывать только электроэнергию, и поблизости нет потребителя тепла вообще, да и электроэнергии тоже.

Вообще само название от лукавого, изначально было – ЮкГРЭС, потом – Балхашская ТЭЦ-2, потом – Балхашская ТЭС, и кого мы обманули? А если мы не знаем, как оно, «то, что мы собираемся строить», правильно называется, то о каком привлечении инвестиций может идти речь?

В Казахстане нет ни одной ТЭС, есть ГРЭСы, есть ТЭЦы, а это что за «ноу-хау» – ТЭС?

Местоположение ЮкГРЭС – южная точка озера Балхаш, но там ничего нет. (См. на сайте КЕГОК — Корпоративное управление – Интерактивная Карта-схема).

Аргументы сторонников строительства ТЭС на Балхаше, что ее там собирались строить во времена СССР и там очень правильное место, и много чего уже сделано – не выдерживает никакой критики. Поясним:

1. Сегодня во всем цивилизованном мире (кроме бывшего СССР) угольные ГРЭС строят только на борту угольных карьеров, а ТЭЦ –в городах. Передавать электроэнергию на большие расстояния дешевле, чем возить уголь.

2. Во времена СССР мы много чего собирались строить, в том числе коммунизм, так что будем строить? А если серьезно, то в то время были другие мотивы и приоритеты при принятии таких решений: политика, оборона, и только потом экономика, поэтому, скорее всего, ЮкГРЭС собирались строить для обеспечения электроэнергией огромного, крупнейшего в мире военного лазерного полигона «Сарышаган».

3. Было другое соотношение цен между тарифами на перевозку угля по ж/д и транспортировку электроэнергии по электрическим сетям.

4. Были другие технологии, но при этом уголь как возили в полувагонах мод. 12-132, образца 1953 года, так и возят, а в технологии передачи больших объемов электроэнергии на большие расстояния (более 1000 км.) в мире произошла революция, и начиналась она у нас, в Казахстане (ЛЭП постоянного тока Экибастуз – Центр).

5. Если там много чего уже построено, как говорят инициаторы проекта, то строительство ее должно быть дешевле, чем, допустим, восстановление блоков Аксуйской ГРЭС, Эк. ГРЭС №1 или достройка блоков Эк. ГРЭС №2. Но это не так, сравним:
Балхашская ТЭС, стоимость строительства 4,5 млрд. долл., мощность 2500 МВт или 1800 долл. за 1 кВт мощности.
Восстановление 2 блоков Аксуйской ГРЭС – сметная стоимость 515 млн. долл., мощность 650 МВт или 792 долл. за 1 кВт.

Восстановление последних 3 блоков с установкой новых фильтров фирмы «Альстом» и выход на проектную мощность 4000 МВт в 2016 г., Эк. ГРЭС №1 – сметная стоимость 1 млрд. долл., мощность 1500 МВт или 666 долл. за 1 кВт.
Достройка 3-го блока мощность 500 МВт, Эк. ГРЭС №2 – сметная стоимость 800 млн. долл., или 1600 долл. за 1 кВт.

Установленная мощность составит 1500 МВт, ввод 2014 г. Проектная мощность 4000 МВт.

Где логика? Строительство Балхашской ТЭС – это самый дорогой и длинный вариант. Свободные мощности возможного восстановления и достройки блоков Аксуйской ГРЭС, Эк. ГРЭС №1 и Эк. ГРЭС №1 – 5000 МВт. Проект изначально обречен на провал, а это 4,5 млрд. долл. – и не тенге!

Долго говорили и говорят об иностранных участниках, то «КЕПКО», теперь «Самсунг». Но так как проект не окупаемый, то никаких частных инвестиций в чистом виде там не будет, это просто говорильня такая же, как по строительству ж/д Хоргос – Жетыген. А он может осуществляться или за бюджетные деньги, или под госгарантии, что одно и то же – это деньги налогоплательщиков.
Операторами проекта могут и должны быть западные компании, так как у нас нет компетенции по проектированию и строительству таких объектов.

Даже если Балхашскую ТЭС построят, то это будет базовая мощность, и она заберет нагрузку у нормально работающих Экибастузских ГРЭС, которые и так недогружены. Экибастузские ГРЭС –это наше энергетическое сердце, и мы сами за свои огромные деньги нанесем себе удар в сердце!

Но мы с упорством, достойным лучшего применения, настаиваем на строительстве Балхашской ТЭС. Конечно, поучаствовать в распиле 4,5 млрд. долларов приятно.

Алмат АЗАДИ
[email protected]
(Продолжение в следующем номере)

Республиканский еженедельник онлайн