«Общественная позиция»
(проект «DAT» №16 (333) от 21 апреля 2016 г.
Возвращаясь к напечатанному
Беспрецедентный судебный процесс с участием 28 адвокатов, поддержавших свою коллегу Айман Умарову, завершился победой. Апелляционная инстанция города Алматы вынесла решение – действия следователя Антикоррупционной службы РК Бауыржана Мужикова, вызывавшего защитника на допрос в качестве свидетеля, признаны незаконными.
Айман Умарова известна нашим читателям как адвокат, защищающая права политзаключенного Владимира Козлова и защитник журналистки информационного портала Nakanune.kz Юлии Козловой по делу о хранении наркотиков.
С 28 марта 2016 года она стала адвокатом Саята Надирбаева, одного из подозреваемых по уголовному делу о хищении денежных средств АО Астана «EXPO-2017», когда он был задержан сотрудниками Антикоррупционной службы по городу Алматы. Сначала адвоката не допустили к своему подзащитному, затем вывозили на следственные действия, не ставя в известность Айман Умарову. После того, как Айман Умарова предала огласке данные нарушения процессуального законодательства в социальных сетях, ситуация вроде бы выровнялась. Однако в субботу, 2 апреля, ее сначала по телефону, а затем уже повесткой пригласили в Антикоррупционную службу по городу Алматы на допрос в качестве свидетеля. Таких повесток от имени руководителя следственной оперативной группы Антикоррупционной службы РК Бауыржана Мужикова было три. После чего Айман Умарова обратилась с жалобой следственному судье, требуя признать действия г-на Мужиков незаконными. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РК, защитник подозреваемого, обвиняемого, а также адвокат свидетеля не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали известны ему в связи с выполнением своих обязанностей. Также она направила заявление в прокуратуру города Алматы. В свою очередь с аналогичным заявлением в Генеральную прокуратуру обратилась Республиканская коллегия адвокатов.
За защитой своих прав Айман Умарова подала жалобу на действия г-на Мужикова Бауыржана следственному судье. 8 апреля следственный судья Медеуского районного суда г. Алматы Бауыржан Кунчаев вынес постановление – в удовлетворении жалобы Умаровой Айман отказать. Таким образом, служитель Фемиды фактически узаконил незаконные действия следователя Мужикова Бауыржана. Причем рассмотрение жалобы прошло без участия прокурора. После рассмотрения жалобы и оглашения постановления Мужиков Бауыржан снова вручил повестку на тот же день.
Ситуация по сути прецедентная и стала принципиальным моментом для всего адвокатского сообщества. Если бы постановление вступило в силу, то тогда адвокатов начали бы вызывать на допросы, и, возможно, такие незаконные действия стали бы традицией…
– Факты вызовов адвокатов, допущенных по делу в качестве защитников при расследовании громких и резонансных дел, к сожалению, формируются уже в сложившуюся практику. Неоднократный вызов на допрос в качестве свидетеля адвоката Умарову Айман этому подтверждение, – комментирует ситуацию председатель Республиканской коллегии адвокатов Анвар Тугел. – Органы уголовного преследования считают, что вызов адвоката не связан с ее профессиональной деятельностью, но никто не отменял адвокатскую тайну. В Законе «Об адвокатской деятельности» четко закреплено, что адвокатскую тайну составляют факт обращения к адвокату, сведения о содержании устных и письменных переговоров с лицом, обратившимся за помощью, и другими лицами, о характере и результатах, предпринимаемых в интересах лица, обратившегося за помощью, действий, а также иная информация, касающаяся оказания юридической помощи. Не может быть у адвоката, который участвует в качестве защитника, каких-либо сведений, не связанных с его профессиональной деятельностью. За разглашение адвокатской тайны защитник несет ответственность.
Известный адвокат Серик Сарсенов считает, что действия следователя направлены на то, чтобы убрать Айман Умарову в качестве защитника.
– Следствие не устраивает адвокат, который мешает творить беззаконие. Если у следствия железобетонные неоспоримые доказательства по делу, смысл идти на такие действия? Значит, там не все в порядке, – говорит Серик Камбарович. – У меня в практике были такие случаи. Чтобы устранить адвоката, вызывают на допрос, либо подсылают агентов в камеру к подозреваемому, уговаривают его отказаться от адвоката, либо подсылают к родственникам, чтобы те отказались от адвоката.
– Я неоднократно заявляла и заявляю, что не буду давать показания. Давать показания – значит предать интересы не только доверителя, но и растоптать себя как адвоката и тем самым запятнать честь и достоинство других адвокатов, добросовестно работающих на этом поприще, и, вообще, поставить под сомнение существование института адвокатуры в стране, – сообщила нам Айман Умарова.
– Гениальность постановления следственного судьи Медеуского районного суда №2 города Алматы Кунчаева заключается в том, что впервые в истории, и не только суверенного Казахстана, суд отказал адвокату в ее жалобе на незаконные действия органа, ведущего процесс по такому требованию. Теперь адвокатов можно допрашивать по уголовным делам, по которым они оказывают правовую помощь своим подзащитным. Это что-то вроде «ноу-хау» в применении закона.
18 апреля состоялось заседание по рассмотрению апелляционной жалобы Айман Умаровой на постановление следственного судьи Б. Кунчаева. Поддержать коллегу вызвалось 28 адвокатов. Кто-то в коридоре суда пошутил – как 28 панфиловцев. Они также стали и официальными защитниками своей коллеги, каждый из них заключил с Умаровой договор об оплате в 100 тенге, чтобы они могли участвовать в процессе на законных основаниях, так как единственным условием, чтобы быть на рассмотрении дела, – это стать участником процесса, остальным допуск закрыт. Представлять интересы А. Умаровой специально из Астаны прибыл и глава Республиканской коллегии адвокатов Анвар Тугел. Заседание проходило в закрытом режиме. За закрытой дверью зала то и дело раздавались аплодисменты. После самых громких и продолжительных аплодисментов дверь зала открылась, и судья Ардак Ешеев ушел в совещательную комнату. Как выяснилось, адвокаты бурно хлопали прокурору Жаркыну Кусаинову, который поддержал все их доводы и требования.
– Это почти что уникальный случай. Прокурор Кусаинов, опираясь на статью 78 Уголовно-процессуального кодекса, потребовал отменить решение суда первой инстанции, – рассказала журналистам А. Умарова.
В итоге апелляционная инстанция в лице судьи Ардака Ешеева постановила жалобу Умаровой А. удовлетворить – действия следователя Антикоррупционной службы РК Бауыржана Мужикова признать незаконными, отменив постановление следственного судьи Б.Кунчаева. Решение суда окончательное и обжалованию не подлежит.
Как рассказала Айман Умарова уже после заседания, Антикоррупционная служба добилась своего, она больше не является защитником С. Надирбаева. Об этом ей сообщил судья А. Ешеев. Надирбаев неожиданно отказался от своего защитника, однако с письменным отказом А. Умарова не ознакомлена.
Владимир ХАРЧЕНКО,
«D»
Поправка
В номере газеты от 14 апреля с.г. опубликована статья («Рамазан Есергепов: Я бросаю Шабдарбаеву перчатку… боксерскую» за подписью журналиста Дилярам Аркин. Через несколько дней после выхода материала к нам в редакцию позвонила Аркин и пояснила, что к этому интервью не имеет никакого отношения (дословно):
«В газету «Караван» обратился Есергепов с просьбой опубликовать его точку зрения на интервью экс-главы КНБ Амангельды Шабдарбаева, – рассказывает журналист. – Проверив предоставленные Есергеповым материалы, редакция и юрист газеты пришли к выводу, что в них не содержится убедительных аргументов, опровергающих слова Шабдарбаева. Поэтому в публикации Рамазану было отказано. Тем не менее, статья была опубликована в «ДАТе», не поставив в известность ни редактора «Каравана», ни самого журналиста. К исправленному тексту я не имею никакого отношения. Поэтому прошу считать подпись под данной публикацией недействительной. С уважением, Дилярам Аркин – спецкорреспондент при главном редакторе газеты «Караван».