Четверг , 11 сентября 2025

Он тоже имеет право

Жомарт Ерта­ев, один из самых извест­ных бан­ки­ров Казах­ста­на, осуж­дён­ный за хище­ние 144 мил­ли­ар­дов тен­ге из Bank RBK, вне­зап­но ока­зал­ся на сво­бо­де. Фор­маль­но по амни­стии, при­уро­чен­ной к 30-летию Кон­сти­ту­ции. Фак­ти­че­ски по ста­ро­му непи­са­но­му пра­ви­лу: в Казах­стане мож­но сесть за укра­ден­ную кури­цу, но если речь идет о мил­ли­ар­дах, то есть шанс вый­ти почти героем.

От звез­ды бан­ков­ско­го сек­то­ра к глав­но­му «госдолж­ни­ку»

53-лет­ний Ерта­ев счи­тал­ся «звез­дой» казах­стан­ско­го бан­ков­ско­го сек­то­ра. С нача­ла 2000‑х он успел пору­ко­во­дить круп­ней­ши­ми фин­учре­жде­ни­я­ми стра­ны – от «Аль­янс Бан­ка» до «Евразий­ско­го бан­ка», а поз­же рабо­тал и в Укра­ине, и в Рос­сии. Его карье­ра выгля­де­ла как иллю­стра­ция эпо­хи Назар­ба­е­ва: кре­ди­ты на мил­ли­о­ны, схе­мы на мил­ли­ар­ды, поли­ти­че­ские покро­ви­те­ли и рез­кие падения.

Пер­вый серьез­ный удар при­шел­ся в 2009‑м, когда из «Аль­янс Бан­ка» исчез­ло боль­ше мил­ли­ар­да дол­ла­ров. Тогда бан­кир отде­лал­ся услов­ным сро­ком и вско­ре вер­нул­ся в биз­нес. В 2018 году Ерта­е­ва задер­жа­ли в Москве по запро­су Казах­ста­на: речь шла о 80 мил­ли­о­нах дол­ла­ров, выве­ден­ных через под­став­ные фир­мы. А в 2020‑м казах­стан­ский суд при­знал его винов­ным в созда­нии ОПГ и хище­нии 144 мил­ли­ар­дов тен­ге из Bank RBK. Ерта­ев полу­чил 11 лет, поз­же срок сни­зи­ли до девяти.

Год спу­стя он сно­ва ока­зал­ся на ска­мье под­су­ди­мых: теперь за хище­ния в Bank RBK, Qazaq Banki и «Евразий­ском бан­ке». Тогда суд обя­зал его и дру­гих фигу­ран­тов вер­нуть госу­дар­ству десят­ки мил­ли­ар­дов тенге.

3 сен­тяб­ря 2025 года ста­ло извест­но: Ерта­ев вышел из коло­нии. В Коми­те­те уго­лов­но-испол­ни­тель­ной систе­мы МВД пояс­ни­ли, что по амни­стии. Теперь экс-бан­кир постав­лен на учёт служ­бы про­ба­ции, фор­маль­но оста­ет­ся под надзором.

Министр внут­рен­них дел Ержан Саде­нов, отве­чая на вопрос жур­на­ли­стов, как мож­но украсть 144 мил­ли­ар­да и через пять лет вый­ти на сво­бо­ду, лишь пожал пле­ча­ми:
По Ерта­е­ву это реше­ние суда. Он тоже име­ет пра­во. Соглас­но амни­стии, такое реше­ние при­ня­то.

И тут же доба­вил: Ерта­ев оста­ет­ся «госдолж­ни­ком», и обя­за­тель­ства перед госу­дар­ством с него никто не снимал.

Осво­бож­де­ние бан­ки­ра вызва­ло бур­ную реак­цию в юри­ди­че­ском сооб­ще­стве. Даже быва­лые адво­ка­ты при­зна­ют­ся, что испы­та­ли шок. Вот что напи­са­ла на сво­ей стра­ни­це в соц­се­тях адво­кат Ана­ра Кусаинова:

«Что ново­го у меня? У меня всё так­же Шок от ново­стей Вер­хов­ный Суд и Назгуль Рах­ме­тул­ли­на, объ­яс­ни­те нам, как экс-бан­ки­ра Жомар­та Ерта­е­ва, осуж­ден­но­го в 2020 году к 11 годам лише­ния сво­бо­ды за хище­ние 144 млрд тен­ге, пусть даже потом сни­зи­ли долет, сво­бо­ды амни­сти­ро­ва­ли и осво­бо­ди­ли? На дво­ре как бы 2025 год

Рас­крой­те сек­ре­ты!
Рас­ска­жи­те нам, адво­ка­там, что мы дела­ем не так, что даже при пол­ном пога­ше­нии ущер­ба или нали­чии «поло­жи­тель­ной сте­пе­ни пове­де­ния» наши под­за­щит­ные не выхо­дят услов­но-досроч­но, а тут при непол­ном пога­ше­нии ущер­ба, пожа­луй­ста».

Юри­сты утвер­жда­ют: в обыч­ных делах суды крайне неохот­но при­ме­ня­ют амни­стию или УДО, осо­бен­но если ущерб не воз­ме­щён пол­но­стью. Более того, даже после осво­бож­де­ния осуж­дён­ных про­ку­ра­ту­ра часто вно­сит про­те­сты, что­бы вер­нуть людей в колонию.

И хотя МВД под­чёр­ки­ва­ет, что «он тоже име­ет пра­во на амни­стию», для обще­ства исто­рия выгля­дит ина­че: одни про­дол­жа­ют сидеть года­ми за мел­кие кра­жи, дру­гие после мил­ли­ард­ных скан­да­лов выхо­дят на сво­бо­ду рань­ше сро­ка. Осво­бож­де­ние Ерта­е­ва мож­но рас­смат­ри­вать как сиг­нал: элит­ные груп­пи­ров­ки, свя­зан­ные с эпо­хой Назар­ба­е­ва, вовсе не ушли в тень. Наобо­рот, они посте­пен­но воз­вра­ща­ют­ся в легаль­ное поле.

Иро­ния в том, что Ерта­ев, похо­же, сно­ва ока­зал­ся в роли «непо­топ­ля­е­мо­го бан­ки­ра». Его био­гра­фия напо­ми­на­ет сери­ал, где герою мож­но всё: падать, отбы­вать срок, выхо­дить и сно­ва вста­вать в цен­тре собы­тий. В Казах­стане это не про­сто част­ная исто­рия, это демон­стра­ция того, что систе­ма не лома­ет­ся даже мил­ли­ард­ны­ми хище­ни­я­ми. И если вче­ра Ерта­ев был сим­во­лом кор­руп­ции эпо­хи Назар­ба­е­ва, то зав­тра он вполне может стать сим­во­лом её реабилитации.

Қай­рат Қай­кенұ­лы, «D»

Республиканский еженедельник онлайн