Кажется, наш елбасы никак не может избавиться от своего коммунистического агитпроповского прошлого. Недавно (11 октября) на расширенном заседании правительства он сказал: «Сегодня пришлось подвергнуть критике большую часть правительства. О чем это говорит? Думайте… вы же тратите огромные деньги. Государство никогда не выделяло из бюджета столько денег для средств массовой информации. Куда смотрят при рассмотрении бюджета?… Смотришь эти каналы – контента нет, не могут найти. Из пальца высасывают… вместо того, чтобы ряаботать качественно, мы черт-те что делаем, деньги разбазариваем!
СМИ, особенно в государственной части, освещается что угодно, но только не животрепещущие вопросы наши. Задачи СМИ – нести объективную информацию людям и учить людей. Нести знания по современной экономике, по современной политике. То, что происходит внутри государства».
Эти стрелы своего гнева елбасы адресовал министру культуры и информации Мухтару Кул-Мухамеду.
К чему я это? А к тому, что в мире уже господствует цифровая система и не место уже книгам. Особенно если изголодавшиеся издатели будут отдавать контент практически даром. В ближайшей перспективе заокеанский монополист легко может выкинуть с рынка сначала местных распространителей, затем – местных издателей, не важно, электронных или печатных. Ведь капитализм – это такой строй, когда то, чего не хватает, появляется автоматически, пусть даже из-за бугра.
«Книги воодушевляют жить ярче и меняют ход истории. Мы стараемся объединить читающих людей всего мира с тем, чтобы подарить им знания, свободу, культуру и радость», – признался известный в мире библиотекарь Конгресса США Джеймс Б. Биллингтон. Конечно, он прав.
Города, как и нации, умирают, если перестают быть книжными. Городу, как и гражданской нации, но не холопов каких-то авторитетов то ли от власти, то ли от бизнеса, надо найти смысл существования. А он – в книгах.
А поэтому в любом населенном пункте Казахстана должен быть свой центр культуры – книжный магазин. А не «Арақ дүкені». Краеугольный камень развития интеллекта человека – чтение. Если ребенок читает, то, скажу крамольную вещь: даже не важно, что и на каком языке он читает. Отсутствие навыка к чтению ведет к деградации нации.
К великому сожалению, за годы своей Независимости Казахстан потерял свой главный источник духовного обогащения нации – сеть специализированных детских библиотек, того достижения Советской власти, которого не было ни у одной другой страны. Как результат: дети нынешнего поколения даже не знают дороги в библиотеку. Нет кирпичика, то есть любви детей к книгочтению, нет у них страстного желания оказаться в библиотечной атмосфере, где можно шаг за шагом постичь непостижимое, – нет и читателя во «взрослых» библиотеках. Как нет зрителя и контента на отечественных телеканалах, на что сетовал елбасы.
Издательство – такой же бизнес, но только в интеллектуальной, духовной сфере, в отличие от вирусно-виртуальной водочной, где из человека делают обезьяну, иногда с «гранатой в руке». Но в случае с книгоиздательством, учитывая протяженность территории Казахстана и разбросанность населенных пунктов, плюс утерю сети советского «Казахкитап» с его облкниготоргами, без господдержки не обойтись.
Однако во властных структурах до понимания этой простой вещи, кажется, не доходят: до того ли в хаосе нескончаемых реформ и угроз вселенского кризиса?
Но одно неоспоримо: 20 лет книжная отрасль в Казахстане стагнирует из-за отношения к ней власти, в которой пресытившиеся материальным богатством чиновники, зачастую малообразованные (не говорю – малограмотные), которые откровенно демонстрируют свое равнодушие, граничащее с откровенной неприязнью к «сеятелям» «доброго и вечного». Президент же вряд ли сможет даже росчерком своего пера решить проблему вхождения Казахстана в число мировых сильных в интеллектуальном смысле держав, пока страна не повернется лицом к «книжникам».
А на рынке книгоиздательства – полный хаос. Ассоциация издателей и книготорговцев Казахстана попеременно лоббирует интересы то «Алматыкитап», то корпорации «Атамура». Отсюда и недоверие к ней других участников книжного рынка.
В итоге все остаются при своих интересах: издатели-монополисты, за которыми стоят чиновники-олигархи, выигрывают тендеры на выпуск школьных учебников, старые издатели подбирают крохи с барского стола госзаказов и переиздают книги кунаевских времен. Ассоциация ВУЗов Казахстана, собирая дань с расплодившихся университетов и колледжей, не имея в штате ни редакторской, ни переводческой школ (о рецензентах вообще лучше не говорить), тоже «делает» деньги как может.
Авторы же, порой очень даже талантливые, мирятся с тем, что плод их многолетнего труда никому не нужен, а шансы заработать пером равны нулю.
Издатели же не понимают роли книжных магазинов, потому что деньги они имеют не с рынка конкурентной продукции, а высасывают из гостендеров, ставших простой кормушкой для них и тех, кто обеспечивает им так называемую победу на тендерах на госзакупку.
Понимание того, что происходит, – это полное отсутствие понимания того, что происходит. В Казахстане книжная отрасль лишена здорового механизма государственно-правового регулирования, позволяющего на современном уровне сделать издательский бизнес инвестиционно привлекательным. Да и не только в этой сфере.
У нас отсутствует единая государственная политика и нормативно-правовая база в области культурной индустрии. А знаете почему? Потому что ее наличие не позволило бы хапать общенародную собственность узким кругом лиц, сжигать народные сбережения через искусственную инфляцию, складывать все «в подушку» ФНБ «Самрук-Казына», зарабатывать на безбожных процентах», обкладывать реальный сектор через многочисленные НДС один и тот же товар в длинных цепочках технологически сложных производств той же рубашки или печатной книги. Проще импортировать. Так надо же заменить НДС одним налогом с продаж конечной продукции в 5%. Не отсюда ли проблемы с кластерной экономикой? Нужно ведь всего лишь создать нормальный инвестиционный климат в перерабатывающих отраслях через нормальные инфраструктурные законы.
Но нет же. Отсасывая все ресурсы по вертикали вверх, а затем строя потемкинские деревни на деньги налогоплательщиков, чиновники разрезают ленточки на церемонии якобы открытия новых предприятий, бьют в фанфары агитпроповской колеи и во славу КППС – НДП «Нур Отан» (извините, уже без буквы Н – «народная» в названии). А потом елбасы делает удивленное лицо: почему завод или коровник не работает?
Чиновники тупо «делают» глаза. И в ответ елбасы тишина. Ответ же прост: деньги, инвестируемые в реальный сектор экономики из бюджета, напрямую попадают в руки чиновников, а не предпринимателей, осваивающих их, а не инвестирующих.
Инновационная деятельность никогда не родится по вертикали монолога агитпропа и выделения трансферов. Она требует инвестиционных условий вызревания идеи, она обрастает соответствующей философией, проводится тендер на разработку, подбирается инструментарий, выделяются финансовые ресурсы на различных этапах от идеи до конвейерного производства.
Международные и национальные стандарты, включая стандарты в области формирования и распространения информации, должны играть важную роль в построении казахстанского информационного пространства. Иначе оно окажется незащищенным, что может привести к его «цивилизованному» захвату, «легальному» информационному пиратству, в том числе со стороны возможных партнеров Казахстана по ВТО.
Вопросов много. В основном они связаны с несовершенством или отсутствием законов и технических регламентов (например, закона «Об издательской деятельности»).
Казалось бы, самое малое – некачественное библиографическое и редакционно-издательское оформление изданий. Но и оно способно принести вред не только конечному потребителю, но и нарушить процесс идентификации автора, издателя, произведения, издания, а также привести к утрате или фальсификации данных, препятствовать созданию информационной платформы регистрации авторских и смежных прав. Действующее законодательство в области защиты авторского права и интеллектуальной собственности не регламентирует обязательное соблюдение стандартов. А ведь этот базис необходим для развития как книжной индустрии, так и рынка интеллектуальной собственности.
Данный сектор, к сожалению, все больше и больше оказывается непривлекательным для инвесторов.
Усугубляет положение и налоговое бремя, усиливающее неуверенность в книжной отрасли, способствующее развитию пиратства и разрушению связей между автором, издателем, распространителем и потребителем. В таких условиях малые издательства, независимые книжные магазины, особенно в регионах, просто не выживут. Мы, субъекты медиарынка, просто задыхаемся от отсутствия полезных для общества законов. Защищать свой народ, защищать малый и средний бизнес – прямая обязанность государства, в том числе парламентского корпуса, который как законотворец должен участвовать в формировании отечественной книжной индустрии.
Считаю, что при НЭП «Атамекен» нужно создать подкомитет по структурированию деятельности инноваций в сфере массовой информации и коммуникациям и интеллектуальной деятельности. Полагаю, что нынешнее руководство «Атамекена» сумеет отработать проекты и выработать свое видение в решении этой проблемы.
XXI век – глобалистический век, открывающий двери для множества контактов, создающий мир без границ. Однако в Казахстане, к великому сожалению, книгоиздательская отрасль, как одна из важных составляющих «мира без границ», законсервировалась в монологе тендерно-агитпроповской аллилуйи.
Калу ТОКТАБУЛАТОВ,
г. Уральск