Арест Касабекова – ПОДКОП под Касымова?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №22 (386) от 8 июня 2017 г.

 

«Звездные» войны

 


Новости о громких задержаниях преступных сообществ с участием полицейских настолько участились, что уже не вызывают удивления. Конечно, похвально, что ведется работа по выявлению оборотней в погонах. Однако системность последних задержаний наводят на мысль, что кем-то ведется целенаправленная работа по дискредитации органов внутренних дел, с дальнейшим прицелом на его первого руководителя Калмуханбета Касымова. Иначе откуда такая активность, ведь нехватку оборотней казахстанская полиция никогда не испытывала.

Но обо всем по порядку. Начнем с вызвавшей большой резонанс спецоперации КНБ РК по нейтрализации организованного преступного сообщества в городе Алматы.

 

Так, в ночь с 29 на 30 мая в Алматы Комитетом национальной безопасности совместно с прокуратурой и Министерством внутренних дел РК проведена спецоперация по пресечению деятельности организованного преступного сообщества (ОПГ), занимавшегося вымогательством денежных средств с предпринимателей, организацией каналов контрабанды через государственную границу РК с КНР и другими общеуголовными преступлениями, включая похищение людей и заказные убийства. В результате спецоперации были задержаны 17 членов ОПГ, а также подозреваемый в связях с ней якобы экс-начальник РУВД Ауэзовского района полковник Бахыт Касабеков.

Предъявленные обвинения Касабекову более чем серьёзные, и они совсем не на руку самой полиции, поскольку наносится серьёзный урон и без того запятнанному мундиру. Однако не следует забывать, что инициатором спецопераций выступают чекисты, которые без железных аргументов в подобные дела не лезут. Поэтому само МВД никак не могло повлиять на ход дела, кроме как оказать содействие.

Как было отмечено выше, задержания полицейских приобретают системный характер. Приведём несколько примеров. В декабре 2016 года в Астане задержан бывший заместитель руководителя департамента криминальной полиции МВД РК, полковник полиции Рахат Аханов, который подозревался в покровительстве преступной группировке, промышлявшей хищением нефти и нефтепродуктов в Актюбинской области.

В октябре 2016 года в Атырау по подозрению в превышении власти в целях извлечения выгоды, совершенное в группе, задержан начальник криминальной полиции ГУВД города Нурболат Кабдешев. Поводом к его задержанию послужили показания сотрудника ГУВД Атырау 23-летнего Манарбека Утеуова и некоего Асана Курбанбаева, которые обвинялись в убийстве гражданина Узбекистана, совершенном ими в августе 2015 года. Манарбек Утеуов не отрицал своего участия в убийстве. Более того, он начал давать показания, обвиняя коллег по службе и вышестоящее руководство в многочисленных преступлениях.

В декабре 2016 года в Акмолинской области задержан полицейский, подозреваемый в убийстве своего коллеги – старшего лейтенанта полиции Д.Еламанова. Как выяснилось, убийство совершено на почве личных неприязненных отношений полицейских.

Не так давно в Шымкенте задержаны трое полицейских ДВД ЮКО по подозрению в перевозке и хранении наркотиков.

Мы привели неполный перечень громких задержаний сотрудников полиции. Однако и этого вполне достаточно, чтобы обвинить министра Касымова в ненадлежащем исполнении им своих функциональных обязанностей и утрате контроля за своими подчиненными. Более того, по нашим инсайдерским сведениям, задержанный полковник Бахыт Касабеков является, как у нас принято говорить, «человеком» начальника ДВД по г.Алматы генерал-майора Серика Кудебаева, который, в свою очередь, вхож в команду министра Касымова. Что из этого следует. А следует то, что дискредитация первых двух высокопоставленных чинов крайне негативно может отразиться на карьере последнего. Хотя вряд ли. Министр Касымов из когорты непотопляемых, несмотря на все скандалы.

Но попробуем ответить на простой вопрос: зачем кому-то понадобилось дискредитировать полицию и тем самым сместить главу МВД?

Любой интерес к высокопоставленной должности имеет политическую и экономическую составляющую. Начнем с политической. При неминуемом транзите власти кресло главного полицейского страны с его штатом в десятки тысяч сотрудников будет играть не последнюю роль в этом процессе. Соответственно, каждый клан властного олимпа Казахстана заинтересован, чтобы в кресле министра внутренних дел был его человек.

В части экономического интереса должности министра приведем самый примитивный пример. За три года только в г. Алматы 100 камер видеонаблюдения на дорогах собрали 28,6 мдрд. тенге штраф за нарушения ПДД. А теперь умножьте эти миллиарды на количество камер видеонаблюдения по всей стране. Из этого следует, что МВД РК из органа, обеспечивающего правопорядок на наших улицах, превратился в орган по сбору штрафов, которыми затыкают дыры бюджета. Более того, оборотные средства штрафов, счет которых исчисляется миллиардами, просто не может не привлекать любителей наживы за счет простых налогоплательщиков, в которых, как мы все знаем, Казахстан нехватки не испытывает.

Димаш АЗАМАТОВ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн