БАЙКИ ИЗ СКЛЕПА Ак Орды

(Начало в номерах за 3, 17 февраля 2010 г.)

Президент Казахстана полностью произвел реинкарнацию партийной номенклатуры советской эпохи. У нас в правительстве многие министры владеют технологическим укладом двадцатилетней давности. Процесса обновления этой части госаппарата не наблюдается. Каким образом с управленцами «вчерашнего дня»  можно осуществить форсированную индустриализацию и политическую модернизацию – большой вопрос.

Такие планы не могут быть воплощены без субъекта модернизации, то есть соответствующего полноценного класса, для которого обновление страны есть не фиктивная кампания, спущенная сверху, а вопрос выживания и, если угодно, вопрос постепенного прихода к власти.

Для того чтобы воплотить  в жизнь  модель обновления, нашей власти придется осваивать такие вещи, как общественный договор, консенсус элит, долгосрочное планирование и социальная ответственность. Можно ли этого достичь, опираясь на консервативную часть элиты, которая будет всячески тормозить модернизационный проект, и пытаться перевести  его в режим  очередной пропагандисткой  кампании?

Модернизация по-казахски

Чтобы поколение модернизации поверило власти  и включилось в обновление страны, власти нужно осуществить политические реформы. Действующий режим только за послед­ние два-три месяца опустил поколение модернизации ниже плинтуса. А о политических реформах можно сказать, что они приобрели противоположный от международных стандартов вектор развития. Сегодня главным тормозом  осуществления модели обновления страны  является действующий политический истеблишмент.

В настоящее время  наша элита не может мыслить категориями  технологической политики, потому что она до сих пор заражена вирусом мыслить и действовать в парадигме управления финансовыми потоками,  лоббирования нужных им законов, распределения прав собственности и перераспределения властных полномочий.

При этом действующий режим  в очередной раз призывает к некой мобилизации, выраженной в реализации «национальной стратегии». Кстати, еще два года назад нас призывали встать под знамена национальной идеи, именуемой «войти  в топ-50-ку конкурентоспособных стран мира». Власть в очередной раз берет на вооружение мобилизационную модель модернизации, отказываясь от эволюционной.

Впрочем, это и не мудрено, так как  у нас более полувека формировался  стереотип «долгого раскачивания» в состоянии  полубездеятельной нирваны с последующим лихорадочным напряжением поджилок всей страны в условиях тотального дефицита времени. Почти все модернизации в истории нашей нации  проходили в режиме авральной мобилизации. Видимо, подобный «рваный»  ритм развития стал национальной особенностью. Цена таких  рывков:  страдания людей,  изломанные судьбы, утрата интеллектуального капитала, подрыв стремления к индивидуальной инициативе.

Президент призывает в своем Послании стать предпринимателям в авангарде новой экономики, основанной на диверсификации, инновациях и модернизации. «Ядром диверсификации будет предпринимательство. Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на се­бя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации. Именно предприниматели яв­ля­ются движущей силой модернизации экономики», – бы­ло заявлено главой государства. Однако то, что было сказано в Послании, буквально через несколько часов  прозвучало уже  в несколько ином контексте и тональности. На политбюро «Нур Отана»  в адрес предпринимателей и акимов регионов звучал явно не комплиментарный тон. В достаточно категоричной форме Нурсултан Назарбаев  потребовал, чтобы предприниматели правильно оценили появление новых возможностей, всерьез занялись разработкой эффективных стратегий по выходу на новые рынки, наращивали конкурентные преимущества. «Должны были акимы давным-давно собрать всех своих бизнесменов, промышленников и разобраться, как они выйдут на рынок Таможенного союза, – напомнил президент. – Должны были уже давно посмотреть в соседних областях в России, в Белоруссии – чем они могут торговать, какие изделия они могут сюда поставлять, и уже вовсю работать и пользоваться. Эту работу с предпринимателями нужно проводить, не дожидаясь прямых указаний и критики», – подчеркнул Назарбаев.

Вот здесь-то в очередной раз наблюдается расхождение слов с делами.  Во-первых, региональные власти больше озабочены поддержанием спокойствия в обществе, а не развитием перспективных направлений бизнеса, и в наступившем году едва ли пересмотрят свои приоритеты.

Во-вторых, в последнее время наблюдалась опасная тенденция, когда СМИ проводили в общественное сознание идеологему о том, что отечественные предприниматели ничего не предпринимают, а в сфере инноваций бизнес ведет себя очень инертно. Что в настоящее время главным двигателем  инновационного развития  является только государство. Видимо, подобного рода риторика являлась составной частью  процесса своего рода «раскулачивания мироедов», то есть так называемой национализации, или возвращения в лоно государства  значимых активов стратегически важных отраслей экономики страны.

Хотя иного и быть не могло. Когда система насквозь пронизана коррупцией, кумовством и правовым беспределом, а отечественный бизнес находится под постоянной угрозой рейдерского захвата, поборов со стороны  фискалов и других проверяющих органов, то предприниматели сначала тысячу раз подумают: внедрять ли им инновации в производственный процесс, если достаточно высока вероятность потерять бизнес.  Слишком непредсказуемой в отношении сохранения права собственности является наша система. Наверное,  поэтому вкладывать средства в умную экономику или «бережливое производство» наши бизнесмены не спешат, предпочитая вкладывать средства в недвижимость, активы за рубежом. Им более комфортно «меряться»  «форбсами» и курсом акций, нежели своими успехами в модернизации.

Без права на право

В своем Послании глава государства в кон-тексте политической модернизации  важную роль отвел   правовой реформе. Напомним, что о необходимости  проведения этой реформы говорится ежегодно на протяжении почти десятилетия.

Несмотря на то, что на протяжении всего прошлого года  все силовые органы – МВД, финпол, КНБ, Генпрокуратура – официально отрицали какое-либо межведомственное противостояние, президент страны с высокой трибуны достаточно ясно обозначил основной изъян правоохранительной системы. «Сегодня, к сожалению, нам всем видны …проблемы, возникшие из-за неэффективного управления, конфликта функций правоохранительных органов, отсутствия надлежащей кадровой работы, а также отсутствия прозрачности и контроля за деятельностью правоохранительной системы страны», – сказал  глава государства.

Реакция правоохранительных органов  на требования оптимизации системы была не новой. Так, министр внутренних дел Серик Баймаганбетов счел необходимым освободить ведомство от несвойственных ему функций путем передачи медицинских медвытрезвителей в ведение Министерства здравоохранения, а центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (ЦВИАРН) – Министерству образования и науки.

Напомним, что подобного рода предложения уже звучали в январе 2007 года, и тогда Минздрав довольно прохладно  встретил данную инициативу. При этом главным доводом стало то, что функции медвытрезвителя – это протрезвить человека, оберечь пьяных людей от противоправных действий. Согласитесь, что это больше функция охранных органов, нежели сферы здравоохранения.

Также руководителям МВД было предложено переименовать департаменты внутренних дел в отделы полиции. Уж не знаем, насколько данная мера  позволит системе МВД продвинуться к современным международным стандартам, но то, что это не меняет ситуацию, когда  полиция фальсифицирует раскрытие преступлений в целях демонстрации роста числа раскрытых преступлений, когда пытают подозреваемых и задерживают невиновных, абсолютно ясно всем.

Однозначно то, что, несмотря на декларируемые цели,  радикальной реформы  системы правоохранительных органов не произойдет по следующим причинам.

Во-первых, реформа в своих радикальных вариантах предполагает оптимизацию. То есть работы могут лишиться многие сотрудники  силовых органов. Армия  оставшихся без работы полицейских сама по себе вызывает  опасения, а в кризис она опасна вдвойне, так как не известно, в каком месте и каким образом будут востребованы умения и навыки силовиков. Система может быть деморализована. А дееспособность, например, МВД  в условиях нарастания протестности населения – это уже вопрос политический.

Во-вторых, любая  кардинальная реформа  имеет вполне реальную цену, и, чем масштабнее преобразования, тем выше цена. И надо честно признаться, что в настоящее время  средств на  большой проект реформы правоохранительной системы объективно нет.

В-третьих, по законам политического жанра, накануне предстоящих крупных политических кампаний (а среди них ближайшая – это  выборы президента страны), если они, конечно, не будут сопровождаться  золотым дождем соцвливаний  и раздачей «слонов» малоимущим слоям населения,  масштабные реформы не проводят. Слишком велика  составляющая негативных издержек.  Традиционно такие реформы проводят в первый год после выборов.

В-четвертых, реформы в Казахстане – это сложная производная аппаратно-клановой борьбы  под ковром. Проблема в том, что на аппаратном уровне реформа правоохранительной системы у нас  будет рассматриваться не с точки зрения создания эффективной  и безопасной для общества системы,  а с точки зрения, какие кланы усилятся или ослабнут. В итоге это может привести к жесткому противостоянию, «ментовским войнам» и даже потере контроля над силовиками. Пожалуй, это не устроит действующий режим,  сила которого зиждется на авторитаризме и подавлении, в том числе руками правоохранительных органов.

В-пятых, глубокая реформа правоохранительной системы, под которую изначально попадает МВД, не может  пройти изолированно  от других вопросов организации  всей силовой системы, например, вопроса о следственных органах, что уже затрагивает интересы прокуратуры или КНБ. Ни одна из этих структур без боя свои полномочия  не отдаст. А это опять межведомственная война и «разбалансировка» вертикали власти.

Итак, глава государства призвал нацию засучить рукава  в новых условиях, руководствуясь лозунгом мира «Обновляйся или умри!» С прос­тыми гражданами  в этом отношении все понятно.  Только вот способна ли нынешняя власть  уйти со сцены,  если сама – от кончиков пальцев ног до – макушки не готова к обновлению?

Артур САДВАКАСОВ

Республиканский еженедельник онлайн