FORTEBANK тоже спасают, НО ГРАМОТНО

В Казахстане продолжает спасать частные банки, принадлежащие олигархам из ближнего окружения Нурсултана Назарбаева. На этот раз пришел черед АО «Fortebank». Его конечным бенефициаром называют бывшего управляющего делами президента Булата Утемуратова.

1 октября 2018 года казахстанские медиа-ресурсы со ссылкой на пресс-службу АО «Самрук-Казына» распространили информацию о том, что госхолдинг подписал с АО «Fortebank» соглашение о конвертации депозита в размере 220 миллиардов тенге в облигации банка.
Поскольку найти соответствующий пресс-релиз на сайте госструктуры нам не удалось, воспользуемся публикацией на сайте АО «Fortebank».

Процитируем документ целиком: 

«ForteBank» и «ФНБ «Самрук-Қазына» подписали соглашение, в рамках которого ForteBank покупает долговые облигации «Самрук-Қазына», АО «Национальная компания «Қазақстан Темiр Жолы», «Национальная атомная компания «Казатомпром» и предоставляет свои операционные услуги компаниям группы «Самрук-Қазына».
«Мы рады продолжить наше долгосрочное партнерство с «Самрук-Қазына» и уверены, что наше сотрудничество будет способствовать эффективной реализации стратегических проектов по кредитованию реального сектора экономики. ForteBank, сохраняя лидирующие позиции по достаточности капитала и ликвидности в стране, показывает уверенный рост в 2018 году по всем финансовым и операционным показателям. Эта сделка с «Самрук-Қазына», «Қазақстан Темiр Жолы» и «Казатомпром» значительно усиливает позиции ForteBank в корпоративном сегменте в Казахстане», – прокомментировал Гурам Андроникашвили, председатель правления ForteBank.

В рамках договора с ForteBank «Самрук-Қазына» конвертировал свой депозит на 220 млрд. тенге в долгосрочные облигации ForteBank. В свою очередь ForteBank приобретает облигации «Самрук-Қазына» и «Қазақстан Темiр Жолы» в общем объеме 150 миллиардов тенге и облигации АО «Национальная атомная компания «Казатомпром» – до 200 миллионов долларов США. Сделки с «Қазақстан Темiр Жолы» и «Самрук-Қазына» завершены, сделка с «Казатомпром» будет завершена в ближайшее время».

Булат Утемуратов

Если вывести за скобку громкие слова о лидирующих позициях АО «Fortebank» по всем финансовым и операционным показателям и продолжении сотрудничества с АО «Самрук-Казына» в деле кредитования стратегических проектов в реальном секторе экономики, то становится ясно: еще один крупный участник банковского сектора республики оказался в сложном положении.
И все из-за того, что АО «Самрук-Казына» и его «дочерние» структуры осуществили массовый отзыв своих депозитов из банков второго уровня.

Другое дело, что в отличие от кейса «Цеснабанка» правительство и Национальный банк РК, а также руководство АО «Самрук-Казына» действовали в данном случае более грамотно с формально-правовой точки зрения. То есть вместо того, чтобы просто санкционировать отзыв депозитов, они «замутили» операцию, которая в 90-х годах прошлого века именовалась в деловых кругах «прогоном».
В результате этого «прогона» депозит госхолдинга и двух его крупных дочерних структур в размере 220 миллиардов тенге был конвертирован в облигации АО «Fortebank». В свою очередь последний купил на неожиданно «образовавшуюся» у него наличность облигации АО «Самрук-Қазына» и АО «Қазақстан Темiр Жолы» на сумму 150 миллиардов тенге и докупит облигации АО «Национальная атомная компания «Казатомпром» еще на 200 миллионов долларов США.

Смысл этого финансового финта состоит в том, что АО «Fortebank» под залог облигаций квазигосударственных структур имеет законное право прокредитоваться в Национальном банке РК.
По сути, получается то же самое, что было с АО «Цеснабанк», который, чтобы не «утонуть», сначала запросил и получил 150 миллиардов тенге временной помощи от регулятора, а потом еще 450 миллиардов тенге уже фундаментальной поддержки от правительства. Но на бумаге выходит, что регулятор уже не спасает АО «Fortebank» от проблем, а просто совершает рядовую операцию по поддержанию текущей ликвидности финансового института под залог ликвидных ценных бумаг.

Похоже, Акорда все-таки сделала вывод из резонансной истории с АО «Цеснабанк», когда благодаря утечке информации второй по размеру в стране частный банк буквально за десять дней оказался на грани банкротства. И чтобы спасти его, правительству и Национальному банку РК пришлось нарушить категорический запрет президента РК Нурсултана Назарбаева на дальнейшее использование государственных средств для спасения «тонущих» банков.

Мы не можем сказать, что сыграло в данном случае ключевую роль – влияние конечного бенефициара АО «Fortebank» Булата Утемуратова или просто печальный опыт. Но вывод напрашивается сам собой: казахстанские власти учатся только на собственных ошибках.

KazakhSTAN 2.0

(медиа-проект «DAT» №36 (448) от 11 октября 2018 г.)

Республиканский еженедельник онлайн