«Общественная позиция»
(проект «DAT» №14 (285) от 09 апреля 2015 г.
СМЫСЛ ВОЛЬНЫХ СТРОК
Казахов это ни с какого бока не затрагивает, а для тех, кто относится к племени так называемых российских немцев, дата весьма знаменательная: двести пятьдесят лет тому назад – а именно 22 июля 1763 года – были обнародованы законодательные акты – «Указ об учреждении Канцелярии опекунства колонистов» и «Манифест о дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах».
Этим было положено начало крупных исторических новшеств в России.
Это было началом большой людской трагедии, которую российские (а позже советские) немцы перенесли-пережели с лихвой.
Кончилось все плачевно: ограничениями, унижениями, издевательствами, гонениями, извращениями, глумлениями, депортацией, трудармией, ссылками, целевым истреблением этноса.
О том написан Монблан литературы. Пепел Клааса стучит в наших сердцах.
Началось с массовых потоков в Россию, соблазненных посулами инородцев, кончилось полным крахом и разочарованием, массовым исходом из России. Замкнулся исторический круг. Захлопнулась ловушка.
Получилось: «И голым в Африку пущу». Российские немцы на новой родине оказались пасынками и изгоями. Выжали, однако, из них все, что можно было выжать – и пот, и кровь, энергию и силу, порядочность и трудолюбие, преданность и послушание.
В числе первых переселенцев в поисках мира и счастья пожаловал в Руссланд с женой и двумя детьми мой сорокалетний предок в восьмом поколении Андреас Бельгер. От него пошли российские Бельгеры. Мало кто из его потомков уцелел. Один из них я, доживаю свой век уже не в России – а в Казахстане, где в годы лихолетья обрел приют и опору.
Как я должен отмечать эту круглую дату?
Торжественно или скорбно?
Я слово в слово повторю вопрос оплакивавшего свою измытаренную социальными катаклизмами родину русского писателя: «За какой грех или за какую смертную вину?» («Взвихренная Русь»).
Нет ответа.
Уцелевшие, не уезжавшие на прародину потомки тех немцев просят правительство России помочь провести в 2014 году общенациональный съезд российских немцев, чтобы восстановить историческую справедливость – реабилитировать народ.
Мне это нужно?!
Зачем же Путину отдуваться за сталинские грехи и злодеяния?
Смешно!!
Реабилитировать меня должен был тот, кто огульно репрессировал. Не так ли?
Это надо было сделать еще в начале 50-х годов прошлого века, когда еще царствовал усатый вождь!
Тогда это было бы понятно.
И даже на исходе 80-х годов ХХ века еще теплилась надежда на реабилитацию. Я лично получил справку о реабилитации в 1994 году, когда был депутатом Верховного Совета Казахстана ХІІІ созыва.
Обхохочешься!
Теперь, спустя семь десятков лет после депортации, после всех унижений, физического и морального истребления народа, в дождливую весеннюю ночь начхать я хотел на эту реабилитацию с балкона четвертого этажа! От скорби и возмущения я не нахожу подобающих слов ни по-русски, ни по-немецки. И потому говорю по-казахски: басыңа шайнап жақ! (По смыслу и по эмоциональной выразительности это примерно означает: «Свою мерзкую жвачку намажь на свою паршивую голову!»). Меня репрессировали воровски и подло, а иллюзорная реабилитация – еще большая подлость.
Подавись!
А великая прабабушка наша, русская кайзерин Екатерина Вторая – верю! – хотела всем нам добра. Не получилось. Как всегда. Получилось только у Иосифа-Усача.
Круглая дата наводит
на неоднозначные думы.
Всякое было.
Не только дурь и горе.
Как у Алексея Ремизова в «Взвихренной Руси»:
Был голод, было
и изобилие.
Были казни, была
и милость.
Был застенок, был
и подвиг: в жертву
приносили себя ради счастья народного.
Было унижение,
была и победа.
Это сказано о Руси.
Святой и взвихренной.
А немцы российские
были с русскими вместе 250 лет.
И больше. Ибо осколки
и ныне еще вместе.
Значит, и они, мои
соплеменники, изведали все лихо сполна.
Было, было…
Весенней дождливой ночью я стою на балконе и думаю свою горькую думу….
Март, 2013 г.