Эта статья была написана известным и давним исследователем этих событий Сабыром Касимовым в 2006 году, 12 лет назад, накануне 20-летия декабрьского востания в Казахстане. Многие выводы и предложения, высказанные автором, актуальны и сегодня. Поэтому мы решили с незначительными сокращениями опубликовать загодя, 2 месяца вперед очередной даты «Желтоксан-86», чтобы обсудить, почему наша власть не хочет давать политическую и государственную оценку этому судьбоносному событтю в истории нашего народа.
Одной из непосредственных причин восстания, как многие помнят, явилось активное нежелание первого секретаря ЦК Компартии Казахстана уходить с поста первого руководителя республики, на котором он находился четверть века. Я называю это трагедией Кунаева, приведшей к трагедии, крови, горю, страданиям и слезам десятков тысяч людей, которые уважали его и верили ему.
Почему трагедия?
По заслугам, по конкретным делам, по тому, что он сделал для Казахстана, особенно в социально-экономической сфере, Димаш Ахметович навсегда остался в народной памяти, на¬пример, тем, кем является Ататюрк для Турции. Однако объективно он оказался в трагической ситуации: он не смог добровольно расстаться с властью и воспитать себе преемника. Тогда о демократических выбо¬рах и речи не могло быть. Бо¬лее того, когда подчиненные, потенциальные претенденты на его кресло, стали выступать против него, Кунаев посчитал это предательством и не смог им это простить.
На приеме у Горбачева по поводу его ухода на пенсию он сам предложил направить в Казахстан человека со стороны, поскольку достой¬ной кандидатуры на его место не было. В моем распоряжении имеется целая система доказательств, подтверждающих этот факт. Кунаев не смог подняться выше личных амбиций и обид, оказался в плену своих стереотипов. Интересы родного народа, будущее Казахстана, не говоря о его подлинной свободе и государственной независимости, оказались в критический момент второстепенными по сравнению с жаждой мести к своим оппонентам.
Другой момент. До последнего времени мы говорили о трагической стороне, настало время сказать о подлинной сути этого явления – патриотизме и героизме. Возросшее и изменившееся за годы нашей государственной независимости самосознание нашего народа, в том числе русскоязычной его части, настоятельно требует новой объективной политической и правовой оценки «Желтоксана-86» по демократическим, международным стандартам. Прежние искусственные ярлыки, односторонне сфальсифицированные оценки не имели достаточных оснований и тогда, а сегодня полностью опровергнуты временем.
Сегодня мало у кого вызывает сомнение то, что народные выс-тупления в Алма-Ате, Целинограде, Актюбинске, Аркалыке, Джамбуле, Кокчетаве, Караганде, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Талды-Кургане, Чимкенте, Талгаре, Сарыозеке и других городах и населенных пунктах республики имели одну конечную цель – стремление к самостоятельности, свободе и независимости Ка-захстана. Хотя поводом явилось назначение на пост первого ру-ководителя Казахстана очередного ставленника Москвы.
Каһарманы Желтоксана, несмотря на массовое их избиение и обливание в мороз холодной водой, использование против них собак, БТР, особых отрядов милиции, курсантов и солдат специальных войск, вооруженных саперными лопатами и дубинками, а также избиение железными прутьями и арматурами так называемыми «дружинниками», массовые аресты и т.д., выражали волю и чаяния народа, продолжали борьбу за свои идеи. Они жертвовали своим здоровьем, благополучием, судьбой и даже жизнью! Например, о мужестве и героизме наших девушек в народе ходят легенды. Прогрессивная часть нашего общества задается вопросами: «Почему мы не гордимся ими? Почему не воспитываем на их примере сегодняшнюю молодежь, школьников и студентов?»
Декабрьское (1986 г.) восстание в Казахстане положило начало свободолюбивым порывам народов, приведших к образованию новых независимых государств, распаду социалистического лагеря, что, в конечном счете, привело к изменению баланса сил в мире в пользу демократии. Но для того, чтобы мир признал пальму первенства за Казахстаном, мы у себя в стране должны дать полноценную оценку по международным стандартам. При¬знание международным сообществом очевидного факта повысить имидж и авторитет Казахстана.
Болезненный
СИНДРОМ
Это событие всемирного значения, поднять которое на должный уровень должны мы с вами. Имен¬но на политической элите и интеллигенции лежит ответственность по поддержке и инициативе реализаций этой идеи. Степень решения этого вопроса будет испытанием и показателем нашей демократии, важнейшей составляющей в реализации Государственной программы патриотического воспитания, которое провозглашает наше государство.
Между тем зарубежные специалисты, да и многие казахстанские, начиная со школьников и кончая аксакалами, как публично, так и кулуарно, «на кухне», обсуждая эту проблему, не понимают и не довольны тем, что до сих пор… в Казахстане не дана полноценная политико-правовая оценка. Это говорит о том, что органы власти суверенного Казахстана, отдельные чиновники от политики до сих пор не могут освободиться от идеологических стереотипов, внедренных в наше сознание мощной машиной коммунистической пропаганды. Они в плену вчерашней отжившей идеологии. Их доводы поверхностны, примитивны и в основном сводятся к комсомольско-партийным под¬ходам в русле повышения культуры межнациональных отношений.
Мы оценили героизм К.Рыскулбекова: наградили посмертно «Халык Каһарманы». А если бы его не убили? Кстати, до сих пор не установлены истинные обстоятельства его убийства. При всей трагедии, уважении и преклонении перед Кайратом, его семьей, возникает вопрос: почему признали героем только его одного?
А дали ли мы хоть какую-то оценку на уровне государства массовому героизму тысяч, даже десятков тысяч наших парней и девушек, которые не побоялись партийно-полицейского советского режима и, зная, что последуют жесточайшие наказания и репрессии, встали на защиту чести нашего народа и всего Казахстана? Почему молчит и уходит от официального признания этого подвига народа наша независимая государственная власть?
Следует сказать, что, когда Президиум Верховного Совета КазССР принимал половинчатое решение по результатам расследования первой комиссии, Казахстан еще был в составе Советского Союза, поэтому он объективно не мог дать полно¬ценной политической и юридической оценки принятым тогдашней властью решениям, определить роль и место этого восстания в борьбе за независимость нашей Родины. Конституционному суду же, несмотря на то, что дело по этим событиям было готово к слушанию, по надуманным и мелочным мотивам чиновники не дали возможности рассмотреть и принять ожидаемые обществом решения.
Был несостоятельным и опровергнут временем и другой довод о, якобы, направленности выступлений против русского народа. Поэтому мы сегодня обязаны помочь снять с сознания некоторой части наших граждан искусствен¬но внедренное тогдашней идео-логией клише о чисто националистических мотивах декабрьского восстания. То есть все поставить с головы на ноги. Вот на какие темы Министерствами культуры и информации, образования и науки должны были проводиться научные конференции.
Считаю, что снятие этого болезненного синдрома прошлого между основными этносами Казахстана, безусловно, будет убедительным доказательством великой и благородной идеи президента страны – дальнейшего укрепления межконфессионального, межнационального и, в целом, общественного согласия в Казахстане. Явится актом милосердия и гуманизма как жертвам этих событий, так и заблудшим тогда, в силу ложно понятыми служебными и общественными обязанностями. Мы ответственны за это перед будущими поколениями наших граждан.
Но Родина должна чтить, дорожить своими героями, гордиться ими, на их примере воспитывать будущих патриотов. (Так было у всех народов). Родина должна поднять их на такую высоту, которую они заслуживают. Каждый населенный пункт, каждый коллектив дол¬жен гордиться, что у них живет или работает участник декабрьского – 1986 года – восстания. Каждый участник должен быть окружен вниманием и заботой, а не обивать пороги акиматов и тем более не быть изгоем и попрошайкой в собственной стране, ради интересов которой они жертвовали собой, своей судьбой, благополучием и здоровьем. Такое отношение тем более удручающее и кощунствен¬но, когда видят и знают, как жируют за счет Казахстана различного рода проходчицы, лица, имеющие двойное или тройное гражданство, олигархи и коррупционеры.
Мы должны исходить из того, что именно это народное выступление впервые в условиях советской системы выразило единую волю нашего народа к самостоятельности и независимости Казахстана. Желтоксановцы за весь народ достой¬но ответили вызову времени.
ПРИЧИНЫ
жестокости
Еще одна проблема, которой я хотел коснуться.
В ходе разбирательств и анализа действий властей, действий пра-воохранительных органов и так называемых «дружинников» я искал причины особой жестокости, особой подлости, особого цинизма, даже, как говорили люди, использования фашистских методов по¬давления, наказания и преследования участников событий.
Главная причина лежит в том, что власти и спецслужбы специально вызывали ненависть у русскоязычного населения и натравливали их на казахский народ. Посудите сами, мирный, но массовый протест народа путем провокации и распространения ложной информации перевели в уголовное русло. Например, спецслужбы по всей Алма-Ате по рации сообщали, что пьяные и обкуренные парни-казахи избивают на улицах города русских, нападают на детские сады, убивают русских детей и т.д. Это вызывало злость, негодование и чувство наказания и публичного возмущения русскоязычного населения. Они требовали от власти принятия жестких мер и наказания казахских националистов. Что и нужно было власти.
Против безоружной толпы использовались саперные лопата, собаки. В 20-градусный мороз людей обливали холодной водой, задержанных заставляли часами лежать лицом вниз на льду, избитых и покалеченных, как трупы, закидывали в машины, вывозили далеко за город, раздевали, рвали одежду, чтобы не могли ходить, насиловали девушек, в местах задержания избивали, унижали, привязывали к горячим батареям, сутками незаконно держали голодными, в массовом порядке фабриковали административные и уголовные дела и т.д.
На заводах и фабриках изготавливали железные прутья и арматуры со специальными набалдашниками на конце, которыми группы, сформированные райкомами партии, избивали молодежь. Пока-леченных повстанцев не принимали в больницах, их сразу аресто-вывали. О подлости и цинизме свидетельствует, например, факт, когда одного из участков событий – Молдабаева Адиля – милиционер расстрелял в упор. Пуля прошла навылет, задев жизненно важный орган, и он навсегда остался калекой. Молдабаева осудили, а милиционера наградили.
Вместо того, чтобы возбудить уголовное дело по факту убийства Ербола Спатаева и искать убийц, возбудили уголовное дело в отно-шении самого убитого как на активного участника событий, как опасного политического преступника.
Особый цинизм, преступная безнаказанность спецслужб заключа-ется в том, что, когда неожиданно для них Президиум Верховного Совета СССР помиловал Кайрата Рыскулбекова, заменив ему смертную казнь на 20 лет лишения свободы, то руководящим составом спецслужб было принято решение убить его любыми способами. По¬этому они иезуитски убили его в Семипалатинске, в перевалочном пункте в путь следования к месту исполнения наказания. Не имеет значения, сделали ли сами сотрудники спецслужб или это они сделали руками сокамерника К. Рыс-кулбекова особо опасного рецидивиста Власенко. Главное – достигнута первоначальная цель: лишить жизни одного из активных казахских националистов.
Фактически уголовное дело было возбуждено на весь казахский на-род, ведь народ обвинили в национализме. По всему Казахстану искали националистов, в коллективах создавались группы по разоблачению и преследованию националистов. По линии КГБ подняли старый лозунг «Борьба с казахским буржуазным национализмом», истоки декабрьского восстания искали в движении «Алаш-Орда». Был составлен большой список казахских националистов, которые подлежали привлечению к ответствен-ности. И только благодаря горбачевской демократизации и распаду Советского Союза замысел их авторов не был осуществлен.
ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ
Что мы сделали за это время для восстановления полной правды, полноценной оценки и реабилитации героев Желтоксана?
Еще до государственной независимости Казахстана Президиумом Верховного Совета КазССР была создана, работала и обнародовала свои выводы комиссия, еще в советское время своим Постановлением ЦК КПСС снял обвинение всего казахского народа в национализме, был принят Указ главы государства о реабилитации лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности, единицы участников событий награждены государственными наградами, некоторым из них выделены квартиры, возмещен моральный и материальный ущерб, в отдельных городах и поселках улицам присвоено название Желтоксан. Как правило, наше Правительство обращало внимание на проблемы участников событий, оказывало разовую минимальную помощь в преддверии очередного юбилея, подготовки к слушанию дела в Конституционном суде, в случаях объявления участниками событий голодовок. Желтоксановцев использовали в политических кампаниях и в политических целях.
А что следовало бы сделать после обретения Казахстаном госу-дарственной независимости?
Во-первых, Постановлением парламента или Указом главы го-сударства признать антинародным, незаконным, недействительным с момента их издания решения ЦК КПСС, его Политбюро, ЦК (бюро) Компартии, ЦК Комсомола Казахстана, обкомов, горкомов и райкомов партии, связанные с политической оценкой и принятием широкомасштабных организационных, правовых и идеологических мер, направленных на наказание участников тех событий, преследованием лиц казахской и других национальностей за национализм. Поскольку эти их акты лежали в основе репрессии, считались политическими и государственными актами, имевшими обязательную юридическую силу, беспрекословно исполненные всеми государственными органами на всей территории Казахстана, их политическая и юридическая сила была основой для исполни-тельных и правоохранительных органов, поэтому они подлежали и подлежат оценке и признанию недействительными высшими органами государственной власти Республики Казахстан.
Во-вторых, Верховный Совет (парламент) должен был признать незаконными и недействительными с момента их принятия все нормативные и ненормативные (разовые) акты, направленные на реализацию мер, принятых ЦК КПСС и ЦК Компартии Казахстана. Речь идет о законодательных мерах, а также законодательной реабилитации лиц, преследовавшихся в связи с их участием в декабрьских событиях, об отмене решения об отказе в помиловании осужденных и приговоренных к расстрелу, отмене награждения более 4 тысяч солдат и так называемых «дружинников», сотрудников КГБ за массовое физическое избиение, за активное участие в кампании по подавлению восстания и т.д. Кроме того, парламент должен был принять Закон «О статусе участников декабрьского 1986 года восстания в Казахстане и реабилитации жертв, пострадавших в связи с последовавшими массовыми политическими репрессиями», где они – участники – были бы признаны борцами за свободу и независимость Казахстана. В этом случае окончательно решился бы вопрос об их правовом статусе.
В‑третьих, Верховный суд решением своего пленума, Ген-прокуратура, КГБ, министерства и ведомства, главы-акимы областей и районов независимой Республики Казахстан, решениями своих коллегий должны были признать незаконными, недействительными с момента их принятия прежние, связанные с политическими, правовыми, идеологическими, кадровыми преследованиями граждан в связи с их участием в декабрьских событиях в своих ведомствах и территориях, что и требуют сами участники. Кроме того, после обретения нашей страной независимости следовало бы правоохранительным органам, спецслужбам возбудить и тщательно расследовать уголовные дела по преступлениям, которые были совершены в отношении участников и других лиц в ходе по¬давления восстания и последовавших за ним массовых репресий.
Четвертое, Академия наук Казахстана, Министерство науки и образования, научные центры, творческие союзы, академики, профессоры (особенно из сферы истории, права, политологии) должны были своевременно дать подлинно научную оценку событиям 1986 года по международным стандартам, а также «научным изыскам» своих коллег перевертышей-хамелеонов, которые послужили для идеологического и пропагандистского обеспечения репрессии, выводам и рекомендациям проведенных тогда конференций, предложениям, послужившим основанием для преследования и репрессий в духовной сфере.
И главное. Компетентные государственные органы совместно с научной и творческой общественностью обязаны были добиться признания этого восстания на международном уровне как положившего начало освободительной борьбы народов бывшей советской империи и распада системы соцлагеря. В частности, необходимо было бы провести международные конференции с приглашением известных ученых Европы, стран Прибалтики и СНГ, таких личностей, как Елена Боннер, Борис Ельцин, Рой Медведев, Чингиз Айтматов и многих других, которые давно признают пальму первенства за Казахстаном.
Вот неполный перечень того, чего мы не сделали за период независимости Казахстана, этого мы не смогли добиться и к 20-летнему юбилею восстания.
Наконец, о памятнике, возведенном в честь 20-летия декабря в Алматы. Мы рады этому.
Как говорится в народе: лучше поздно, чем никогда.
Этот памятник должен был поставлен давно. Он должен был возведен если не сразу, то хотя бы в первые годы после обретения Казахстаном государственной независимости. Но тогда и в последующие 10 лет наше общество, наша власть не смогли дорасти своим сознанием, своим патриотизмом до уровня каһарманов Желтоксана. Мы давно добиваемся, чтобы массовому героизму желтоксановцев на государственном уровне возвели политический и идеологический памятники.
Мы добиваемся, чтобы наше общество, интеллигенция, зиялы қауым, наша власть осознали свою вину за то, что они предали их тогда, признали и поклонились перед мужеством героев. Это покаяние, это очищение общества и каждого из нас послужит залогом и примером для молодежи, которой дальше строить независимый Казахстан, исходя из интересов нашего народа.