Герольд БЕЛЬГЕР Плетенье ЧЕПУХИ № 45

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №45 (362) от 08 декабря 2016 г.

 

Смысл вольных строк

 


 

Сидят на скамейке у памятника Чокану два старика и долгим взглядом провожают женщин, снующих взад-вперед. Вздыхают. Облизываются.

– У тебя песик лает? – спрашивает один.

– Лает, да не кусает, – отвечает второй.

И оба по-стариковски похихикивают.

 

***

Что-то, замечаю, казахстанская власть очень печется об увеличении народонаселения, а оралманов, похоже, не очень-то жалует. Ставит разные преграды, гражданство надумала давать по истечении пятилетнего срока проживания.

Ну, это ни в какие ворота!

И мне почудилось, что казахская власть побаивается казахов, предпочитая Ассамблею народов. С ней, видно, мороки меньше.

 

***

Журналист Андрей Столяров («ЛГ», № 43/13) пишет: «Маркс, ссылаясь на Гегеля, полагал, что история повторяется: один раз – как трагедия, второй раз – как фарс. Нам кажется, что Маркс был не вполне прав. История действительно повторяется. Однако каждый раз – именно как трагедия».

Журналист, понятно, имеет в виду Россию.

Я же, казахстанец, полагаю, что и у нас истории (во всех сферах) повторяются, но преимущественно как комедия. Ни Гегель, ни Маркс этого, конечно, предвидеть не могли.

 

***

Как-то на 8 марта, делая женщинам комплименты, наш саруар как бы вскользь заметил, что «женщины не воруют».

Не знаю. Саруару виднее. А я вспоминаю ту пройдошливую мадам, которая ловко поживилась на переписи населения и сделала ноги то ли в Эмираты, то ли в Россию. Знаю также добрый косяк хатунов и келиншеков, которые грациозно присваивали себе государственные деньги.

Российским мадамам тоже палец в рот не клади. Ныне, к примеру, уже забыли госпожу Скрынник, министра сельского хозяйства России, которая свалила за рубеж, прихватив казенные миллионы. Или вот экс-глава Департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева, которая нанесла ущерб государству на сумму более 3 миллиардов рублей. У неё же, у мадам Васильевой, изъяли 19 килограммов ювелирных изделий, в т.ч. 57 тысяч бриллиантов, рубинов, изумрудов (см. «ЛГ», № 41/13).

Каково?!

Еще неизвестно, кто ловчее ворует детишкам на молочишко – господа или госпожи.

Думаю, комплимент саруара не очень-то корректен.

 

***

Что-то я не встречал в печати доброго слова в адрес наших судей. Конечно, теоретически можно предположить, что среди них встречаются порядочные, честные люди. Но пишут-то больше о неправедных, продажных, нечистых на руку лихоимцах-взяточниках.

Читая о них, вспоминаю пьесу А. Н. Островского, в которой старуха говорит:

«В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский; и суд творят они надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен».

Видно, и нашим судьям-неумехам положен такой предел.

 

***

Зинаида Миркина, поэтесса, переводчица, вдова знаменитого философа-культуролога Григория Померанца (надеюсь, в Казахстане хоть кто-то его знает) на вопрос корреспондента «Новой газеты»: «Назовите три, на ваш взгляд, определяющие приметы современной России» отвечает:

– Бандитский капитализм. Цинизм. Отсутствие правосудия.

По отношению к Казахстану я бы ответил так:

– Бандитизм. Коррупция. Невежество.

 

***

Казахскому «Мырқымбаю» вполне соответствует русский «Вася Пупкин». Шаханов придумал два определяющих современное казахское общество имени – Ырбикүл и Жырбибай. Едко и точно!

***

Вопрос: в какой степени казахские чиновники-воры в высоких креслах – казахские патриоты? В чем выражается их патриотизм? В том, что, набив коржуны миллионами, сигают за кордон? Странно, что именно они внушают казахской бишаре патриотические чувства. Нищие казахи, шныряющие по базарам, должны быть патриотами?

Что-то тут не так, братцы!..

 

***

Он говорит: «Я горжусь тем, что родился казахом!».

Я говорю: «Горд тем, что являюсь этническим немцем».

Ну и что? Так и будем гордиться и выпендриваться друг перед другом?..

Қой, айналайын! Лучше обнимемся грудь в грудь, дескать, и ты хорош. И я не лыком шит.

 

***

Сидят старики на скамеечке, греются на хилом осеннем солнце, травят тары-бары.

– А поговаривают, уходит…

– Когда?

– То ли зимой, то ли весной…

– С какой стати?

– Болен, что ли… Да и надоело все. Неинтересно все.

– Ну, да. Цели достигнуты. Кругом благодать.

– Қой! Что-то не похоже.

– Э, пусть сидит. Все как-то приноровились, приспособились. Примерно знают, сколько и как воровать.

– А уйдет – баланс нарушится. Кто-то зарвется, заведется и начнут друг друга за глотку хватать.

– Ия, ия… Пусть сидит.

– Пусть… Сколько захочет…

– Не то хуже будет.

– Солай, солай! Но когда-то ведь уйдет?

– Но сначала мы уйдем, а он еще подумает.

– Э, мейлі! Нам-то какое дело?

– Нас никто и спрашивать не будет.

– Лишь бы пенсию платил вовремя.

– Шай-пай есть – и ладно.

– Шүкір, шүкір!

– Тәуба, тәуба!..

 

***

Шумели: доктрина, доктрина. А где эта доктрина?

Говорят: нур-отан, нур-отан. А это в самом деле – партия?

Партия вроде есть, а работы никакой.

А если и есть работа, то толку никакого.

Ну, да… толку никакого, а доктрина есть.

Доктрина есть, но где она?

Сказка про белого бычка.

 

***

Я понял вот что:

– никто ничего не знает;

– пакости ждут человека на каждом шагу;

– лучше настраиваться на худшее, тогда хорошее воспринимается приятным сюрпризом;

– не спеши, все равно опоздаешь;

– конечно, лично от тебя, от твоей воли кое-что зависит, но не все;

– то, что должно быть, то и будет, но и сам не сиди сиднем;

– а главное: не суетись, не хапай, на чужое рот не разевай, всегда помни, что Творец создал тебя человеком.

 

***

Что такое «Отан», я хорошо знаю по-казахски, по-русски, по-немецки, но что такое «Нур Отан», я не разумею ни по-немецки, ни по-русски, ни по-казахски. Говорят, есть такая партия. На мой взгляд, это не партия, а некая корпорация. Был шум по поводу ее доктрины. Это – пшик. Набор банальных, пустых, беременных от ветра фраз. Ни уму, ни сердцу.

 

***

У нас на словах Коран, Конституция, Иман, а на деле – коррупция, трайбализм, беспредел («заңды белден басу»). Основа нашего бытия – жизнь во лжи.

Исторический оптимизм развеялся-растаял, как утренний туман в ковыльной степи.

 

***

Наша доктрина: «Всем подлецам подлец, но наш подлец»; «Конечно, балда, но нашего клана балда».

 

***

Двести лет тому назад провидец Мөңке би предсказал:

«Испоганишься, народ мой,

измельчаешься,

и порукой тому станет то,

что жить будешь в домах, нагроможденных

за крепостью,

что суд неправедный будут

творить бии лукавые,

что каждый месяц

прошумят сборища,

от которых польза народу

ни на грош.

И язык твой будет

шершавый-пестрый

и вера твоя будет

сомнительной,

жены твои будут шастать

по базарам,

а мужчины сторожить

очаг погасший…»

О, Аллах! Это же наше время! Как степняк-акын провидел его?!

 

***

Кружатся мои компаньоны-старичье вокруг уютного подворья-садика, постукивают бадиками-тростью, растабары баят:

– Слушал, какую «рипорму» затевает наш новый министр?

– Какой?

– Ну, тот, которого посадили на науку и образование.

– А-а… Так он же появился всего два месяца назад.

– Прыткий оказался. Решил все университеты одним махом приватизировать.

– Не дейді?!

– Ну, и что будет?!

– Разве можно давать в частные руки образование и науку?!

– У нас все можно! Подумаешь!

– Это значит «Гитлер капут»?

– Конечно, капут! К чему нам образование, наука? Мы и так войдем в тридцатку передовых государств.

– А разве не вошли еще?

– Кажется, нет…

– Войдем! Какой разговор?!

– Неужели министр сам додумался до этого?

– Қайдам! Кто-то шепнул наверняка.

– Ия, ия… Не иначе.

– Апырай! У нас наука и образование и так «шықпа, жаным, шықпа».

– Можно представить, какого уровня будут у нас университеты.

– Е-е… то ли еще будет…

– Не волнуйся… все будет!

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн