«Общественная позиция»
(проект «DAT» №20 (384) от 25 мая 2017 г.
Смысл вольных строк
В идеологии, политике, в социуме пошла, как мне кажется, смутная-мутная полоса.
Эти строки я пишу 20 апреля 2014 года.
В национальном самосознании казахстанцев – чую! – явно происходит некая трансформация. Казахи – впечатлительный народ и податливый настроению. История их полна трагедий, и они ждут напастей со всех сторон. Я это хорошо понимаю.
Вдруг казахи взялись всерьез пугать-страшить друг друга потенциальной российской экспансией. Есть ли основания – не могу судить. Тональность эта появилась после стремительного присоединения Крыма к России.
Многих сразу охватила тревога. Кое-кто истово забил в дауылпазы-барабаны.
В иных газетах появилось рубрика – «люди/скандалы».
Честно, меня это настораживает и обескураживает. Часть нацпатов (среди них много моих давних знакомых, к которым я настроен уважительно) напористо требует, чтобы ЛН (лидер нации) не подписывал договор по ЕврАзЭс.
Вот и думаю: зачем напрасно сотрясать воздух, если дело – как я понимаю – решено в высоких сферах? Или проблем будет больше или меньше, если ЛН договор этот подпишет или не подпишет? Или задвинут его подальше во времени и пространстве?
Призывы к моральному и физическому сопротивлению против потенциальных, гипотетических претензий тоже не очень-то корректны. Дело в том, что те горячие головы, которые сегодня булгачат простой люд, завтра сами первыми побегут (поверьте мне!) под российскую протекцию.
Почему?
О том четко сказано в «Гульжанке» (см. «Adam bol!», № 15 за 2014 год): «…и тогда не только наши русские, но и свои казахи без тени сомнения будут менять гражданство на российское, чтобы и зарплата, и пенсии, и прочие остальные льготы были выше».
Это так! Я это знаю. Найдутся такие перебежчики.
С какой стати?
«Гульжанка» отвечает: «Но главное – Россия на фоне слабеющего Казахстана будет внушать больше надежд на будущее».
В чем такая тенденция просматривается сейчас?
В том хотя бы, что подавляющий контингент русских школ в Казахстане составляют казахи. Прямо беда: предпочитают учиться в русских школах. В классах, где учатся по 30 человек, как правило, два татарина, один уйгур, один кореец, один русский, остальные – сплошь казахи. Такой вот расклад.
Почему так? О чем это говорит? С какой стати казахи учатся повально в русских школах?
Есть о чем поразмышлять, не так ли?
Помнить о том необходимо еще и потому, что проблема эта отнюдь не сугубо казахская. В русских школах учатся и евреи, и поляки, и немцы, и чеченцы, и ингуши, и корейцы, и татары, и прочие «разные шведы» — по причине отсутствия таких национальных школ. А если бы они и были, в условиях Казахстана вряд ли бы кто в них учился. Перспективы-то какие? Другой вопрос – казахские школы в независимой стране. Об этом стоит подумать шире и реальнее.
Нагнетание страстей и всяких страшилок – не выход. Скорее всего – тупик.
Экономист Петр Своик в газете «Новая газета – Казахстан» (№ 15 за 2014 г.) резонно пишет: «Казахстан на перепутье, перспектива которого одних обнадеживает, других настораживает, а третьих попросту возмущает».
Признаюсь: я, скорее, отношусь к разряду тех, кого многое происходящее настораживает.
Согласен и с тем, что П. С. пишет далее: «…в экономическом плане мы останемся тем же самым сырьевым придатком, а в политическом – опять «младшим братом».
Увы!
С детства знаю: казахи житейски мудры и здравомыслящи. Но истиной в последней инстанции тоже не владеют. Как и остальные.
***
Временами мне физически бывает так худо, что отчаяние хватает за горло. Иногда мое истерзанное – сплошь в рубцах – сердце напоминает мне… лягушку, которую переехала телега. Я видел: наполовину мертвая, раздавленная, она лежала на обочине дороги, судорожно трепыхалась и дергала одной лапкой.
Таким я ощущаю свое сердце.
Коллеги мне советуют: «Ничего не делай. Лежи и смотри в небо». Совет дельный. Знаю по опыту: небо – самый надежный и мудрый исцелитель.
Там, в ауле, на исходе сороковых годов прошлого века, измученный болями, чтобы не мозолить глаза родителям, я забирался со своими костылями на сеновал, укрывался овчинным тулупом и, вдыхая густой аромат разнотравья, подолгу созерцал бездонное небо, днем – в кудлатых облаках, ночью – усеянное звездами, под которыми, ныряя в невесомые, как пух, тучи и выныривая из них, плыла манящая луна…
Небо успокаивало, отвлекало, манило, утешало, лелеяло душу.
А теперь?
Сеновала нет, аульного простора нет, духмяного сена нет, аул – знаю – совсем захирел, лишился прежней души и обаяния, родительский дом сровнялся с землей, и небо не то – из окна моего кабинета в центре мегаполиса лицезрею лишь узкую серую полоску в смоге, с балкона ночью небо простирается шире, как бы раздвигается, но всё равно будто зажато, обрамлено горами и многоэтажками, без звезд (куда они пропали?), и луна неприкаянно бродит вдоль окоема, жалкая, приниженная, потерявшая красу и тайну.
Нет, это небо не утешает, не манит, не отвлекает, ничего не сулит, не обещает, оно напоминает лишь безжизненное пространство, тусклое, безразличное.
Всматриваюсь, вглядываюсь вглубь ночного неба. Вдалеке, мигая огнями, мотыльками скользит-спешит к желанной стоянке на краю города одинокий самолет, стремительно исчезая за соседней многоэтажкой.
И больше ничего, ничего…
***
Вижу, слышу, читаю: появилась в нашем отечестве каста людей – потребители в чистом виде. Их становится с каждым годом все больше: они не пишут, не сеют, не жнут, палец о палец не ударяют, вообще ничего не делают, только паразитируют, прожигают жизнь. Они ничего не производят, на них «пашут» другие: родители, родичи, женщины, слуги-малаи. Они же разъезжают на дорогих иномарках, устраивают гонки-байгу, тусуются-табунятся, давят людей, насилуют женщин, не брезгуют воровством, бесчинствуют, кайфуют в ресторанах, куролесят в саунах-борделях. Красиво живут!
Это о них Абай говорил:
Тамағы тоқтық,
Жұмысы жоқтық
Аздырар адам баласын…
А Лев Толстой в дневнике от12.10.1905 г. сделал такую запись: «Люди, не работая, то есть, не исполняя один из законов своей жизни, не могут не ошалеть. Так шалеют перекормленные домашние животные: лошади, собаки, свиньи».
Досадно и горько. Неужели их предки боролись за свободу и независимость именно ради этого?
Кстати
Английский нам ближе, ЧЕМ РУССКИЙ
Лингвистически казахский и английский ближе, перевод через русский язык всегда искажает текст. Знаю, о чем говорю, так как пишу и редактирую переводы на всех трех языках.
У нашего преподавателя немецкого языка на физфаке (КазГУ) Арнольда Израилевича Рабиновича диссертация была по сходству немецого и казахского языков. Он всегда грамматические примеры приводил на немецком, а затем на казахском. Потом обращался ко мне: «Ия, Меруерт?». Для тех, кто не учил немецкий: «ия» на казахском и немецком звучит одинаково. Навеяло комментом одной коммунистки: «А английский и французский – чуждые нам языки как лингвистически, так и географически. В этом плане русский – наиболее близкий нам европейский язык».
Меруерт МахмутовА
Крым будет переименован НА УКРАИНСКИХ КАРТАХ
На днях президент Украины Петр Порошенко заявил, что полуостров будет объявлен Верховной Радой «крымско-татарской автономией».
Об этом украинский президент заявил на заседании в Киеве, посвященном годовщине высылки из Крыма во время Великой Отечественной войны. «Неделю назад Конституционная комиссия, по моему поручению, приняла решение о создании рабочей группы по наработке предложений изменений и дополнений в Конституцию Украины относительно Автономной Республики Крым. Следовательно, мы делаем первые шаги в вопросе создания в Крыму национальной автономии крымских татар. Безусловно, эта автономия полностью учтет равные права и свободы украинцев, этнических русских и представителей всех других этносов, проживающих на полуострове.
Крым – это Украина, а Украина – это Европа. Часть цивилизованного мира, где ценится человеческое достоинство и суверенные права народов. Я уверен в деоккупации Крыма. Я уверен в наказании преступников. Страна-вор будет принуждена вернуть украденное», — заверил Порошенко.
• Источник: http://patriot-su-rf.ru