В последнее время все чаще поднимается тема китайского присутствия в Казахстане. Возникшие было полтора года назад опасения по передаче КНР 1 млн. гектаров земли в аренду были властью нейтрализованы, но события показывают, что проблема далека от завершения. Одним из подтверждений этому служит обращение Актюбинского областного филиала ОСДП «Азат» ко всем политическим партиям, общественным организациям и активным гражданам страны.
Уже становится очевидным, что идет полное проникновение китайской экономики и китайского влияния в жизнь нашего региона. Это приводит к тому, что регион может потерять свою экономическую, а вместе с ней и социально-политическую независимость.
Китайское проникновение началось с передачи крупных месторождений газа и нефти Актюбинщины и приходом компаний CHПС (Китайская нефтегазовая компания) в нашу область.
Изначально передача сырьевых ресурсов Актобе проходила тайно от народа, в закрытом режиме, с нарушением существующих законов, интересов народа и страны. До сих пор неизвестно, на каких условиях работает эта компания, сколько фактически выкачивается нефти из наших недр, и сколько ежегодно Китай имеет доход от эксплуатации актюбинской нефти и газа, а сколько остается нашему бюджету. Любая страна, в которой работают иностранные компании, безусловно, оставляет себе контрольный пакет, чтобы защитить собственные интересы.
И как случилось, что Китай имеет долю в 94,5%? Ведь известно, что при превышении 30% доли, принадлежащей инокомпании, возникает ситуация потери экономической независимости с вытекающими отсюда последствиями.
После того как Китай стал обладателем львиной доли в CHПС, началось создание дочерних компаний, проникновение в инфраструктуру, создание различных ТОО, АО, фирм разной направленности – таким образом китайцы опутали своими щупальцами большую часть экономики Актобе. И можно смело утверждать, что они поставили своей целью полную китаизацию региона. Есть факты, что огромное количество китайцев работает в китайских компаниях под видом «специалистов», а фактически замещают рабочие должности.
Наши власти твердят, что есть квота завоза иностранных рабочих. Но на деле наши коррумпированные чиновники удовлетворяют любые запросы и прихоти китайцев по завозу рабочих и действуют только в личных интересах.
Казахстанцы, работающие в китайских компаниях, не имеют никаких трудовых прав, зарплаты у них очень низкие, и над ними всегда висит «дамоклов меч» в виде угрозы увольнения.
Китайцы вообще не считаются с казахстанскими рабочими, с ними обращаются как с «бессловесным скотом».
Руководители-казахи, специалисты среднего звена, работающие в китайской компании, по сути выступают как «пятая колонна» у китайцев, лоббируют интересы своих хозяев и вместе с ними нещадно эксплуатируют своих соотечественников, не поддерживая их законных прав.
Ныне китайцы имеют долю: 1. «CHАС Актобе М.Г.» – 94,47%; 2. «КазахОйлАктобе» – 75,0%; 3. «Ланкастерпетролеум» – 87,96%; 4. «Сагиз Петролеум» – 100% (Байганинский район). Это нефтегазовые компании только в Актюбинской области.
Также китайцы имеют долю и в других мелких компаниях, добывающих актюбинское сырье. И в совокупности на долю Китая приходится 97% добываемой в области нефти и 95% газа! На китайский кредит, предоставленный нам (свыше 8 млрд. у.е.) строится СП «Азиатский ГП СNHC и КМГ» – 50% доли которого тоже принадлежит Китаю. Этому СП законодательно предоставлены невиданные льготы в налоговом, таможенном и трудовом законодательстве.
Короче говоря, идет наступление на трудовые и другие права казахстанцев, казахстанские рабочие, работая в китайской компании, на своей же земле стали изгоями и рабами у китайского же «кули» и вытесняются под разными предлогами.
Так дальше продолжаться не может. По некоторым данным, китайцы сейчас добывают за сутки больше, чем Казахстан добывал за месяц при Союзе. Тогда большинство нефтеносных территорий были законсервированы для будущих поколений. Нефть когда-нибудь кончится. Так что же мы оставим будущему поколению? При таком раскладе казахстанцам даже не останется и голая земля, т.к. Китай всеми правдами и неправдами становится хозяином и наших земельных угодий.
Китай проник и в наш агросектор. В регион завозится огромное количество китайской вермишели, картошки, молока, овощей, ширпотреба – тем самым китайцы «забили» отечественных сельхозпроизводителей. Влияют они и на нашу аграрную политику, не допуская развития нашего сельского хозяйства, подкупая наших аграрных и других чиновников, чтобы они не развивали собственные отрасли. Верховная и местная власть в скорейшем времени должны принять все меры, чтобы доходы от актюбинской нефти служили самим же актюбинцам.
Единственным верным решением в создавшиеся ситуации является возврат сырьевых ресурсов, доходы от которых служили бы народу, а не обогащали бы иностранцев. Причем при выкупе надо возвратить ту цену, которые они выплатили первоначально. За 20 лет они с лихвой покрыли свои затраты.
Без этого они и в дальнейшем будут нещадно эксплуатировать наших рабочих, подкупать наших чиновников и вывозить доходы от нашего сырья в свои страны. Учитывая это положение, просим всех присоединиться к нашей акции сбора подписей под девизом: «Вернуть актюбинскую нефть его истинному хозяину – народу». Защитим свою честь, будущее своих детей, своей страны и собственные карманы!
С.Шакибаев,
Н.Кошаманулы,
З.Ермуканов и другие.
г. Актобе
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
• Доля китайских компаний в нефтегазовом секторе Казахстана составляет около 24 процентов, сообщил недавно министр нефти и газа Сауат Мынбаев в ходе онлайн-конференции на Bnews. Отвечая на ремарку о доминировании китайских компаний в нефтегазовом секторе страны, министр заявил, что «по соображениям национальной безопасности Казахстан сдерживает участие тех или иных инвесторов различных регионов мира». «На наш взгляд, на нашем рынке достаточно пропорционально присутствуют компании как европейские, так и американские, китайские, все они работают в соответствии с нашим законодательством… Каких-то остроактуальных действий и необходимости в таких действиях пока не видим», – заявил Сауат Мынбаев.
РАСТЕТ АРСЕНАЛ китайского влияния
Интересы Китая в Центральной Азии растут. Но ему приходится учитывать непростые отношения, существующие между странами региона. Россия хотя отчасти и смирилась с китайским влиянием на регион, но сохраняет свой ключевой голос.
Китай интенсивно продолжает увеличивать свое присутствие в Центральной Азии. Причем эти шаги настолько внушительны, что можно утверждать о созданной Пекином энергетической инфраструктуре в Центральной Азии для снабжения китайской экономики.
В настоящее время отношения выглядят отлично – все стороны получают то, что хотят. Однако если учесть некоторые проблемы Центральной Азии на протяжении недавних лет, то расцвет отношений с Китаем может потускнеть, натолкнувшись на ряд сложных обстоятельств.
Нехватка энергетических ресурсов является главной угрозой экономическим амбициям Китая. Ведущие китайские корпорации подписывают контракты на импорт энергетических продуктов практически по всему миру. По мнению международных экспертов, рост китайской экономики требует больше энергии, и ожидается, что китайский импорт газа радикально возрастет в ближайшие годы.
Китай уже сейчас потребляет 4,1 миллиона баррелей нефти ежедневно, половина которой ввозится из-за рубежа. Импорт газа начнет расти стремительным путем, как только Китай откажется от потребления угля.
После развала СССР Пекин обратил все свои взоры на энергетические ресурсы Центральной Азии. Старт был дан серией соглашений со странами СНГ в апреле 1996 года. Благодаря серии экономических и торговых соглашений, Китай смог довольно быстро и глубоко внедриться на энергетические рынки Центральной Азии. На это Пекину понадобилось чуть больше десяти лет.
Государственная нефтяная корпорация Китая подписала свой первый объемный контракт с Казахстаном в 1997 году. Обе стороны дали добро на строительство нефтепровода длиною 2 238 километров из Западного Казахстана в Китай. Нефтепровод уже функционирует. В 2009 году начал поставки туркменского газа туркмено-китайский газопровод. Эти два энергетических проекта уже сами по себе свидетельствуют о возрастающем влиянии Китая в Центральной Азии.
Но на самом деле это далеко не весь арсенал китайского влияния. Интересы Пекина в регионе выходят за рамки поставок газа и нефти и втягивают практически все страны в зону своего воздействия.
Китайская государственная нефтекорпорация оказывает помощь в поиске и добыче нефти и газа в Узбекистане, включая исследование акватории Аральского моря. Другая китайская фирма, Инвестиционная корпорация Китая, купила активы казахской компании «КазМунайГаз». Это случилось в прошлом году. Китайская сторона заплатила за сделку 939 миллионов долларов.
С помощью Китая в Казахстане сооружается еще одна газовая магистраль, которая сможет доставлять в Китай до 12 миллиардов кубометров газа в год. Не желая полагаться только на трубопроводы, Китай затеял мощный проект железнодорожных связей с регионом Центральной Азии. Есть также план связать отдельным железнодорожным путем Китай, Кыргызстан и Узбекистан с узбекским Андижаном, где с помощью китайских компаний ведутся интенсивные разработки узбекских месторождений нефти и газа.
Китайские фирмы — Государственная атомная корпорация и Гуандунская ядерно-энергетическая корпорация – являются прямыми держателями акций казахских фирм, контролирующих месторождения урана. Национальная компания «Казатомпром» подписала с китайской стороной контракт на продажу казахского урана Китаю. В Узбекистане и Кыргызстане китайские фирмы участвуют в разведке урановых месторождений.
Azattyq.org