«Общественная позиция»
(проект «DAT» №45 (409) от 7 декабря 2017 г.
О чем пишут в соцсетях?
Социальные сети сделали политиков открытыми для журналистов, которые могут теперь задать вопросы, обсуждаемые в казахстанском обществе и социальных сетях. Ответы политика-эмигранта первой волны Акежана КАЖЕГЕЛЬДИНА, который всегда отличался компетентным и обстоятельным мышлением, особенно интересны нашим читателям. Кажегельдину уже задано более полусотни вопросов, и он уверяет, что ответы получат все журналисты. Сегодня свой вопрос задает известный казахстанский журналист Розлана ТАУКИНА.
Вопрос: Президент Назарбаев дал поручение Агентству по противодействию коррупции еще сильнее бороться с коррупцией. Предыдущие годы результатов не дали. Недавно вы рассказали, что регулярно информируете президента о том, где конкретно надо искать выведенные из Казахстана деньги коррупционеров. Вы первым упомянули о примерно полмиллиарде долларов на зарубежных счетах Сауата Мынбаева. Насколько реально вернуть такие существенные суммы, чтобы экономика Казахстана вышла из нынешнего состояния глубокого обморока?
Ответ: Давайте сравним два подхода к борьбе с коррупцией. Назовем их «агентский» и «королевский». На днях оба эти способа показали очень разную результативность. Кайрат Кожамжаров доложил президенту, что за 10 месяцев 2017 года в суды была передана ровно одна тысяча дел о коррупции. По ним государству, благодаря Агентству, возвращено 11 миллиардов тенге. Разделите 11 миллиардов на тысячу дел и получите средний экономический эффект одного дела – 11 миллионов тенге в каждом случае. То есть тридцать три тысячи триста тридцать три доллара США. И еще тридцать три цента. Это – ничто, фикция, имитация борьбы с коррупцией.
А вот королевский подход: в Саудовской Аравии за 10 дней одиннадцать принцев под угрозой уголовного преследования согласились передать в казну 800 миллиардов долларов США. Это всё – деньги от нефти, других источников дохода в королевстве нет.
Простая арифметика: Казахстан добывает нефти в 8 раз меньше, чем Саудовская Аравия. Если даже не брать в расчет другие природные ресурсы, которые добываются и разворовываются в Казахстане, то от ареста 11 казахских «принцев» казна должна получить минимум 100 миллиардов долларов.
Кайрат Кожамжаров не торопится арестовывать счета Мынбаева. Вместо этого он ловит инспекторов пожарного надзора и заместителей районных акимов… Еще раз повторяю Агентству по противодействию коррупции: свяжитесь с тремя вам известными банками в Швейцарии, Германии и на острове Мэн, арестуйте счета нашего министра-капиталиста и привезите в бюджет разом 165 миллиардов тенге!
Меня спрашивают, зачем я обращаюсь к Нурсултану Назарбаеву, он все равно уже не сможет разобраться с коррупционерами: возраст, семья, усталость, страх перемен… Возраст сам по себе не помеха. Король Салман старше президента Назарбаева на 6 лет. И все принцы там – буквально члены его семьи. Но тяжело больной старый король воодушевлен идеей превращения своего королевства из сырьевого придатка в динамичную державу. А разве первому президенту Казахстана не хотелось бы войти в историю в этом же качестве?
Миллиарды казахских коррупционеров хранятся в зарубежных банках. Эти деньги все равно скоро отнимут – или новые власти Казахстана, или западные правительства. Назарбаев мог бы провести репатриацию казахских миллиардов «в щадящем режиме», по-семейному.
Дарига Назарбаева, Тимур Кулибаев, остальные дочери и зятья – все они будут в конце концов благодарны главе семьи за то, что он даст им и их детям уверенность в безопасном будущем. Понятно, что в таком случае антикоррупционное ведомство должен возглавить не Кайрат Кожамжаров, а сам президент.
Еще пример того, что возвращать казахские капиталы надо срочно, потому что их найдут американцы и все конфискуют: в США разгорается скандал вокруг компании Uranium One, которая в свое время выкупила казахстанские запасы этого стратегического сырья. В результате той сделки у всех одни неприятности: Мухтар Аблязов в бегах, Мухтар Джакишев сел в тюрьму, Билл и Хиллари Клинтон отбиваются от обвинений. Зато семья Владимира Школьника обзавелась своим миллиардом долларов.
Отец всю жизнь провел на госслужбе, но сын и другие родственники казахского чиновника вдруг стали очень богатыми людьми. На деньги от продажи казахских природных ресурсов они приобрели активы и недвижимость в Канаде, США, в Европе и в России. Например, Омский нефтеперерабатывающий завод.
Не дожидаясь американского суда, казахским следователям надо направиться на Кипр и в Сингапур, чтобы разобраться, в каких банках хранятся деньги за казахский уран, как дети Владимира Школьника управляются с компаниями Mydinami Finance Ltd., Sermules Enterprises Lt., Banald Traiding Ltd., Truetech PTE.
Я обращаюсь к коллегам из Загранбюро казахстанской оппозиции с просьбой помочь Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции информацией о крупных состо яниях казахских принцев и принцесс за рубежом. Она циркулирует в кругах международных экспертов. Как сказал по такому же поводу председатель КНР Си Цзиньпин, бить надо не по мухам, а по тиграм.
Занимательная
ОНОМАСТИКА
«ДО» И «ПОСЛЕ»
Ну вот. Аэропорт в Астане переименовали. Инициаторы явно хотели высоко «летать»… Центральную улицу в Алматы также. Инициаторы надеются гладко, прямо и повыше «заехать». Фурманова не зря так долго консервировали. Хотя алматинцы давно знали для кого. Многие думали, что переименуют После. Вышло, что переименуют До. Как говорится, «Не дождались!».
Хотя история показывает, что «После» чаще надежнее и долговечнее. Но к 1 декабря зуд прогиба обычно усиливается. Так и до столицы доберутся. Недаром о куполе задумались… Всем своя «крыша» нужна.
Досым САТПАЕВ
Назарбаев стал
ПРОСПЕКТОМ
Вслед за «благой вестью» из Таджикистана, где опубликована широко разрекламированная пьеса о «богоизбранности» президента Рахмона, стало известно о принятом решении переименовать улицу Фурманова в Алма-Ате в проспект Нурсултана Назарбаева.
Улица Фурманова в Алма-Ате, как Тверская в Москве – главная магистраль. В течение четверти века после исчезновения СССР она оставалась единственной не переименованной улицей в южной столице Казахстана. Каждый алматинец важно объяснил бы вам, для чьего имени ее берегут, но это позже, позже, сказал бы он, – а пока дай бог здоровья нашему президенту и национальному лидеру, иншалло!
И вот, накануне Дня президента (да, в Казахстане есть и такой праздник, он отмечается 1 декабря) у депутатов городского маслихата, видно, лопнуло терпение, и они, едва дождавшись отъезда еще живого Назарбаева на саммит ОДКБ в Минск, решили-таки его ослушаться (вы же понимаете, он не разрешает…) и сделали это!
Теперь есть и аэропорт Нурсултан Назарбаев в Астане (как Чингисхан в Улан-Баторе или John F. Kennedy в Нью-Йорке), и Назарбаев-университет там же…
«Это решение правильное и объективное и наш лидер заслуживает высокого уважения за то, что наша жизнь сегодня мирная, спокойная, сказала старшая дочь президента, сенатор Дарига Назарбаева – наверняка эта инициатива была высказана снизу».
Да, кто ж сомневается…
Аркадий ДУБНОВ