ГДЕ МОЯ ДОЛЯ?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №3 (367) от 26 января 2017 г.

 

Письма президенту без купюр

 


 

 

Президенту Казахстана Назарбаеву Н.А.

 

Я, гражданка Республики Казахстан, требую – где моя доля от природных ресурсов страны? Прошу перечислить мне на счёт отчисления от полученной прибыли! Вы нам обещали, что мы будем жить лучше, чем в Кувейте, потому что у нас, кроме газа и нефти, вся таблица Менделеева! У нас образование, медицина, регистрация в ЦОНах платные, дорогие тарифы на коммунальные услуги, высокие цены на продовольствие и промтовары – с каждым днём дорожают, штрафы для граждан высокие. Какая нам польза от государства, если чиновники воруют, а вся элита – миллиардеры в журнале «Форбс».

 

Норвегия – страна, где никто не ездит с охраной, нет мигалок, нет коррупции, где в королевском дворце ставят оперы, а парк перед дворцом король предоставляет для всех желающих. Нефть объявлена достоянием народа, как и все природные ресурсы страны. Деньги от нефтяных доходов идут на социальные программы и в Фонд Всеобщего Благоденствия.

Цифра пособия на детей от 3-18 лет в Норвегии – 1620$. На личный банковский счёт каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов. На сегодняшний день эти отчисления составляют более 100 000 долларов у каждого норвежца.

Именно государственные структуры контролируют топливно-энергетический комплекс, который сделал Норвегию самой процветающей страной. Норвежцы исходят из того, что природные ресурсы, нефть и газ – это не достояние отдельных лиц, отдельных компаний, а принадлежат всему обществу, и от их разумного использования зависит будущее страны.

Доходы от деятельности нефтяной и газовой промышленности инвестируются в государственный пенсионный фонд на благо будущих поколений.

Медучреждения в Норвегии преимущественно государственные или муниципальные, а государственные субсидии на них обеспечивают высокий уровень медобслуживания (операции, лечение в больницах бесплатное). И никаких особых больниц.

Если вчера король Харальд V лежал в палате больницы (скрепя сердце главврач разрешил полицейскому дежурить у двери, а то пациенты замучили короля автографами), то сегодня там лежит обычный работяга.

В Норвегии также и образование бесплатное.

Рабочий день длится 7,5 часов с 8 до 15.30. К примеру, адвокат получает 400 000 крон в год, а уборщица 220 000 крон (1 крона – 38 тенге). Осуществляется строгий контроль государства за жилищным строительством.

Как правило, в семье работает только один из супругов, другой занимается духовными поисками, самосовершенствованием и воспитанием детей. Время от времени они меняются ролями.

Социальное обеспечение в Норвегии поражает воображение. Действующее законодательство предписывает выплату «семейных надбавок» к зарплате с учетом количества детей. Каждые 10 лет все трудящиеся имеют право на годовой отпуск с сохранением полной заработной платы для обучения.

Поинтересуйтесь, как живут в Эмиратах, там тоже богатства земли принадлежат народу.

Кайрат РАЕВ

 

ПОЛИГЛОТ ПРИЗВАЛ ПРЕЗИДЕНТА

говорить исключительно на государственном языке

 

Уважаемый Президент Нұрсұлтан Әбішұлы!

Меня зовут – Жулдызай Назаровна Форт (Жұмаділдаева).

К сожалению, приходится признать, что спустя 25 лет нашей независимости казахский язык до сих пор не обрел положения, достойного статуса государственного. Казахский язык не доминирует, как должно, во всех сферах общественно-политической жизни страны. Этому способствует, главным образом, игнорирование государственного языка правительством и парламентом Казахстана, которые по сей день ведут свою деятельность на языке соседней страны.

Нұрсұлтан Әбішұлы, можете ли Вы представить ситуацию, когда президент, правительство, парламент России ведут свои заседания на казахском языке? Абсурд, не так ли? А почему нынешняя ситуация с государственным языком в КЗ не кажется нашим чиновникам и народным избранникам такой же абсурдной? Ведь с них берет пример молодежь?

Кроме казахского и русского, я владею 8 иностранными языками https://www.youtube.com/watch?v=UC_ljioQUG4http:// arman.10ki.biz/.

За четверть века общения с иностранцами, первый вопрос, который они мне задают: «Где Вы учили английский (немецкий и т.д.)?». Затем неизменно следует второй вопрос: «А Вы владеете своим языком?».

Получив утвердительный ответ, они извиняющимся тоном поясняют: «Мы слышали, что многие казахи не знают своего языка».

Мне приходится объяснять, что за годы Советской власти мы едва не утеряли свой язык, но что сейчас казахский язык возрождается, однако последствия дискриминационной языковой политики тех лет до сих пор дают о себе знать.

Ко мне обращались молодые казахи, желающие изучать русский язык, объясняя это затруднениями, которые они испытывают всюду из-за его незнания. При этом они говорили, что им стыдно из-за этого!

Но ни разу не обращались русскоязычные с подобным запросом в отношении казахского языка, и уж, тем более никто не признавался в чувстве стыда из-за незнания языка своего народа или страны проживания.

Иностранцы часто спрашивают: «Но ведь со времени обретения вашей независимости прошло уже четверть века, почему до сих пор ваши чиновники общаются по-русски?».

Мне становится стыдно, но я не могу же им сказать: «А это из-за комплекса неполноценности вследствие колонизации». Говорю лишь: «Придется набраться терпения и подождать еще, пока придет осознание, что казахи должны говорить в первую очередь на своем языке. Мы, казахи, очень терпеливы, но в конце концов, добиваемся своего». Бог был милостив к казахам – мы остановились у края пропасти, упав в которую, возврата назад не было бы никогда.

Как и другие народы, мы можем гордиться своим языком: древний и богатый казахский язык содержит 2 млн 500 тысяч слов. Для сравнения? в английском – 500 тысяч, в русском – 400 тысяч слов, из которых 2 000 являются тюркизмами.

Я поддерживаю политику трехъязычия, но с условием доминирования во всех сферах казахского языка. Пренебрегать своим языком значит пренебрегать собой.

Нам нужно понять и осознать, что человека другие уважают только тогда, когда он сам себя уважает. То же и с целым народом. Ведь язык – это душа народа, ключ к его менталитету, характеру, культуре и только посредством родного языка возможно заявить миру о себе.

Поэтому не нужно думать, что если казах прекрасно владеет русским и английским, но не знает родного языка, то автоматически заслуживает восхищения и уважения. Все как раз напротив.

Карл Маркс сказал: «Не знать языка страны проживания может гость, идиот или оккупант, насаждающий свой язык». Так кем являются те, кто, прожив всю жизнь в Казахстане и пользуясь его благами, не знает и не считает нужным знать казахский язык? Я считаю, что для сохранения казахов как нации жизненно важным является вопрос доминирования казахского языка, т.к. в этом случае многие проблемы отпадут сами самой.

Уважаемый Президент! В связи c вышесказанным позволю себе от имени казахского народа обратиться к Вам с просьбой показать пример уважения, любви к своему языку и использовать государственный язык на всех официальных мероприятиях.

Уверена, что в этом случае правительство, парламент и весь народ Казахстана немедленно последует Вашему примеру. И это послужит на благо казахского народа – обретению им национальной идентичности, подлинной свободы и суверенитета.

Спасибо за понимание!

P.S. Құрметті Президент, Үкімет мүшелері, қазақша сөйлейік! Өз жерімізде, өз тілімізде азат Қазақ ел болайық!

Друзья, прошу репостить и лайкать «Обращение полиглота к Президенту по поводу казахского языка»! Нас 11 млн казахов, неужели мы не наберем 100 тыс. репостов и лайков? Потом я направлю обращение в Акорду.

Жұлдызай ФОРТ

 

Кстати

 

КАКОЙ ЯЗЫК УЩЕМЛЯЕТСЯ В КАЗАХСТАНЕ?

 

В нашей стране нет ни одного министра или вице-министра, ни одного акима или заместителя акима, ни одного депутата парламента или маслихата, который бы не умел говорить на русском языке. Зато в нашей стране есть много министров, акимов, депутатов, которые плохо говорят или совсем не владеют казахским языком.

 

В нашей стране все совещания в правительстве, министерствах, парламенте, большинстве акиматов проводятся на русском языке. Максимум, что могут сделать на казахском языке, – это зачитать вступление и завершение доклада.

В нашей стране в любом магазине, ресторане, аптеке, кинотеатре можно изъясниться на русском языке и получить товар или услугу. Зато не во всяком магазине, ресторане, аптеке, кинотеатре найдется сотрудник, говорящий на казахском языке, поэтому у казахскоговорящего гражданина есть риск не получить нужный товар или услугу.

В нашей стране все основные сайты функционируют на русском языке, поэтому на русском языке через интернет можно купить любой товар и услугу, можно первым узнать все новости в стране, можно обсуждать важные социальные проблемы. Зато на казахском языке невозможно купить квартиру на сайте krysha.kz, невозможно купить машину на сайте kolesa.kz, невозможно купить вещи на сайте olx.kz.

В нашей стране, если в компании из десяти человек есть хоть один русский, то остальные девять казахов будут говорить на русском языке из уважения к нему. Зато если в компании из десяти человек хоть девять человек будут казахами, единственный русский не будет говорить на казахском языке из уважения к ним.

Так какой язык ущемляется в Казахстане?

Марат ТОЛИБАЕВ,

• Источник писем – «Фейсбук»


 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн