«Общественная позиция»
(проект «DAT» №40 (404) от 02 ноября 2017 г.
С интернета по файлу
Что общего между казахскими «байгушами»,
русской деревней и украинским художником Т.Шевченко?
После «добровольного присоединения» Казахстана к России казахи сполна испытали на себе тяжесть колониальной политики. Массовый захват земель, запреты на пользование сенокосными угодьями, порубку леса, пользование крупными источниками воды, на рыболовство резко ухудшили качество жизни казахских племен и родов.
С них начали взиматься новые налоги – ясак, ремонтный сбор (по одной голове с каждой сотни скота), сбор с байгушей (50 копеек в месяц). Губительными для аулов были так называемые «воинские поиски» – карательные экспедиции.
Вот как описывает «байгушей» Е.Бекмаханов в своей книге
«Казахстан в 20–40-е годы XX века» (стр. 88–89): «Самую пауперизованную часть казахов составляли байгуши. Байгуши (по-казахски – байғұс значит бедняк) – это обедневшая часть казахов, в поисках заработной платы уходившая к прилинейным станичным казакам. В первой половине XIX в. они составляли значительную группу. По данным Артемьева, только лишь по одному Младшему жузу они составляли около 20 тыс. душ обоего пола. Байгуши, за ничтожную плату нанимаясь к прилинейным зажиточным казакам, пасли их скот, пахали землю и справляли различные виды домашней работы. Часть байгушей работала на рыболовных промыслах. Кроме того, некоторые байгуши оставались при баях и работали в качестве домашних ремесленников.
О положении таких байгушей один из очевидцев писал: «В другой кибитке вы увидите, как поодаль от огня, ближе к двери сидит, поджав ноги, на голой земле, пожилой байгуш (бедняк) и за кусок мяса тянет большой швейной суровой ниткой безобразные сапоги, прокалывая наперед кожу шилом. Изорванная джабага и засаленная тюбетейка говорят о его бедности, занимаемое в кибитке место свидетельствует о его ничтожестве. Между тем, в глубине кибитки, около нагроможденных сундуков, на бухарских одеялах покоится сам хозяин, в шелковом бешмете, в одной руке у него табачный рог, а другой он важно поглаживает бороду».
Один из казахских поэтов (Шортанбай) в следующих строфах характеризовал тяжелое положение казахских бедняков:
Тяжело у нас бедняку:
При зимовке он круглый год.
Роет летом бедняк арыки,
Вплоть до осени сено гребет,
День и ночь работает он
И не знает чем проживет,
Вечно голоден, гол, разут,
Нет покоя от тяжелых забот.
Теперь что касается российской деревни Байгуши, которая находится всего в 11 км от древнего русского города Владимира.
Местные жители не знают, откуда произошло название деревни, скорее всего от бывших хозяев данных земель – финно-угорских племен, а, возможно, от тюркских народов, например, слово «байгуш» встречается и в башкирском языке. Кто знает, возможно, наши сородичи добрались до земель, которые находятся недалеко от самой Москвы?
А. И. Левшин в своем «Описании киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей», то есть казахских степей в 1832 году пишет о том, что «…В заключение скажем о привязанности киргизов к своему отечеству или, лучше сказать, к земле своей. Благоразумнейшие из них очень чувствуют, что безначалие и раздоры долго еще не позволят им наслаждаться благоденствием народным, но все хотят лучше терпеть, нежели оставить те места, на которых родились и взросли, тот образ жизни, к которому привыкли.
Правда, что несколько тысяч кибиток вынуждены были навсегда перейти из степей своих в пределы России; множество бедных, или так называемых байгушей, и теперь переходят внутрь границ наших, но большая часть их, невзирая на спокойствие, которым теперь пользуются, и на богатства, которые приобрели в России, желают возвратиться на Родину.
Поселенные между башкирами, беспрестанно бегают за границу; байгуши, живущие у русских в работниках, нажив что-нибудь порядочное, спешат к своим соотечественникам в орды; из 7 или 8 000 кибиток, водворившихся в Астраханской губернии, почти третья доля в 1820 году возвратилась (в 1824 году киргизы сии вторично перешли в Астраханские степи) в прежние кочевья.
Мы не могли без особенного удовольствия смотреть на сих последних, когда они перешли чрез Урал, и, ступив на отечественный берег свой, прыгали от радости и целовали землю…».
Что касается украинского художника Тараса Григорьевича Шевченко, ему в 1847 году «под строжайшее наблюдение начальства» запрещалось писать и рисовать до самого окончания ссылки, который проходил на территории Казахстана. Но благодаря ему остались и несколько рисунков, касающихся казахских «байгушей».
Вот такая история, в котором переплетены казахские «байгуши», русская деревня и великий сын украинского народа Тарас Шевченко!
Yvision.kz