Рассказы Айгуль Кемелбаевой, насколько мне позволено судить, весьма кинематографичны. По сути это новеллы многогранного бытия, в которых во всех параметрах отразилась человеческая судьба.
Особо отмечу два ее эссе – «Онере де Бальзак. Шагреневая кожа» и «Джалаледдин Руми. Меджнун-сердце». Айгуль исходит из того, что бальзаковская шагреневая кожа – космогонический символ. Познание человека – долг литературы. Знаменитый роман французского гения у Айгуль –отрадный повод для глубокого и широкого размышления, раздумья о жизни, человеческих судьбах, философии, мифологии древности и настоящего бытия. На фоне «Шагреневой кожи» она разворачивает и многовековую панораму человеческого стремления к Истине. Она искусно оперирует древними мифологическими понятиями, научными дастанами и современными творениями казахских поэтов.
Все в этом эссе вдохновенно и магически сплетено: судьба писателя Оноре, его бессмертного романа, мифические символы, философские дефиниции, историко-литературные сведения, эволюция осла, дикого кулана, лошади, суть шагреневой кожи в рациональном и иррациональном толковании, стихия номадов, этимологические корни сущности понятий в разных языках и творениях художников, примеры из русской классической поэзии и т.д., и т.п. И все это фантастически сплетено, взаимосвязано, взаимопроникновенно, что только диву даешься, сколько всего и разной разности удалось казахскому литератору преподнести благодарному читателю в хитросплетении диалектических связей и сочетаний. Это эссе высокой пробы, образец научно-эстетического анализа произведения мировой значимости.
Это же примерно можно сказать и об эссе, посвященном Джалаледдину Руми. И здесь Айгуль во всеоружии оперирует не только жизнью и творчеством Руми (1207–1273), его поэмой «Месневи», его дастанами, но толкует понятия «сердце», «любовь», «страсть», «безумие» в диапазоне вечности, в неиссякаемом и неистребимом «меджнунстве», на широком фоне Библии, Корана, Апокалипсиса, восточных мифов, религиозных учений и течений, ссылаясь на умозаключения Абая, Шакарима, Ходжу Насреддина, на книги откровений, на арабские, персидские мудрости гуламов, на древнееврейских Моисея и Соломона, на притчи разных народов, на вечно манящий поэтов образ Лейли, на «песни мирные фригийских пастухов», на чудодейственную свирель, которая, по Пушкину, «тростник был оживлен божественным дыханьем, и сердце наполнял святым очарованьем».
Подобных эссе-трактатов в казахской литературе, кажется, доселе не встречал. Я имею в виду его познавательность, широту обобщения, глубину познания.
Айгуль мимоходом приводит строчки из стихотворения футуриста Велемира Хлебникова:
– И я свирел в свою свирель,
И мир хотел в свою хотель.
На такой же божественной свирели играет-выпевает свою песнь Айгуль. И песнь эта очаровательна и вдохновенна. Многознающая и грациозная в своих раздумьях Айгуль чуткого читателя удивляет, поражает, вдохновляет, манит, очаровывает.
Я так ее воспринял. И сердечно обрадовался за нее и ее талант.
***
Включаю «Хабар» и сразу картинка: на фоне развалюхи-сарая стоит, напряженно выпрямившись, будто только что аршин проглотил, русский товарищ лет под восемьдесят, в костюме, в шляпе, при галстуке, сплошь в орденах и медалях и, выпятив грудь, патетически, как на трибуне, вещает:
«Послание президента является гениальным историческим документом, прозорливой программой нашего поступательного движения по всем отраслям…»
Чучело огородное. Прохиндей! Наверняка он так пел и десять, и двадцать, и тридцать, и сорок лет назад. Еще со сталинских времен. Глаза выпучил. Рожа красная, сплошь в морщинах. Седые волоски прилипли к влажному от волнения лбу. «Послание президента вдохновляет нас, тружеников села, на…» Ой, аллай! Сколько же их, таких трепачей, по городам и весям расплодилось. Тьфу! Это надо же умудриться прожить жизнь во лжи…
СЛАБО? МЫ ВАС торжественно ПОХОРОНИМ
Союз мусульман Казахстана (СМК) и Мусульманский комитет по правам человека в Центральной Азии (МКПЧ ЦА) обратились к казахстанским чиновникам с призывом последовать примеру экс-министра сельского хозяйства Южной Кореи г-на Лим Сан Гю, покончившего жизнь самоубийством из-за обвинения в коррупции.
«Подобный шаг, несомненно, оздоровит нравственную атмосферу в обществе и станет эффективным шагом на пути полного искоренения коррупции, – говорится в письмах, направленных известным государственным деятелям, политикам и бизнесменам. – Это не только искупит вину мздоимца, но избавит детей и внуков от тяжелой кармы».
В случае если кто-то из чиновников все же решится на этот мужественный шаг, СМК и МКПЧ ЦА возьмут на себя все расходы по организации погребальных церемоний. Самоубийца будет торжественно похоронен на Кенсайском кладбище, а на его родине будет сооружен бронзовый бюст. Мусульманские лидеры также обязались увековечить имя покойного, издав его мемуары и назвав его именем одну из улиц Алматы и Астаны. Кроме того, покойный будет посмертно представлен к высшей правительственной награде.
«D»
ИРОНИЧЕСКИЕ МЫСЛИ УЗНАЕТЕ ли вы своего НАЧАЛЬНИКА?
Он ограничивает справедливость, потому что имеет неограниченную никем власть.
***
Он особенно сильно стыдится подлости, если не удается довести ее до конца.
***
Он извлекает выгоды даже из собственного ничтожества.
***
Он пытается доказать, что самый умный от рождения – значит, у него нет другой возможности блеснуть умом.
***
Он неспособен ни к чему, зато «способен» на все.
***
Он завидует всему на свете, даже некрологам своих коллег.
***
Он, даже поставив других на свое место, не перестает им завидовать.
***
Он несчастен своим несчастьем и чужим счастьем.
***
Он много думает над тем, чтобы не думать.
***
Он начинает работать мозгом в момент пробуждения утром и не прекращает им работать, пока не дойдет до офиса.
***
Он сходит с чужого ума.
АМАНГЕЛЬДЫ КЕРИМТАЕВ
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ: ТАК ДЛЯ КОГО СНИМАЕТСЯ КИНО?
Руководству газеты «DAT»
Уважаемый Ермурат Бапи и Алмат Азади,
В Вашей газете за №21(104) от «08» июня 2011 года на 2-ой странице с моей фотографией приведена цитата: «Большинство казахских лент снимается дебилами и для дебилов». Видимо эта цитата Вашей редакцией перепечатана из газеты «Время» (статья «Убить дебила») от «02» июня 2011 года (автор – Тулеген Байтукенов). На самом деле мною дословно было сказано: «Большинство лент снимается про дебилов и для дебилов)). Говоря об этом, я имел в виду состояние проката фильмов в нашей республике.
Прошу мое обращение напечатать без изменений в данной редакции.
С уважением к читателям, Кинорежиссер, продюсер,
заслуженный деятель искусств Казахстана
Сергей АЗИМОВ