БИТВА «ГЛУХИХ» С НЕЗРЯЧИМИ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №20 (291) от 21 мая 2015 г.

 

Нравы

 

 

 

В день предполагаемой публикации статьи в нашей газете, неделю назад в Астане состоя­лась пресс-конференция Общественного объединения «Казахстанское общество слепых» (далее – КОС), история которого начинается с 1937 года.

 

С тех пор инвалиды по зрению выживали, как могли, стараясь как можно меньше досаждать государству своими проблемами. А в 1954 году КОС и вовсе перешел на самофинансирование, т.е. обеспечение развития предприятий за счет собственных средств. Коренной поворот к лучшему в деятельности КОС наступил, когда в 1983 году его возглавил тоже незрячий Байболат Аубакиров (на фото). Его руководство оказалось настолько успешным, что кое-кто из членов КОС заподозрил Аубакирова в не совсем чистоплотных делах, в частности, в хищениях, растрате, незаконной продаже объектов недвижимости ОО, невозвращении денежных средств из-за границы.

На протяжении более трех лет Общественное объединение «Казахское общество слепых» (далее – КОС) подвергается массированному прессингу со стороны правоохранительных органов г. Астаны.

Поводом для многочисленных проверок деятельности ОО «КОС» с проведением бухгалтерского аудита и выемкой документов финансово-хозяйственной деятельности, привлечением к проверкам сотрудников налоговых органов, стала коллективная жалоба нескольких человек.

Дважды – в апреле 2012 года и ноябре 2013 года – ДБЭКП по г. Астане по итогам доследственных проверок отказал в возбуждении уголовного дела в отношении Аубакирова за отсутствием состава преступления. С данными выводами органа финансовой полиции согласилась столичная прокуратура. Следует отметить, проверке подверглась финансово-хозяйственная деятельность ОО начиная с 2002 года.

Тем не менее, уголовное преследование продолжается. Уголовное дело уже возбуждает следователь УВД Есильского района Б. Кошербаев по статье УК РК «Присвоение или растрата, т.е. хищение чужого имущества, вверенного виновному».

Из документов, представленных редакции «ДАТа», следует, что расследование проходит с вопиющими нарушениями УПК. К примеру, копию постановления Аубакиров получил в феврале 2014 года – спустя более чем год после его принятия. Правда, за нарушение требований УПК в отношении следователя был внесен акт прокурорского реагирования.

Далее события развиваются непредсказуемым образом. Своим постановлением от 10.10.2014 г. руководитель следственной группы СД МВД РК, капитан полиции Е. Кульжанов переквалифицировал действия Аубакирова на другую часть этой же статьи – «в крупном размере».

Следует отметить, по материалам дела ущерб от деятельности ОО никому не причинен, «крупный» размер» не установлен, т.е. вообще нет суммы хищения. Тогда как решениями судов установлено: некоторые авторы жалобы имеют значительные долги перед ОО «КОС». Так, Ш. Карибаев украл типографское оборудование, был осужден условно на 2,5 года, по решению суда он должен вернуть в кассу КОСа 22 млн. тенге, но так как является инвалидом, то долг, по-видимому, будет возвращать в течение всей своей жизни. С. Бутаева, будучи директором УПП (учебно-производственное предприятие), назначила себе незаконно более 2 млн. тенге. Кроме того, после увольнения прихватила с собой компьютер, содержащийся на балансе УПП, со всей базой бухгалтерских данных. По этому факту УВД Алматинского района г. Астаны возбудило уголовное дело еще в ноябре 2012 года. Однако странным образом оно то закрывается, то после решения суда или соответствующего постановления органов прокуратуры опять возбуждается. Словом, волокитится все эти годы. Другой подписант жалоб А. Наурызбаев должен КОС около 800 тыс. тенге.

По жалобам названных выше лиц органы следствия финансовой полиции и горпрокуратуры проверили факт купли-продажи ОО «КОС» здания столовой бывшей прядильной фабрики в г. Астане, которое было приобретено за 35 млн. тенге, а продано за 58 млн. тенге. Вырученная от сделки сумма была потрачена на нужды ОО, что подтверждается справкой о результатах проверки от 14.03.2013 года за подписью прокурора управления прокуратуры г. Астаны        К. Куликешева. Тем не менее, говорит президент ОО «КОС», МВД считает, что мы продали здание в два раза дешевле. Якобы упущенная выгода и преподносит это как хищение и растрата.

– У нас была земля в Каскеленском районе, в течение многих лет она не осваивалась, так как там местность неровная. Центральное правление ОО решило обменять землю, но госорганы не дали разрешение. Видимо, кому-то наша земля нужна оказалась. Решили отдать в аренду на 49 лет. Нам отказали в регистрации аренды. Я отправил комиссию туда, купили 1 га участка на 37 млн. 600 тыс. – 2,5 тыс. доллара за сотку. Теперь оппозиция в лице жалобщиков говорит: Аубакиров купил дорого. Гектар земли они оценили по 100 тенге за квадратный метр и заявляют, что я злоупотребил служебным положением. Мы бы все равно купили, потому что надо строить санаторий. Есть решение ЦП, в смете сумма предусмотрена. Но из-за этих жалоб и проверок строительство заморожено. Выходит, я не должен выполнять решение ЦП, а должен выполнять претензии правоохранительных органов и решение этой группы людей. Это прямое вмешательство со стороны МВД во внутренние дела КОС, – возмущается Байболат Аубакиров.

Следует отметить, следователи МВД признают авторов жалоб потерпевшими. Но согласно закону об общественных объединениях, члены КОС не имеют права не только на имущество объединения, а даже на членские взносы. Собственником имущества является только ЦП, в составе которого 17 человек. Президент КОС – должность выборная и подотчетная ЦП, у которого нет имущественных претензий к Аубакирову. А коль так, то и потерпевших не должно быть. Однако следователи, видимо, этого понять не хотят. Аубакиров у них пока в статусе подозреваемого.

Тут уместна небольшая ремарка. По словам Аубакирова, в 1997 году он добровольно отказался от должности и ушел в преподавательскую деятельность, занимался частным бизнесом. За время его отсутствия в КОС сменилось много президентов. В 2002 году те же Наурызбаев, Бутаева пригласили его обратно. «Когда я уходил, на счету КОС было 43 миллиона тенге, когда вернулся – 60 миллионов тенге долгов только по аппарату ЦП, предприятиям вообще долги были большие. Лет 10 мне пришлось все исправлять», – вспоминает он.

И все-таки, почему так всесильны авторы жалоб, почему правоохранительные органы явно лоббируют их интересы, вопреки требованиям законодательства? Ведь согласно ст.4 закона об общественных объединениях, государство не должно вмешиваться во внутренние дела общества, а общество – во внутренние дела государства. Конституция глаголет о том же. Кроме того, известно, что решением главы государства был объявлен мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса до 1 января 2015 года. Однако его Указ не указ для подчиненных министра Калмуханбета Касымова. Они, как липу, трясли КОС и в период действия моратория. Мало того, до сих пор не вернули предприятиям КОС финансовые документы, ссылаясь на то, что многие из них утеряны. Сегодня деятельность многих предприятий парализована, они несут значительные убытки. Обращения руководства ОО «КОС» и адвокатов о прекращении уголовного дела, заказном его характере с целью авторов жалобы свергнуть с должности президента ОО натыкаются на глухую стену. Если так, значит, кому-то это выгодно?

– Видимо, кто-то за ними (авторами жалоб – Ред.) стоит, потому что Верховный суд в нарушение закона восстанавливает уволенных из них, правоохранительные органы не признали меня виновным, обвинение не предъявили, а распространяют слухи о хищениях – 7 млрд. тенге. На судебном процессе я говорю следователю, что есть презумпция невиновности, а он мне: а я сказал то, что они (авторы жалоб – Ред.) мне сказали. Чувствую, что есть заказ. Но трудно сказать, кто именно заказчик, который, может, имеет какой-то интерес к имуществу КОС, – отвечает на вопрос журналистов Б. Аубакиров.

А имущества у КОС немало: 29 предприятий, существующих от прибыли за выпуск производимой продукции, значительные земельные участки во всех регионах. С 2012 года все областные филиалы КОС тоже переведены на самофинансирование. Чтобы они могли участвовать в тендерах по госзакупкам, создали корпоративные фонды. Начата работа по переводу на самофинансирование и районных и городских филиалов.

Байболат Аубакиров – член правления Всемирного союза инвалидов, Всемирного союза слепых. В упомянутой справке проверяющих указано, что ни тиына государственных средств он не потратил на свои зарубежные командировки. И не мог потратить, так как, повторюсь, КОС на самофинансировании. «Когда бывают Генеральные ассамблеи, меня приглашают. Бывает, они оплачивают, иногда за счет средств КОС. В смете ежегодно предусматриваем средства на командировки. И каждый год отчитываемся по исполнению сметы перед ЦП, которое утверждает его», – пояснил Аубакиров на пресс-конференции.

«Оппозиция», как называет он своих оппонентов, тем не менее может мирным и законным способом отстранить неугодного им Аубакирова. Для этого она должна собрать одну треть подписей членов КОС и провести внеочередной съезд. Однако на это она не идет, потому что знает провальность затеи. А посему пытается свалить его руками органов МВД, которые явно им потворствуют. Тому косвенное доказательство – последний документ, полученный Аубакировым в ответ на свою жалобу о незаконном возбуждении уголовного дела. Подписавший его заместитель начальника следственного департамента МВД Б. Кожамбердиев (исполнитель тот же Кульжанов) пишет, что «возбужденное уголовное дело в настоящее время расследуется». И тут же: «В ходе расследования выявлены факты злоупотребления полномочиями со стороны Вас, …который вопреки интересам этой организации … нанесли существенный вред интересам инвалидов и других членов общества». Расследование еще не завершено, а следователь априори сделал выводы о «существенном вреде». Как хотите, так и понимайте.

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн