«Общественная позиция»
(проект «DAT» №12 (329) от 24 марта 2016 г.
О чем пишут в мире
В Казахстане последняя смена власти произошла в конце 80-х годов, когда после Кунаева на олимп пришел Назарбаев. Прошли годы, и наступило время, когда о переменах вновь заговорили. Известно, что и ранее были попытки смены власти и о своих амбициях громко заявляли разные люди, но их судьба теперь больше связана с пребыванием за рубежом. Оппозиции также практически не существует.
Но есть люди, мечтающие о кресле президента. И Назарбаев как опытный дворцовый политик, конечно, догадывается об амбициях соперников, но вида не показывает. Иногда он прилюдно унижает высокопарных льстецов, демонстрирующих свою холопскую верность. А тем временем за спиной шефа, без привлечения внимания, они строят свою маленькую империю, обрастают необходимыми связями, заводят дружбу с нужными людьми. В надежде, что случай подвернется…
К примеру, имя Нурлана Нигматулина в последнее время на слуху. А открыто проявил он себя несколько лет, назад, лет еще при жизни всемогущего Владимира Ни, к которому пытался найти дорожку во время противостояния профсоюзов и руководства компании «Казахмыс». После поездки на Балхаш, который в последние годы стал вотчиной братьев Нигматулиных, Нурлан доложил В.В. Ни, что вместе с прокурорами и милицией разобрался в конфликте и поставил бунтарей на место. «Я всем прямо сказал: моя фамилия – Нигматулин и я не допущу раскачивания лодки. Если нужно будет, этих негодяев посажу. Так и передайте шефу».
Конечно, такой подход был по душе старому соратнику президента, который был обеспокоен ситуацией близкого ему предприятия. А глава региона этим разговором наконец-то растопил сердце дедушки Ни, мнение которого всегда ценил Назарбаев. После этого при любом удобном случае свои региональные победы он раздувал до республиканских масштабов и обязательно ставил в известность Владимира Васильевича в надежде на то, что это дойдет до ушей президента. Говорят, что доходило…
Затем Нурлан перебрался в Астану также не без помощи Ни, замолвившего слово за прыткого малого. Кончину дедушки переживал как трагедию – ведь связь, в том числе с Самим, оборвалась словно оторвали от материнской груди. Недолго погоревав, начал строить новые отношения, попутно принялся за семейный бизнес, да и дети выросли, начал их пристраивать на хлебные места. Боясь огласки в явной протекции, уговорил сыновей поменять фамилии. Теперь они просто Нурлановы.
Против кого
дружить будем
Он умеет дружить с нужными людьми и знает, против кого дружить. В первую очередь, закидывает мосты к главной семье. Правда, в свое время поступил опрометчиво, завязав дружеские отношения с Рахатом Алиевым. В старшем зяте он увидел потенциального соратника на будущее, но когда понял, что тот поднимает руку на тестя, испугался, что может сам попасть в немилость. Поэтому на 180 градусов повернулся и начал открыто говорить о неприятии своего бывшего приятеля.
При этом сумел сохранить дружбу с Даригой и построить отношения с ее новым другом Кайратом, пристроив к нему на работу в «КазТрансГаз» одного из сыновей, где Шарипбаев не последняя фигура. Второго сына внедрил в банковскую структуру, где тот стал крупным акционером. Ведь без собственных средств не удастся заручиться поддержкой. Да и компания там подобралась под стать – одни олигархи новой волны вкупе с новым сватом Идрисовым. Как говорится, друзья, хоть и временные, имеются. Деньги также куры не клюют, вот только со СМИ-ресурсами было ни шатко, ни валко. А как же без прессы реализовывать свои амбиции?
Нигматулин с братом-близнецом Ерланом еще год-полтора назад проявили интерес к популярным сайтам. Выбор пал на входящего в тройку посещаемых Zakon.kz, провели переговоры с его владельцем Киселевым, который еще и гендиректор полугосударственного телеканала «ОРТ – Евразия». Заручившись поддержкой Дариги, вышли на финишную прямую, но что-то не пошло. Говорят, что не сошлись в деньгах. Киселев якобы просил 5 млн. долларов, из них три в офшор и два налом. Братья посчитали, что это дорого, просили отдать за трешку. Мы свечку не держали, возможно, договорились полюбовно, тем не менее, этот сайт теперь пиарит Нигматулиных и мочит недругов.
С одними пытается на публике дружить, а c другими, считающими его слабаком, старается насолить. Как недавно писал портал «Республика», он для этого использует через своих людей противоречивый по подбору материалов сайт Abiyev.kz, где появились ряд публикаций, очерняющих министра обороны Тасмагамбетова, председателя Верховного суда Мами, руководителя МВД Касымова, бывшего главу финпола Тусупбекова. Здесь же есть материалы против экс-судей Джакишева и Ташеновой, которых когда-то посадил Кожамжаров. Но нет ни одного плохого слова про Нигматулина и его друзей, а вот Даригу здесь считают достойной преемницей отца.
Информсайт
хорошо, но
«Алма-ТВ» лучше
Говорят, что владельца сайта Абиева подобрали в зоне под Балхашом – городе, где хозяевами являются братья Нигматулины и где бывший борец с коррупцией отсидел срок за дачу взятки должностному лицу. Недавно Абиев с людьми перекрыл столичную магистраль на улице Орынбор в двух шагах от Акорды и правительственных зданий. Репетиция однозначно удалась: на громком лозунге с призывом «борьбы с коррупцией» было требование «посадить акима Кулагина и освободить Серика Ахметова». Все это было сделано для отвода глаз, чтобы пустить расследование в случае тщательных разборок, по ложному пути. Эта акция вряд ли была организована, как говорится, втемную, и, как пишет портал, здесь были замешаны люди кукловода, оставшегося, как всегда, в стороне. Да и срок четверо из вышедших на акцию получили, словно их пожурили – 15 и менее суток, а остальных даже не стали искать.
Поняли братья и важность телевидения. Однако государственное ТВ в предстоящей борьбе – не союзник. Там ребята более чем понятливые: кто платит, тот ее и танцует. Значит, нужно свое ТВ и как нужно больше, лучший вариант – кабельная сеть. В случае непредвиденных обстоятельств можно отключить все каналы или дать приоритет лояльным каналам – рубильник же в одних руках. Конечно, выбор пал на «Алма-ТВ» – самую крупную и разветвленную сеть в стране. Опять пришлось обращаться к Назарбаевой, где она на пару с сыном Нурали были владельцами кабельного оператора.
Долго уговаривать не пришлось, все решили деньги. Новый хозяин телесети теперь свой парень и куда Динмухамет Идрисов, который недавно выдал дочь за сына Нигматулина. Правда, с кабельным оператором вышла заминка: для отвода глаз одним из хозяев «Алма-ТВ» объявили скандального банкира и знатока схем Жомарта Ертаева, развившего бурную деятельность на новом месте, но когда к нему пришли оперативники по прежним грехам, сбежал через запасный выход и был таков. Пришлось включить заднюю и объявить истинного хозяина в лице Идрисова.
Говорят, аппетит приходит во время еды. Сказано – сделано, и вот готов новый план реализации своих интересов. Взялся за переговоры по закрытым несколько месяцев назад интернет-газете Zonakz.net и аналитического портала Ratel.kz. Оказалось, что инициатором их закрытия являлся Нигматулин, а не Дарига, на которую не раз наезжали рателовцы. Главу администрации больше всего интересовал Ratel.kz, а газета Юрия Мизинова была заблокирована просто в довесок, чтобы возникший интерес не показался слишком явным.
А медиа-холдинг
вообще отлично
Дав сигнал, он стал ждать приезда в Астану близкого по прошлой работе с рателовцами Мельцера и сделал ему предложение. В двух словах его суть такова: «вы возобновляете работу сайта, но работаете на меня». Тут же родилась еще одна идея: выйдем на Машкевича, который передаст вам республиканскую газету «Экспресс-К», и в дальнейшем он будет финансировать оба медиапроекта. Через некоторое время Нигматулин зашел к главе государства, рассказав, что создается мощный медиа-холдинг, который в это непростое время будет защищать вас от оппонентов в стране и за рубежом. Про свой интерес, естественно, промолчал…
Получил ли он согласие на высшем уровне, неизвестно, так как глава государства очень настороженно относится к идеям, связанным с прессой. Говорят, что Дарига, узнав о проделках Нигматулина, также выразила свою настороженность, да и Машкевич был не рад тому, что из него опять вытягивают деньги. Он также занял выжидательную позицию в надежде на звонок с прямым поручением от ноль первого. Без этого, как известно, он не сделает и шага.
Тем временем Нигматулин по договоренности с Кожамжаровым и своим ставленником Татубаевым начал раскручивать уголовное дело против Матаевых. Цель – активы Национального пресс-клуба, то есть захват зданий в Алматы и в Астане, а главное – информагентства КазТАГ вместе с его международной сетью. Нигматулин в первую очередь дал команду арестовать всю недвижимость для якобы возмещения ущерба. Получив отказ о признании вины, пошел на беспрецедентный шаг, поместив журналиста в изолятор, а затем под арест – самый надежный, на его взгляд, прием сломать человека.
Но произошла осечка – на защиту председателя Союза журналистов Казахстана встала казахстанская и международная общественность. Такой скандал в первый день предвыборной агитации Нигматулин никак не ожидал. Зная характер патрона, побежал в первую приемную, обвиняя журналиста во всех грехах: «уголовник», «близок к оппозиции», «дает взятки и откаты». Затем он стал обрабатывать близких соратников президента, для чего его люди даже сфабриковали аудиозаписи телефонных разговоров, где путем монтажа из разных частей прослушек слепили запись нелестных высказываний. Заметим, что многие известные казахстанские журналисты находятся под колпаком руководителя администрации.
Еще одним интересным моментом является распределение трофеев в этом противостоянии. Нигматулин начал щедро делить шкуру неубитого медведя. А именно: здание дома журналистов в Астане пообещал своему новому свату – олигарху Идрисову, в здании пресс-клуба в Алматы должны разместиться редакции Ratel.kz и новой газеты на базе «Экспресс К». Информагентство КазТАГ должно было войти в новый медиа-холдинг под управлением Асипова и Мельцера, сайт которого в первый же день задержания журналистов открыто выступил на стороне финпола…
Также на них начал работать новостной портал Informburo.kz, опубликовав следственный документ без согласия на это прокуратуры. Говорят, что, возможно, к его хозяину – олигарху Утемуратову уже появились щекотливые вопросы в антикоррупционном ведомстве. Для журналистов не секрет, что рателовцы и раньше «прикармливались» за счет финпола по делу судей Верховного суда, Хоргоса, теперь они это делают без стеснения и против своих коллег. Как стало известно, журналисты сайта по первому зову прибежали в финпол для получения эксклюзива у Татубаева – ставленника Нигматулина, и именно в то время, когда «финики» пытались выбить нужные показания у Сейтказы и Асета Матаевых в соседнем кабинете.
Напомним, что, когда рателовцам стало совсем плохо из-за закрытия сайта, в защиту «побитых» журналистов выступил председатель Союза журналистов Сейтказы Матаев. Ему даже пришлось в высоких кабинетах просить открыть доступ к их сайту на встрече вице-премьера Назарбаевой с главными редакторами казахстанских СМИ.
Должность председателя Союза журналистов Казахстана была обещана еще одной креатуре руководителя администрации – Бигельди Габдуллину, который не является членом этой общественной организации. Он, видимо, надеется на назначение сверху, как это обычно происходит в близком ему Союзе писателей. Для достижения своей цели он ездил к Нигматулину и Кожамжарову, а затем, по их поручению, пытался уговорить Матаевых признать вину. В случае удачи явно метил на место главы творческой организации.
Габдуллин забыл о том, когда сам оказался в безвыходной ситуации и предпринимал все меры по возвращению в Казахстан из Америки, где оказался по своей политической глупости и абиции. Тогда ему посоветовали написать письмо в правительство с просьбой вернуться в страну. В Казахстане никто не хотел за него поручиться. Но нашелся человек, который без раздумий написал заявление с просьбой взять изгоя на поруки. Вот чем может иногда обернуться доброе дело…
Владимир ЖАНГОЗИН,
Neweurasia.info