Трайбализм в Казахстане – явление историческое, реально ощутимое и, к сожалению, живучее. Это деление было привнесено монгольскими чингизидами в целях более удобного управления казахскими племенами. Просуществовав начиная с ХIII по XIX век (600 лет), оно впиталось в нашу душу и сознание. Однако кровь и генетика существуют вне нашего сознания. Анализы по крови не находят различий у казахов по жузовому признаку. Современные исследования по ДНК генеалогии не показывают разночтений по признакам трайбализма. Мы единый народ.
Однако сегментность продолжает свою историю и, более того, недалекая часть элиты заботливо разжигает этот огонь в клановых очагах, называя это особенностью нашей истории. С болью об этом говорили наши великие сыны. Еще сто лет тому назад поэт и просветитель нашего народа Ахмет Байтурсунов написал короткое философское размышление на эту тему. На наш взгляд, это лучшее, что было написано по поводу трайбализма.
Вчитаемся, а главное, вдумаемся в него:
Қорықпаймын абақтыда жатқанға.
Қиын емес дарға асқан,
атқан да.
Маған ауыр осылардың бәрінен,
Өз аулымның иті үріп қапқанда.
Под аулом гениальный Ахмет Байтурсунов понимал, конечно, свою страну. Он был арестован в 1927 году, как алашординец. Освобожден по ходатайству Е. Пешковой (супруга М. Горького). Вновь его арестовали в 1937 году и расстреляли. Если вы, читатель, возьмете в руки его сфабрикованное дело, то увидите сами, кто на него доносил. Это были наши известные «зиялы қауым», уважаемые люди. Их именами названы широкие улицы в Алматы и других городах Казахстана.
Автор настоящей статьи много раз перечитывал его стихи на казахском языке, с которыми вы ознакомились выше. Переводить его невозможно, он имеет большую смысловую нагрузку и подтекст. Лишь когда я перечитал его десятки раз, обозначился примерный подстрочный перевод, который предлагаю моим русскоговорящим согражданам.
Не боюсь я холодной
тюрьмы.
И петля, и расстрел
не страшны.
Мне обидней, больней
всего,
Что в ауле своем родном
Я облаен, укушен был псом.
Так он писал свои стихи на казахском, очевидно в тюрьме, когда с горечью вспоминал тех, кто на него доносил. Скажем здесь еще об одном обстоятельстве. А. Байтурсунов не назвал имена людей, предавших доносителей. Он обозначил явление – пёс (псизм). Автор настоящей статьи вырос в далеком мойынкумском ауле Жамбылской области. Мы, жители села, изредка матерились меж собой. Это было нормой, а иногда и производственной необходимостью. Но три слова были тяжелы для сердца казаха, если дело доходило до матовых ситуаций. Это собака, ишак и свинья. Причем собака с оттенком бродячего псизма, ишак с оттенком тупого осла и свинья с оттенком ее жилья. В словаре для казахстанцев я бы перевел слово «трайбализм» без ее английской составляющей корня (племя). Трайбализм и псизм – близкие слова. Мы бы так и записали. Трайбализм по-казахски – это когда мы лаем друг на друга и кусаемся… как псы.
Разумеется, у трайбализма есть и другие составляющие. Это многокомпонентное явление. В частности, иногда нападают на умных остальные (к жузовости примешивается зависть). У нас в стране это принято. А. Байтурсунов был не просто умным, он был интеллектуал, высокой горой в степи. Именно поэтому на него доносили неоднократно, а два раза результативно. В этот же ряд можно поставить таких наших выдающихся людей, как Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов, Мухтар Ауезов, Каныш Сатпаев, Михаил Исиналиев и многих других. На них аккуратно и многократно доносили.
Трайбализм не исчез и сегодня. С болью мы видим ее составляющие в нынешних реалиях. Слишком сильным для нас оказались эти «монгольские наркотики». Мы зависимы от них. Это диагноз. Их пазлы– трещины до сих пор рвут на части единую степь, не давая народу почувствовать себя сильным.
Мы уже давно должны перешагнуть через эти трещины и забыть о них.
Выделим здесь еще одно обстоятельство жирным ударением. Читая книги наших классиков Абая, Ауэзова, мы не видим особой выпуклости по жузовой и родовой составляющей, эти обращения минимизированы. В их рассуждениях и определениях наш народ представляется цельным. Вместе с тем большинство наших писателей современности максимально педалируют жузовые и родовые словоискательства, определяя такие свои обращения, как нашу национальную особость. Убери такие изыски из их книг, и они превратятся в пустышки. Удивляет автора Герольд Бельгер, дающий таким произведениям благожелательные отзывы, тем обстоятельством расширяя круг будущих читателей. Авторитет его, как знатока казахской литературы, высок. Однако понять его доброту можно, за его спиной стоит единая германская нация, сжатая в добротный сплоченный кулак. Немцы забыли уже о своем делении на саксонцев, пруссаков, баварцев и т.д. и если вспоминают об этом, так только в той ракурсности, чтобы еще более сплотиться в единую аккуратную без трещин скалу – германский народ. В громадной, беспрореховой и спокойной тени которой сформировалось современное германское экономическое чудо.
Одновременно отметим и следующее обстоятельство. У нашего народа есть Великолепная черта – широта души. Большой потенциал и у такой составляющей нашей ментальности, как сострадание и родственная боль за свой народ. Особенно ярко это выражается вдали от Родины. При учебе в Ленинграде мы трижды обнимались с любым нашим соотечественником и никогда не спрашивали о жузе, и роде. Мы были едины.
На такой позитивной базе, при определенном идеологическом освещении и векторной работе нашей национальной идеи можно легко свести негатив трайбализма до нулевых отметок. Однако это требует планомерной работы. А пока те, кто заинтересован в нашей разделительности, сидят в довольно упитанной упаковке, в которой легко угадываются закрома нашей Родины. Или все это пущено на самотек, где правят бал родовые сказители степи.
А народ наш уже давно созрел для единства, он жаждет его.
Собственно такую благую цель преследовал автор, написав большую статью: «Местечковая история или всеобщность». Однако там нет никакой натянутости по этому поводу.Там истина, понятая мною по прочтению сотен книг.
Сегодня очень важно, чтобы такая местечковость не перешла в сознание нашей молодежи. Мы – взрослое поколение. Наши глаза читали Абая, Пушкина, Ауезова, Айтматова и Толстого.
Если вы сейчас держите в руках газету «Дат», объясните своим детям и внукам, что это такое.
А чтобы понятно было им, приведу в настоящей статье диалог двух молодых людей на эту тематику. Может, объединиться наша нация через детей наших, ведь за ними будущее страны. Они ведь умнее нас, послушайте их разговор на молодежном сленге.
Встречаются двое молодых человека. Вот о чем они говорят:
– А ты в курсах, что курсы курсанули?
– Да ты за лоха меня держишь. Я не только в курсах, но и в долях. Ты, я вижу, пень в наших косяках. Все свое бабло я держу в нефти и зерне. Что стрельнет, тем и стреляю.
– А если ничего не стрельнет? Мертвяк?
– Тогда тендерю. Но это для чайников. Так на шай-май. Мне, конечно, это по барабану. Но ты же знаешь наши понты.
– А что нельзя тендера отменить?
– Ну ты полный отстой. Ты хоть понимаешь, что ты трындишь? Ты же на весь общак страны свои лапы поднял. Ты, чел, хоть могилу себе вырой. Без тендера экономике страны хана.
– А кто тендерит?
– Это коммерческая тайна. Потому что все в долях.
– А от кого тогда тайна?
– Есть 3-4 чела, они не в теме, отстой. Вот от них тайна.
– А вон челы стоят. Я их видел на Пешков-стрит. Сейчас сюда кости перекинули. Ты фейсы их знаешь, лайкни их.
– Да они постоянные здесь тусы. Реально здесь устаканились. За базар отвечают. Пилят здесь свои темки. Мы иногда перетираем с ними косяки. Они все в теме.
– А тот вон, понты на понтах, что за чел?
– Этот бугрит. Погоняло– Самсунг. Он из старшего жуза, из рода Галакси, 5-е поколение. Навороченный по самые уши и няшный.
– А какого он подрода, то есть в Галакси он кто? Или наш асфальтный бомбила?
– Да я, если честняки, старший жуз мало знаю, больше слышу. Говорят, что корни у них не вниз растут, а вверх. На них печати негде ставить. Все в теме и под крышей перетирают бюджет. Что останется, то пиплу нахавалку дают. Я от них подальше свои кости держу. Среди них есть 2-3 жировика. Конкретухи! Я с ними консенсу сность соблюдаю. Остальные у них по политической части. Комиссарят! Я в их берлогу не лезу. Мне плюрализм дороже. А так чуваки клевые. Сейсмичные. В связях с другими жузами замечены. Все повязаны, но не транспарентны. Толерантны, но меж собой. Бухальщики, но делятся. Своих не трогают, чужих крантят. Осторожны, но со своими. Слушают но только старшаков. Растут сами или всей семьей.
– А тот, кто на вид очень грамотный. Крутик, наверное? Какой жуз? Какой род у него?
– Этот действительно грамотный. Это Нокиа – средний жуз. Их раньше много было. Тот, которого ты видишь, – из рода модель 515.
– А почему он клавишный? Сейчас все сенсорят. Поздняки что ли? Все гладят, а они тыкают, не перфектно.
– Да я и сам не в теме. Тормозят по полной. Хотят новенькое что-то выбросить на рынок. В центровые сейчас метят. Совсем оборзели пиплы. Они не знают, что мы знаем, что они знают. Мы приготовили для них такие головняки. Но это уже не мои голболи. Меня перекинули сейчас на СМИ. И хотя я газет не читаю, но дело свое туго знаю. Короче, я понял, что здесь фуфло не надо гнать, чем туже, тем туже. А если еще туже, то самый раз. Среди среднежузовцев понты не идут. Они сами понтярщики, но могут напрячь других. Интеллигенты есть, но могут и матом. Крутики, но есть и те, кто просто хавать хочет. Безбашенные пофигисты, но и отходняки обломные. Любят чердак напрягать, но и на мозги не капают. Иногда без тормозов, но если надо, тупят конкретно. Корефаны отличные, но мало с кем корешат. В косяках не замечены, но чуть что – делают ноги. В связях с другими жузами замечены, в том числе и с большими Орыс жузом. И, наконец, квасят, но на свои.
– А вон тот, кто со светлыми глазами?
– Это LG, он из младшего жуза.
– А род у них какой?
– Да кто их знает. Они косят сегодня все под китайцев, которые там сейчас бугрят. А раньше они первые подняли бабки на нефти. Потом здесь у нас чердачники поняли, что к чему, и дали им по шапкам. Как наполнят шапки, несут сюда к нам. Туда-сюда, кое-что в шапках зависает. Вобщем, не плохие бабки делают. Ребята там хорошие, но иногда базарят не по теме. Как будто мы у них чердак оторвали. Тогда мы им новые шапки даем. И спокуха. Пацаны они хорошие, бабок у них немеряно. Веселятся, отрываются часто, но иногда по делу. Драчуны, выпендрежно отмочат иногда, но стабильны. Любят побазарить, но там, где можно. Гонят фуфло, но для других. Забывают, но не своих. Кричат, но там, где их не слышат, не обламывают. В связях с другими жузами не замечены. Ну и, конечно, поют, где глухие, и бухают, где слепые.
– А кто это там двое, упакованные, прикид как у понтярщиков? Тормознутые, как будто из Киева прилетели?
– Да это Айфон и Айпад. Называют их два арийца. Они к жузам не относятся. Айфон – это кожа. У кожа только понты. Арабы когда-то внедрили здесь своих дилеров для того, чтобы нас загрузить по полной. В начале кожа нас книгами завалили, мечети строили. Не знаю, сколько бабок они подняли. На стройматериалах и книгах особо не кипешнёшь. Сейчас кожа не в теме, нет у них бугра. А если и есть, то не напрягает пипл. А тот, кто Айпад, это – торе. У них крыша железобетонная. Чингизхан его зовут. То ли отец он им, то ли брат, то ли сын – они сами не знают. Прикинь, какой бардак в фирмухе. Бабок у этого Чингизхана немеряно. Он свое дело начинал, когда курса не было. Прикинь, золото лошадиными копытами и головешками считал. На Китае, базарят, сильно поднялся. Ввел там бумажные юани, основал династию Юань. Потом кинул их. Прикинь, сколько бабок поднял. Он и наши земли наклонил. Лоханул всех на три жуза, базар разбазарил.
– А как он Китай подмял, их же много?
– А он интересы их использовал, их у них три брата было, он всех лажанул. Сейчас у них один интерес– бабки. Геополитики они, великая страна. Глобалисты ваще. Смотрят на нас, как на Гондурас. Ты не смотри что этот Айпад скромный. Он может всех нас купить, потом продать, потом снова купить. Причем купит он нас по старому курсу, а продаст по новому. За ним конкретно Китай стоит. Прикинь, сколько бабок он сразу поднимет. Такое даже мой агашка не сделает. Пойдем, поздороваемся с ним. Через него, говорят, можно сильно раскрутиться. Он весь юго-восток под собой держит. Представь, сколько барахла можно туда спихнуть.
– Да там, говорят, своего барахла валом.
– Ягненок ты в рынке, я вижу. Нам главное деньги поднять, а то, что к их барахлу наше добавится – это уже их головняки. Понял – отстой, ясень тебе перец.
– Понял, загрузил ты меня по полной, у меня уже в чердаке гигабайтов не хватает. А ты сам какого жуза и рода?
– Да, завис я сейчас. Жду чей курс стрельнёт. Кто в быках, кто в медведях? Сложно сегодня. Да шизую я, не напрягайся, печалька у меня. О-лигами нас называют. О-лигами!
– Что-то яне в теме. Кто такие о-лиги?
– Да я сам не в курсах. Один агашка мой сказал, что мы о-лиги. Если пополной, то олигархи! Наверное, высший жуз организуем.Старые три жуза нас не догонят. Не в теме они. Да и причиндалов у них много, а нам спокуха нужна. А они спорят, кто у них бугрил в прошлом. Младшие и Средние старшаками хотели быть. А пахан же должен один быть. Не догоняли они. Прикинь, совсем региональный отстой. Раньше они номадами все были. В одном кулаке бакланили. Общий общак держали. Сила немерянная! Единые были, от Алтая до Дона мазу держали. Харча было от пуза. Ели в две щеки.
Тусовались по полной. От этого перессорились. Стали пузами сравниваться, щеки измерять. И пошла махаловка и хренотень. Разбежались по хатам. Однако устал я сегодня, уже с утра, прикинь, какое вчера было отрывалово. Пойдем, замочим шланги, а то кранты, череп тормозится, чердак тупится от баклана с тобой. Пойдем, оторвемся с тобой по полной проге. Ты – то сам где сейчас свой базар базаришь?
– Да у меня есть газетенка. Родаки на днюху отвалили. Сказали, чтобы я ее раскрутил.
– Базара нет, раскрутим. Постни потом информу. Муах из нее сварганим. Медиамагнатухой будешь. Нам нужно сейчас часть рынка пиарить, а часть лажануть. Но сделать все надо с умом, чтобы спокуха была. Пипл через газету все хавает. Привыкли верить написанному. Еще комуняки их напрягали через прессу. Садись,братан, на тачку. Ползи за мной. Какая у тебя тележка?
– Да «Прадуха» у меня с наворотами.
– Оставь ее здесь, не позорь нацию. Кидай свои кости на мою «Майбуху», поедем в одну начнуху. Там всегда чувырлы и кемпухи тусуются, пойдем, оттянемся, хватит фуфло толкать.
– Пойдем, братан. Как хорошо, что я тебя встретил. Аман болайық. Қудай сақтасын! СПС тебе.
– Сақтасын, сақтасын. Пусть бережет нас бог. Куда он из «Майбухи» денется!
Айдар Сеит-Кожа СЕЙДАЛИЕВ
[email protected]
• P.S. Уважаемый, мой читатель, а если вы молоды, то Дорогой мой читатель! Если вы дочитали до этих строк и не отложили газету, то значит, чем-то эта статья «забодала». У костра, когда остается последняя кружка вина (неважно, хорошая или плохая, она последняя) – ее пускают по кругу. Пустите и вы по кругу эту газету. Нам надо объединиться в единый народ.
Такое требование вытекает из обстановки в мире. Геополитические идеологи используют любую трещину в стране с тем, чтобы развернуть там свой сценарий. Яркий пример тому – Украина. Только очень наивные люди могут полагать, что у геополитических генералов Бильдерберского клуба в запасниках не лежит карта Казахстана с жузовыми пазлами. Не случайно лидер этого элитного клуба З. Бжезинский определил систему нашей государственности как непрочность и слабое управление.
С уважением, автор