Воскресенье , 20 апреля 2025

Коптогайская ПРОБЛЕМА государственного масштаба

  • «Странным выглядит утверждение представителей казахстанских властей, что после договоренностей о демаркации границы 16 лет назад «при установке пограничных столбов была допущена ошибка».
  • Вырвавшийся наружу скандал вокруг переноса пограничной линии вглубь Атырауской области нельзя назвать исчерпанным. Колючую проволоку убрали, но при этом подчеркнули, что это временная мера – до согласования (!) с российской стороной. «Власть взяла время на обдумывание, но и общество не должно сидеть, сложа руки, заняв выжидательную позицию, – считают активисты патриотических движений. – Сейчас важно не поддаваться на эмоции, но при этом четко исходить из национальных интересов и интересов жителей отдельно взятых аулов. И про уроки истории тоже забывать не следует».

Уроки истории

Действительно, когда начинаешь разбирать какую-то проблему, будь он общественная или социально-политическая, важно трезво взглянуть на исторические факты. Причем, осознавая важность документов советской эпохи (в первую очередь, в виде карт), необходимо заглянуть поглубже в историю, но опять-таки делать это без эмоций и мифотворчества.

Для начала напомним, что выход к реке для казахов всегда имел важное значение. Главные причины для этого были чисто «технические» – водопой для скота и переправы для перекочевок. Однако не стоит забывать сакральное значение водных артерий и озер, которые несли для кочевников более глубокий смысл. В то же время реки выполняли и выполняют некую разделительную функцию, в том числе и в виде границ чьих-либо территорий, но опять-таки подчеркнем – доступ к воде никогда и ни для кого не находился под запретом.

Впрочем, понятие «никогда» относится к самим кочевникам. С началом колонизационного «добровольного присоединения» Казахстана к России именно реки стали «камнем преткновения», так как «киргиз-кайсаков» стали ограничивать в праве на доступ. Вводились запреты на переправы, в том числе через Орал (Урал) и Едил (Волгу), а позднее через Иртыш, Ишим и другие реки. Именно это часто становилось причиной национально-освободительных войн и локальных конфликтов на протяжении всей хронологии «присоединения», вплоть до начала ХХ века. Впрочем, в некоторых частях Казахстана большевики тоже переняли эту тактику – особенно во время вооруженных восстаний начала 1930-х годов.

Стоит заметить, во всем мире реки были и часто остаются естественными границами как между государствами, так и отдельными административно-территориальными единицами внутри стран. Только, может быть, во время войн или нескрываемых конфликтных ситуаций одна из сторон устанавливала форпост на сопредельном берегу – чтобы занять стратегическую позицию, показать превосходство или просто как-нибудь насолить сопернику.

Исходя из всего вышесказанного и отчасти недосказанного, в случае с селом Коптогай в Атырауской области все выглядело именно так – как будто по ту сторону новой «колючки» не добрый сосед и стратегический партнер, а какой-то враг и потенциальный агрессор. Но об этом ниже.

«Пока ждем»

Действительно, для трезвомыслящего человека первые сообщения из Курмангазинского района были похожи на фейк. Люди не могли поверить, что такое возможно в наше мирное время – что сдвигают границы в нашу сторону, Астана при этом отмалчивается, а люди выходят на митинги. Впрочем, насчет волнений потом вышло опровержение, но только по отдельным видеосюжетам, мгновенно распространившимся в сети. Именно отсутствие четкого, вразумительного и, главное, оперативного реагирования со стороны властей послужило поводом для дальнейшего распространения слухов. Первоначальные невнятные объяснения пограничной службы комитета нацбезопасности, заметим, не удовлетворили общественность самой невнятностью и тем, что они не получили широкой огласки. Позже, в понедельник поздно вечером, ПС КНБ все же более детально разъяснила свою позицию, подчеркнув, что столбы не означают линию самой границы – она может проходить на 100 метров от «колючки», но, как говорится, осадок остался. В любом случае, это было похоже на кирпич, положенный поперек мощного потока для того, чтобы его остановить. МИД и Акорда промолчали, как будто это их не касается, пограничники тоже не пошли дальше, а комитет Масимова, как упоминалось выше, ограничился только опровержением одного ролика с «несанкционированным митингом».

С другой стороны, на основе домыслов стала появляться нездоровая реакция в обществе, которое и без того напряжено и агрессивно (пусть даже виртуально), а это уже чревато необратимыми последствиями. Конечно, здесь важна правильная и своевременная реакция властей, но и общество, как говорится, должно «держать себя в руках». Для начала нужно тщательно проверять и перепроверять информацию, в большей степени доверять первоисточникам, а не «лидерам мнений», которые могут невольно посеять дезинформацию. В частности, жителям села Коптогай, которые оказались на острие в прямом и переносном смыслах. Ведь это именно они сейчас отрезаны от воды со всеми вытекающими проблемами – местными, региональными, государственными.

Мы связались с одним из местных жителей (всего в ауле живет около 800 человек) – Юрием Кошкаровым, который на данный момент находится в служебной командировке, но на постоянной связи с односельчанами. И вот что он нам рассказал о последних новостях:

– Наши земляки нашли карту 1979 года, где четко обозначены, где земли Астраханской области, где располагаются другие населенные пункты, и где Денгизский район (прежнее название Курмангазинского) – где наша земля. Наши ребята показали эту карту первому заместителю акима области, кому-то из маслихата и представителю КНБ, которые приезжали в аул поговорить с людьми. Им показали все, как оно есть, они сфотографировали, и в тот же день эту «колючку» убрали. Они сказали, что будут дальше пересматривать место прохождения границы.

– Была информация, что этот вопрос обговаривался со старейшинами села, согласовывали до того, как устанавливать новые столбы с колючей проволокой. Было такое?

– Нет, такого не было. В первый раз они приезжали где-то после 10-го апреля, сказав, что вернутся через несколько дней. Приезжали первый заместитель районного акима и пограничники. Они приехали на двух-трех больших машинах со всеми инструментами. На берегу собрались местные жители. Им стали говорить, что якобы еще в 2005 году здесь была комиссия, а люди стали возмущаться – кто был в той комиссии, почему никто из сельчан в нее не вошел? Оказалось, что в комиссии был сельский аким, но из другого села, который к нам никакого отношения не имеет и сейчас вообще находится на пенсии. Был еще в комиссии тогдашний замакима района, был кто-то из земельного комитета, покойный сейчас. То есть, никто с сельчанами, с теми, кто живет на этой земле, не советовался, не спрашивал мнения. Но если бы тогда появилась эта старая карта, то не было бы сейчас всей этой возни.

– Кстати, а как у вас обстоят дела с теми, кто живет по ту сторону границы? Нормальные взаимоотношения с российскими соседями – никаких непониманий нет?

– Добрососедские. Вся моя родня по матери, нагашы, все оттуда. Там есть села, в которых нет ни одного русского – только казахи. В общем, мы всегда с ними были на «ты» и до пандемии часто ездили друг к другу.

– Получается, «колючки» до этого вообще не было?

– «Колючка» была, но она тянулась чуть дальше. А тут ее установили буквально в десяти шагах от наших домов. Это и возмутило людей.

– Давайте уточним, на некоторых роликах и в соцсетях говорят, что столбы установили и колючую проволоку протянули российские пограничники…

– Нет, это наши устанавливали.

– Как вы считаете, что дальше будет? Какие перспективы?

– Народ ждет принятия решения. Ведь говорят, что «колючку» убрали временно – до того момента, пока не обговорят с российской стороной. Поэтому пока ждем.

Ликбез для общества

Пока коптогайцы ждут, в соцсетях тоже понемногу спадает ажиотаж. Однако эту передышку необходимо использовать для просвещения и некоего ликбеза для общества. Для этого важно понять, почему так произошло? Как случилось, что те, кто принимает стратегические и практические решения, оказались такими недальновидными?

Конечно, можно просто отмахнуться, сделав вывод, что в кабинетах границы рисовать проще, а мозги при этом включать себе дороже. Причем, чем выше кабинеты, тем это становится явственнее. Это наиболее вероятная версия, тем более она доказывается многочисленными примерами буквально повсюду. Понятно, что немалое значение при этом приобретает политическая составляющая, но с учетом того, что национальные интересы отходят на второй план или вовсе убираются «в стол» (чтобы не мешали «принимать решения»). По такому же принципу Казахстан вступал в Таможенный союз, подписывал договора по ЕврАзЭС, придерживался позиции России по Крыму и так далее и тому подобное.

Но здесь нужно вспомнить занимательный факт. Казахстано-российская граница является самой протяженной в мире, и при этом всегда подчеркивалось, что никаких территориальных споров межу братскими странами никогда не возникало. По крайней мере на официальном уровне, и это, безусловно, можно и нужно записать в копилку достижений первого президента – кто бы что ни говорил. Однако нельзя не принимать во внимание тот факт, что в последнее время по ту сторону северной границы усилились открытые выпады в нашу сторону, стали высказываться провокационные вещи, а внутри страны перманентно проявляются сепаратистские наклонности и пренебрежение к государственному языку. Совпадение? Возможно, учитывая общую социально-экономическую ситуацию и напряженную атмосферу в обществе, готовом взорваться по любому поводу.

Странным выглядит также утверждение представителей казахстанских властей, что после договоренностей о демаркации границы 16 лет назад «при установке пограничных столбов была допущена ошибка». Нам в этом плане интересно, понесет ли кто-то наказание за эту «ошибку», которая напрягла общество и могла легко перерасти в международный скандал, тем более, как отмечал наш собеседник из пограничного аула, окончательное решение еще не принято.

Стоит обратить внимание и на другой факт – КНБ, заявляя о том, что один из распространенных видеороликов является фейком, и что на нем запечатлены учения, не стал говорить о том, что распространители будут привлечены к ответственности за «будоражение масс». Между тем, учитывая современные технологии и возможности «конторы», найти первоисточник распространения ролика «с волнениями» не составляет особого труда. По крайней мере, за сутки это можно было проследить легко, хотя бы идя по обратной, постепенно выходя на того, кто первым запустил этот ролик в сеть и в мессенджеры. Ведь когда захотят или когда речь зайдет о поклепе на елбасы, эта работа проделывается «за шесть секунд». Тогда почему она не была сделана до сих пор (на момент выхода газеты – ред.)? Хотели тем самым дезавуировать другие, реальные видео с места событий или решили проверить реакцию масс? Вопрос остается открытым, хотя на него может быть простой ответ – непрофессионализм и преступная безалаберность тех, кому поручена национальная безопасность страны.

И последнее. Ситуация вокруг села Коптогай, о существовании которого до минувшего понедельника не знало большинство казахстанцев, лишний раз доказало, что государство у нас нисколько не слышащее. Даже если все высказанные нами версии и интерпретации являются чересчур надуманными, все это происходит не из-за нашей любви к конспирологии, а по причине, мягко говоря, необдуманных действий правителей. Ведь мало прослыть слышащим государством, надо еще быть думающим и делающим, но в любом случае власть забывает, что нужно сначала выслушать, потом подумать, а уже следующим шагом – делать. И нам пока приходиться только надеяться, что их решение на этот раз получится обдуманным, сто раз взвешенным – и в итоге таким, которое удовлетворит не только коптогайцев, но и все общество.

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ, фото

«D»

Тем временем

Пограничник ОТДУВАЛСЯ ЗА АКОРДУ

  • Пограничная служба КНБ Казахстана объяснила перемещение пограничного забора возле приграничного с Россией казахстанского села Коптогай в Курмангазинском районе Атырауской области необходимостью корректировки его прохождения.

Первый заместитель директора погранслужбы КНБ Айдар Аймурзин в опубликованном вечером 19 апреля видео прокомментировал ситуацию в селе Коптогай: «Вопрос возник в том, что в 2008 году поставлен забор по просьбе самих жителей села Коптогай с тем, чтобы на территории Российской Федерации не осуществлялся перепас скота. Сейчас, как вы видите, мы хотели перенести, поскольку он оказался за линией границы, за серединой фарватера ерика Махамарский, между рекой и [западной] частью аула Коптогай».

«В этот раз после проведенной демаркации 2009 года необходима была корректировка прохождения забора, какой-либо уступки территории не было», — заявил заместитель главы погранслужбы.

По его словам, выход к водопою, к реке Кигач, у местного населения остается. «Это порядка 150 метров правее. Она более глубокая, и исключена возможность неумышленного перехода скота на территорию Российской Федерации», — сказал Аймурзин. Он добавил, что погранслужба совместно с акиматом намерена решить вопрос «комфортного доступа к водопою».

В этом отдаленном приграничном с Россией селе, которое является центром Коптогайского сельского округа, проживает около тысячи человек. Село отделено от остального района рекой Кигач (граница с Россией для сельчан — сухопутная). Местные СМИ сообщали, что связь с «материком» осуществляется через паром и лишь в дневное время, что вызывает сложности для сельчан.

Новость о переносе пограничного ограждения вызвала критику пользователей. В социальных сетях некоторые активисты призвали граждан выходить на акции протеста. В понедельник собравшиеся у акимата города Шымкента люди выразили поддержку жителям села Коптогай Атырауской области. Прибывшие к акимату выражали мнение, что инцидент с переносом пограничного ограждения свидетельствует о том, что «государственная граница Казахстана до сих пор до конца не определена».

Аймурзаев сказал на опубликованном вечером в понедельник видео, что забор установлен на удалении 100 метров от линии государственной границы и «речь не идет о том, что там, где проходит забор, проходит государственная граница». «Линия государственной границы соответствует картам 1970–1990-х годов. Договор [о казахстанско-российской государственной границе] был подписан и ратифицирован в 2005 году. Он учитывает исторически сложившиеся административные границы», — сказал Аймурзаев.

Rus.azattyq.org

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн